Конспект НОД во второй младшей группе "Посиделки".
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Знакомство детей с русским народным бытом во второй младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posidelki.docx138.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Посиделки»

(Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе).

        «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов».

                                                                                К.Д. Ушинский.

         Знакомя детей с истоками народной культуры, традициями, предметами старины, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа, помогаем им усвоить лучшее из накопленного нашими предками опыта.

        Чтобы сделать процесс ознакомления с историей России увлекательным и интересным в группе прошла тематическая неделя «Русское народное творчество».

        Цель: знакомство детей с русским народным бытом.

        Задачи по образовательным областям:

1. «Социально-коммуникативное развитие»: воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности; приобщать детей к истокам русской национальной культуры, способствовать развитию у детей лучших черт русского характера, формировать чувство национального достоинства.

2. «Познавательное развитие»: знакомить детей с народными традициями,

углублять знания детей об особенностях предметов старинного русского быта; способствовать развитию познавательной активности, любознательности, расширять кругозор детей.

3. «Речевое развитие»: побуждать интерес к произведениям устного народного творчества; формировать образную речь детей; употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки; обогащать словарь названиями предметов быта (самовар, ухват, кочерга, печь, чугунок, сарафан, лапти).

4. «Художественно-эстетическое развитие»: использовать средства изобразительной деятельности для закрепления знаний о народно-прикладном искусстве; показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, закличках; развивать интерес к русской народной музыке, желание её слушать, отзывчивость при восприятии народных музыкальных произведений.

5. «Физическое развитие»: развивать мелкую моторику рук, накапливать и обобщать двигательный опыт детей по средствам русской народной игры.

        

        Оборудование:

1. Предметы быта: вышитая скатерть, полотенца (рушники); сарафан, косоворотка, вязаные дорожки, лапти, горшки, миски, ухват, кочерга, веник.

2. Художественный материал: карандаши, раскраски «Дымковская игрушка».

3. Музыкальный материал: аудиозаписи «Русская народная музыка».

        Ход занятия.

(Занятие проводится в групповой оформленной под русскую избу).

Воспитатель встречает детей:

- Здравствуйте, гости дорогие!

- Хорошему гостю хозяин рад!

- Много гостей, много и новостей.

        

        В старину тёмными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки. Говорили шутки-прибаутки и работали: вязали, вышивали, плели лапти, корзины, делали игрушки для детей. Такие вечера назывались посиделками.

        А сейчас, ребята, осмотрите «избу» и назовите предметы, которые могли бы быть сделаны на посиделках. (Дети указывают на полотенце и отмечают, что оно вышитое; лапти - плетёные, коврик - вязаный).

А сейчас, я приглашаю вас на посиделки!

Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем.

Каравай мы вам подносим

Поклонясь, отведать просим. (Девочка принимает каравай, благодарит с поклоном).

Ребята, давайте с вами вспомним старинную русскую игру «Арина».

Долгая, Арина, встань выше овина.

Рученьки сложи, чьё имя, укажи!

Хожу, гуляю вдоль караваю.

Вдоль по караваю, кого найду, узнаю!

Вспитатель: 

- Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы:

- Без труда не выудишь рыбку из пруда.

- Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

- Рабочие руки не знают скуки.

- Разговорами кашу не сваришь.

- Сделал дело – гуляй смело.

Ребята, а как вы можете объяснить пословицу: «Сделал дело – гуляй смело».

                 

Я приготовила для вас загадки, а отгадки вы можете найти в нашей «избе».

Кто отгадает, тот покажет, как пользоваться отгадкой. (Дети отгадывают загадки).

- Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

- Никогда не ест, а только пьёт да кипяток льёт. (Самовар)

- Кто в избе рогат? (Ухват)

- Бычок рогат, в руках зажат,

  Еду хватает, а сам голодает. (Ухват)

- Чёрный конь скачет. (Кочерга)

- Кривая собачка в печку глядит. (Кочерга)

- Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает. (Веник)

- Сорок братцев вместе живут, мусор метут. (Веник)

А сейчас давайте послушаем шутки – прибаутки. 

Где ты, брат Иван?

- В горнице.

- А, что делаешь?

- Помогаю Петру.

- А Пётр, что делает?

- Да на печи лежит.

- Ты пирог съел?

- Нет, не я.

- А вкусный был?

- Очень!

Пошутили, пора бы нам и поработать, раскрасить для малышей игрушки.

А что бы наши пальчики хорошо трудились надо их размять. (Музыкально – пальчиковая гимнастика «Зеркало»).

А после работы всех приглашаю на чай с караваем!

 

        Использованная литература:

1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова.

2. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. О.Л. Князева, М.Д. Маханева.

3. Патриотическое воспитание дошкольников. Н.В. Алешина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия во второй младшей группе на тему: "Мое тело. Знание о частях тела и органах чувств" (образовательная область "ЗДОРОВЬЕ")

Организационный момент с помощью игры "Назови ласково"Основная часть: Отгадывание загадок о частях тела. Рассматривание на картинке. Беседа о значимости их для человека.  Проведение игр "Чудесный...

Конспект НОД во второй младшей группе детского сада на тему:Развитие сенсорного восприятия младших дошкольников с использованием технологии проблемно - диалогического обучения

Данный конспект разработан на основе использования технологии проблемно - диалогического обучения. Данный метод разрабатывался Е.Л. Мельниковой для использования в школе. Для преемственности уровней о...

Конспект НОД во второй младшей группе по теме «Активизация связной речи детей второй младшей группы в процессе театрализованной деятельности».

Цель: Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать речь через театрализованную деятельность.Задачи:·...

Конспект НОД во второй младшей группе «Путешествие в сказку» (организация игр по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста).

Конспект непосредственно-образовательной деятельности   во второй младшей группе Тема: «Путешествие в сказку» (организация игр по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольн...

Конспект для детей второй младшей группы (3-4 года) по теме «Маленькие фокусники». Это конспект познавательного и исследовательского занятия по изучению свойств воды через фокусы.

Конспект для детей второй младшей группы (3-4 года) по теме «Маленькие фокусники». Это конспект познавательного и исследовательского занятия по изучению свойств воды через фокусы....

Конспект занятия во второй младшей группе «Домашние животные и их детеныши» (младшая группа)

Цель:- Развивать знания детей о жизни домашних животных и их детенышах....

Конспект развлечения во второй младшей группе по ПДД «Маленькие пешеходы» материал (младшая группа)

Конспект развлечения во второй младшей группе по ПДД«Маленькие пешеходы»Цель: Познакомить детей с правилами безопасного перехода дороги по пешеходному переходу. Профилактика детского ...