Открытое занятие. Реализация системно деятельного подхода на занятии по развитию речи в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ковалева Наталья Владимировна

Реализация системно деятельного подхода на занятии по развитию речи  в подготовительной к  школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация системно деятельного подхода на занятии по развитию речи  в подготовительной к  школе группе.

Программное содержание:

Цель занятия: Учить детей разрабатывать гипотезы, развивать стремление к самостоятельному получению знаний.

Коррекционно-образовательные задачи.

  1. Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;
  2. Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительным  в роде, числе, падеже;
  3. Совершенствовать навыки составления и использования простых и сложных предложений;
  4. Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях;
  5. Развивать умение поддерживать беседу.

Коррекционно-развивающие задачи.

  1. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с  движением.

Коррекционно-воспитательные задачи.

  1. Совершенствовать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  2. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Ход занятия.

Логопед : - Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются).

Логопед: - С гостями мы поздоровались, а вот друг с другом нет.

Игра приветствие «Ладошки»

Поднимите все ладошки

И потрите их немножко.

Дружно хлопните опять:

Продолжайте потирать!

Мой сосед такой хороший-

Я ему пожму ладоши.

И другой сосед хороший-

И ему пожму ладоши.

Руки вверх поднять пора.

И сказать дружное: Ура!

(Подкинуть лист с мнемо - таблицей  «В лесу  плачет ёж»)

Логопед:  Ребята, посмотрите,  что это за  мусор, откуда он тут  взялся?

(дети рассматривают листы), От кого это письмо (от ёжика),  что он тут написал?  составляя мнемо таблицу «В  лесу плачет ЁЖ» ). А как нам  узнать, почему  он плачет? (Чтобы  точно узнать  нужно спросить у  него). А где он живёт? ( в лесу). А как же мы доберёмся в лес.(Можно  к нему отправиться).

 Логопед:   - А на  чём  мы  можем отправиться? (Опрос детей на  чём хотел бы отправиться. Обыгрывание  ситуации, подвести к результату – воздушный шар). У воздушного шара для пассажиров есть большая корзина, где же нам её взять? (сделать). Вы мне покажите.

Логопед: - Сейчас мы сплетем корзину (дети становятся в круг, кладут руки на плечи друг другу). Какая  получилась корзина? – обогащение прилагательными.(Большая, красивая, цветная, синяя и т.д.) Посмотрите, какой огромный шар сейчас нас поднимет в воздух. Закройте глаза и держитесь крепче. Делаем глубокий вдох-выдох, шар взлетел. Вокруг нас белые пушистые облака, лучи солнца согревают щечки. Посмотрите, как высоко мы взлетели! (опрос детей). 

Логопед:  …….Что ты видишь с  высоты  воздушного шара?

(логопед летит с детьми и обыгрывает ситуацию, что видно с корзины воздушного шара)

Логопед: А я вижу  много различных деревьев,  кустарников, что это может быть? (Лес). Вот мы и прилетели. Я предлагаю вам совершить прогулку по осеннему лесу. Присядем на полянку, полюбуемся красотой осеннего леса.

(Мультимедийная презентация).

Логопед: Очень красивый осенний лес. В этом волшебном осеннем лесу я представляю себя маленьким зайчиком. Я  ещё не поменял свою шубку, она  у меня  серая. Я бегаю по  лесу  собираю грибы  ягоды. Прячусь за  кустиками,  вдруг где-то бродит  волк . А вы  кем себя  представляете?

(опрос детей)

Логопед: Как здорово  мы   с  вами поиграли. А вы помните зачем  мы  с вами прилетели в осенний лес? (ответы детей).

Логопед: Ой, ребята, я что  то слышу в лесу, по-моему это кто-то плачет.

(дети проходят и видят маленького ёжика)

Логопед: Как вы думаете, почему ёжик плачет? (ответы детей) а как же  нам узнать кто прав, что же  случилось у Ёжика. (Спросить у него?).Ежик плачет не сможет нам ничего сказать, что же нам делать? ( успокоить). Как успокоить (пожалеть,  сказать ласковые слова).

Дети гладят Ёжика, говоря ласковые слова. Ёж  успокаивается и отвечает ребятам.

ЁЖ: Здравствуйте ребята, как я  вас ждал, вы получили моё  послание. Спасибо что вы пришли. (плачет). Я думал, мне уже ни кто не поможет.

Мама ежиха давно легла спать, а  я не успел собрать себе листики для зимней спячки (плачет). Вы мне поможете?

Логопед: А для чего листья Ёжику? (ответы детей). А для  чего вообще в природе нужны листья? (ответы детей).

Логопед:  В лесу очень много деревьев, осенью они сбрасывают свои листья. Посмотрите, как  много листьев  вокруг. Я смогла  собрать целый букет. Выберете один листик себе. (Дети выбирают лист). (Имя ребёнка) ты  выбрала лист с клёна,  какой  у тебя лист (кленовый) и т.д.

 Д/и  «Какой лист?»   (ответы детей).

  Лист клёна (какой лист?) – кленовый; рябины – рябиновый;   берёзы – берёзовый; дуба – дубовый; липы – липовый; каштана- каштановый; ивы-ивовый.

Логопед: - Ребята, все знают какой лист с какого дерева  у него в руках? А теперь соберите на лесной поляне такие же листья,  как у вас  в руках. (собирают идентичные листья в группе на полу) . Как много у вас листьев.  

Даша, сколько у тебя берёзовых листьев? (согласование существительных с  числительным).

Логопед: - Молодцы ребята, а давайте пошуршим листочками

 («Ш-ш-шшш»)

Логопед: - представим, что мы с вами осенние листочки и аккуратно падаем на землю. Но у каждого листика своя песенка. (Имя ребёнка) твой листик падает с песенкой  ша-шо-шу.

Игра «Запомни и повтори цепочки слогов»  (Цепочки произносятся с ударением на разный слог)

Ша-шо-шу;  ши-шу-ша;  ши-ша-шу.

Логопед:  У нас такие красивые осенние листочки в руках, Ёжик,  тебе подойдут? Ребята что мы  можем сделать с этими листочками,  чтобы помочь ёжику? (собранными  листочками).

(дети укрывают ёжика).

Логопед: Что ещё можно сделать, чтобы Ёжик поскорее уснул? (спеть песенку). Кто знает слова колыбельной  песенки? (Дети предлагают варианты, поют)

Логопед: А я не знаю слова этой песенки, но мне очень хотелось бы  спеть для  Ёжика, а  как же быть? (Логопед тихонько напевает гласные звуки, дети подхватывают идею и пропевают их вместе . Дети поют  АААААА, ООООО, УУУУ, ИИИ).

Логопед: Вот наш ёжик и заснул. А нам пора возвращаться домой.

(Делаем шар, приземляются в ДОУ).

Рефлексия  деятельности.

Логопед: Вот мы и в группе. Ребята  вам понравилось наше  путешествие? Ребята, где мы сегодня были? Как попали в лес? Где взяли листья?   Как вы считаете, мы помогли ёжику? Как мы ещё можем помогать природе, защищать её? (Рассказы детей).

Логопед: Молодцы, я думаю,  что вы никогда не нанесёте вред природе.

Логопед: А вы бы хотели рассказать о нашем путешествии маме? (Имя ребёнка) что тебе запомнилось, что ты  интересного расскажешь маме? (ответы детей). Ребята, у кого ни будь, были затруднения в нашем  путешествии? (ответы детей).

Логопед: Мне кажется, что вы  справились, не оставили в беде  маленького ёжика  и  будете любить и защищать природу дальше. И сможете всегда прийти на помощь.

.