Деловая игра для педагогов на тему "Вспомнить все".
материал по развитию речи

Рахимова Анастасия Алексеевна

Формирование звуковой культуры речи детей в процессе учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vspomnit_vsyo.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра

для педагогов на тему: «Вспомнить всё».

Формирование звуковой культуры речи детей

в процессе учебной деятельности.

                                 

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно и включает в себя: формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, формирование правильного речевого дыхания, а так же умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности.

Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за своей речью.

Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует артикуляционная гимнастика.

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам сыграть в игру «Вспомнить всё». Для начала я хочу вам представить жюри, которое будет оценивать задания. (Представление жюри). Теперь предлагаю вам разделиться на 2 команды: «Говоруньи» и «Болтуньи». Каждая команда выберите себе капитана. Я проведу конкурсы, а жюри оценит каждый конкурс от 1 до 3 баллов.

1 конкурс «Развитие артикуляции и мелкой моторики рук».

Разминка. Уважаемые педагоги, предлагаю вам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки.

«У бабушки с дедушкой».

Толстые внуки приехали в гости. (Надуваем щеки)

С ними – худые, лишь кожа да кости. (Втягиваем щеки)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, (Заборчик)

Поцеловать они их потянулись. (Дудочка)

Утром проснулись – в улыбочку губы. (Улыбка)

Чистим мы верхние, нижние зубы. (Чистим зубки)

Блюдца поставим – положат блины нам. (Блинчик)

Блинчик жуем с вареньем малиновым. (Вкусное варенье)

Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо. (Подуть на блинчик)

Чашки поставим, чтоб чаю налили. (Чашечка)

Вкусный был завтрак, никто не обижен. (Кончик языка облизывает губы по кругу)

Скажем «спасибо» и губы оближем. (Облизываем губы)

Дедушка сделал для внуков качели. (Качели)

Все мы на них покачаться успели.

Вечером скачем на лошади ловко. (Лошадка)

Звонко стучат по дороге подковки. (Лошадка)

Вот замедляет лошадка шажочки, (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки)

И на опушке мы видим грибочки. (Грибочки)

1 задание: «Зарядка для языка».

Ведущий раздаёт карточки командам и даёт 3 минуты на подготовку. После подготовки капитан каждой команды выходит в центр и демонстрирует выполнение упражнений. Команда повторяет.

1 команде: показать комплекс артикуляционных упражнений для свистящих звуков.

2 команде: показать комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков.

2 задание: «Знания органов артикуляции и основных понятий».

Ведущий поочерёдно задаёт вопросы командам.

Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык)

Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, спинка, корень, боковые края)

Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твердое небо, голосовые связки, носовая полость)

Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются)

Как называется работа органов речи (языка, губ и т.д.) необходимая для образования звуков? (Артикуляция)

 Единица речи, представляющая звуковое выражение отдельного предмета мысли? (Слово)

Способность выражать мысли словами, умение говорить. Один из признаков, отличающий человека от животных? (Речь)

Отрезок речи между двумя паузами, объединенный интонацией? (Фраза)

Манера говорить, произносить слова? (Произношение)

Одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки? (Слух)

2 конкурс «Развитие фонематического слуха и восприятия».

1 задание «Придумай рифму к слову».

На мольберте выставлены перевёрнутые обратной стороной предметные картинки. Представитель каждой команды выходит к мольберту, поочерёдно переворачивает картинки и называет предметы. Члены его команды подбирают рифмы к этим словам. (Кошка – окошко, улитка – калитка, корзина – картина, жучок – паучок).

2 задание «Подберите слово к схеме».

На мольберте выставлены варианты схем слов, состоящих из 3 звуков: гласные обозначены красным цветом, твердые согласные – синим цветом, мягкие согласные – зеленым. Команды должны подобрать к этим схемам как можно больше слов – названий растений и животных, за 2 мин. (Сад, дуб, мак, тис, бук, лук, луг, сом, вол, бык, кот, мул, жук, мышь, вошь, мох, лес, рис, лен, вяз, пес, лис, кит, лев, чиж, еж, як, рысь, лось, сыч, гусь, пень, чай, лещ, язь, оса, тля.)

3 задание «Напишите самое длинное слово».

Командам раздают чистые листы бумаги и маркеры. Нужно вспомнить самое длинное слово, написать его и подсчитать количество букв. (Самоуничтожение, газонокосилка, высокопревосходительство). Команда, придумавшая слово длиннее получает большее количество баллов.

4 задание «Определите место звука в слове».

Ведущий предлагает встать возле своего места выполнить задание: «Если в слове, которое я произнесу, звук [л] будет стоять в начале слова, поднимите руки вверх и потянитесь; если в середине – поставьте руки на пояс; если в конце – наклонитесь и поставьте руки на колени».  (Лампа, кулак, стол, колба, осёл, дятел, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка, футбол, лошадь, молоко).

5 задание «Работа с пословицами».

Ведущий предлагает представителям команд поочерёдно продолжить пословицу.

С волками жить – (по-волчьи выть).

С миру по нитке – (голому рубаха).

Всяк сверчок – (знай свой шесток).

Двое пашут - (а семеро руками машут).

Кончил дело – (гуляй смело).

Гром не грянет – (мужик не перекрестится).

А теперь нужно поочерёдно перевести пословицы на русский язык.

Молчаливый рот – золотой рот. (Германия.)

 (Слово – серебро, а молчание -  золото.)

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия.)

(Язык до Киева доведет.)

Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция.)

(Обжёгшись на молоке, дует на воду.)

Молчаливый рот – золотой рот. (Германия.)

(Слово – серебро, а молчание -  золото.)

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия.)

(Язык до Киева доведет.)

Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция.)

(Обжёгшись на молоке, дует на воду.)

6 задание «Формирование правильного звукопроизношения и дикции».

Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки со скороговорками. Первую скороговорку нужно произнести быстро, вторую – тоже быстро и с определенной интонацией.

Карточка №1.

Гризли продавал гриву льва за гривну.

Компьютерному пирату в Интернете не рады. (сердито)

Карточка №2.

Вера и Люда кормили двугорбого верблюда.

Саша шустро сушит сушки. (удивленно)

Ведущий объявляет об окончании деловой игры. Жюри подводит итоги всех конкурсов и объявляет команду-победительницу. Команде-победительнице вручаются медали, а проигравшей команде памятки о речевом дыхании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет в форме деловой игры с педагогам ДОУ «Комплексно-тематическое планирование работы педагога ДОУ

Методическая разработка плана проведения педагогического совета в форме деловой игры с воспитателями и специалистами в дошкольном образовательном учреждении.  Данный материал содержит:  пере...

Презентация ДЕЛОВАЯ ИГРА для педагогов по теме «Совершенствование грамотной речи педагога на работе и в повседневной жизни»

Материал представлен в форме деловой игры для воспитателей ДОУ. Цель игры: Совершенствование грамотной речи педагогов. В статье представлены игровые упражнение на словообразование и словоизменени...

Деловая игра для педагогов на тему: Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ

Деловая игра для педагогов на тему: "Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ"...

Конспект деловой игры для педагогов дошкольного образования по теме «Повышение компетентности педагогов при интегрировании образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО»

Выступление на РМО педагогов дошкольного образования по теме "Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО" 2015 - 2016 гг....