Викторина по русским народным сказкам
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Маркелова Виктория Михайловна

Конспект непосредственной образовательной деятельности

для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

«Викторина по русским народным сказкам»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили:

Лобанова Елена Борисовна,

Маркелова Виктория Михайловна

Цель – приобщение детей к миру народной культуры и формирование через нее речевой культуры.

Задачи:

  • Содействовать обогащению представлений детей о русских народных сказках.
  • Способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления.
  • Воспитывать дружеские отношения, вызвать положительный эмоциональный отклик в совместной деятельности.

Предварительная работа: чтение и рассказывание сказок с беседой по содержанию, совместные и самостоятельные игры с использованием настольного театра.

Способы организации:

Словесный: мотивация детей к деятельности, похвала, речевой образец воспитателя, повторное проговаривание, постановка вопросов, беседа с помощью тщательно продуманной системы вопросов.

Наглядный: демонстрация иллюстраций, распознавание, определение их хронологии.

     Практический: отгадывание загадок, многократное повторение действий, дидактические игры «Большой – маленький», «Где герой?», «Третий лишний», физкультминутка «Колобок».

Средства и оборудование: иллюстрации к сказке «Колобок», картинки слов на первые звуки [ш] и [с], мяч, призы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_skazkam.docx758.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 30»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

«Викторина по русским народным сказкам»

Выполнили:

Лобанова Елена Борисовна,

Маркелова Виктория Михайловна

Арзамас, 2022

Цель – приобщение детей к миру народной культуры и формирование через нее речевой культуры.

Задачи:

  • Содействовать обогащению представлений детей о русских народных сказках.
  • Способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления.
  • Воспитывать дружеские отношения, вызвать положительный эмоциональный отклик в совместной деятельности.

Предварительная работа: чтение и рассказывание сказок с беседой по содержанию, совместные и самостоятельные игры с использованием настольного театра.

Способы организации:

Словесный: мотивация детей к деятельности, похвала, речевой образец воспитателя, повторное проговаривание, постановка вопросов, беседа с помощью тщательно продуманной системы вопросов.

Наглядный: демонстрация иллюстраций, распознавание, определение их хронологии. 

     Практический: отгадывание загадок, многократное повторение действий, дидактические игры «Большой – маленький», «Где герой?», «Третий лишний», физкультминутка «Колобок».

Средства и оборудование: иллюстрации к сказке «Колобок», картинки слов на первые звуки [ш] и [с], мяч, призы.

Содержание образовательной деятельности:

Воспитатель: сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам. В них живут добрые и веселые животные, птицы, которые, как и люди, умеют ходить и разговаривать. А вы любите сказки?

Ответы детей

Один из героев сказки прислал нам письмо. А вот кто это, вы узнаете, когда отгадаете мою  загадку:

«Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.

Отгадайте без подсказки, из какой ушел я сказки?».

Дети: это Колобок.

Воспитатель: Колобок пишет, что катился-катился по лесу и потерялся, укатился из своей сказки. Ему очень нужна наша помощь. Чтобы помочь Колобку, нужно выполнить задания.

Воспитатель: первое задание – отгадать загадки про сказочных персонажей.

  1. Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж  попался…. (колобок).

2) Какую кличку носила собака, которая жила в семье дедушки, бабушки и внучки? (Жучка).

3) Как звали девочку, которая пошла с подружками гулять в лес и потерялась? (Машенька).

4) У кого избушка была ледяная? (у лисы).

5) Кто первым нашел теремок в лесу? (Мышка-норушка).

6) Он носом в землю постучит,

Взмахнет крылом и закричит.

Кричит он с раннего утра,

Что всем вставать пришла пора … (петух)

7) Косолапые ноги, зиму спит в берлоге?  (медведь)

Воспитатель: какие вы молодцы, все загадки отгадали. Вот вам второе задание от Колобка – рассказать сказку от лица героя.

Чтобы Колобок нашел дорогу в свою сказку, давайте напомним ему, что в этой сказке происходило.

Поставить иллюстрации к сказке «Колобок» в хронологическом порядке.

Воспитатель: послушайте, как я расскажу сказку от лица БАБУШКИ.

«Я по амбару помела, по сусеку поскребла и набрала муки. Тесто сделала, сметанки положила, маслица налила, скатала Колобка и в печку отправила. Испекся Колобок румяный и горячий. Я положила его на окошко студить. Пришла, а Колобка нет».

Воспитатель: ребята, может бабушка дальше рассказывать?

Дети: нет, она же не видела, куда покатился Колобок.

Воспитатель: а кто же может дальше сказку рассказать? (Зайчик, волк, медведь и лиса).

Один из детей продолжает рассказывать сказку от лица Зайца.

Воспитатель: Зайчик, что ты делал в лесу?

Зайчик: я гулял по лесу, травку искал себе покушать.

Примерный рассказ ребенка: «Иду я по лесу, вдруг вижу, что навстречу мне Колобок. Я ему говорю: «Колобок, я тебя съем». А Колобок мне отвечает, что песенку споет. Запел он свою песенку и только я хотел его схватить, как он прокатился мимо и только его и видели».

Дети рассказывают сказку и от лица других героев – Волка, Медведя и Лисы.

Воспитатель: ребята, справились мы со вторым заданием?

Дети: да.

Воспитатель: Тогда слушайте третье задание нашей викторины – нужно выбрать картинки по первым звукам  [ш], [с] (приложение 1).

Воспитатель: а сейчас предлагаю вам немного отдохнуть.

Физкультминутка «Колобок».

Колобок, колобок,

Теплый и румяный                                      наклоны вправо-влево

Прыг да скок, прыг да скок,

Припустился наш дружок                       прыжки и бег на месте

То направо повернул,

То налево он свернул                                повороты направо и налево

По дорожке покатился,

То с бельчонком подружился.                   Приседания

Покатился по дорожке

И попал ко мне в ладошки.                 Дети из круга подбегают к воспитателю    

Воспитатель: мы немного размялись и отдохнули, а сейчас слушайте четвертое задание – Колобок очень веселый, очень любит играть. Он приготовил для нас разные игры. Посмотрите, что у меня в руках?

Дети: мяч.

Воспитатель: похож мяч на Колобка? Да, такой же круглый. Давайте поиграем в игру с мячом «Большой – маленький».

Я буду бросать вам мяч по кругу, называя существительное со словом «большой», а вы будете говорить мне существительное со словом «маленький», например: большой дом – маленький домик. Большой стол – маленький …, большой замок – маленький …, большой ключ – маленький …, большой заяц – маленький …, большая ложка – маленькая …, большой мяч – маленький…, большой цветок – маленький …, большой арбуз – маленький …

Дидактическая игра «Где герой?»

Взрослый ставит героев сказки «Репка»: дедушка держится за репку; бабушка в доме; внучка около лавочки; кошка Мурка под лавочкой; собака Жучка сидит в будке; мышка бежит в огород.

Дети называют, где находятся персонажи сказки и объясняют, чем они заняты.

Дидактическая игра «Третий лишний».

Воспитатель предлагает детям назвать лишнего героя в сказке.

«Теремок» - заяц, волк, кабан.

«Репка» - мышка, внучка, заяц.

«Заюшкина избушка» - лиса, волк, заяц.

«Волк и семеро козлят» - коза, волк, медведь.

«Рукавичка» - заяц, собака, кабан.

«Зимовье зверей» - баран, свинья, заяц.

Воспитатель: какие вы, ребята, молодцы. Все задания выполнили и помогли Колобку вернуться в свою сказку.

Рефлексия:

В мире много сказок,

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Скучно нам без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

Вам понравилась наша викторина? А в какой стране мы сегодня побывали? В стране сказок? Что понравилось больше всего? Сегодня мы решали интересные и сложные задания, отвечали на вопросы. Пришло время получать сладкие призы от Колобка.

Приложение 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои любимые сказки.Литературная викторина по русским народным сказкам и произведениям Корнея Чуковского для детей старшей группы

Уважаемые коллеги представляю Вам литературную викторину, которая прошла успешно. Дети с удовольствием цитировали, играли, отгадывали, инсценировали и получили эмоциональный заряд....

Конспект НОД Литературная викторина по русским народным сказкам для детей средних групп «У сказки чистая душа»

Конспект НОД  Литературная викторина по русским народным сказкам  для детей средних групп «У сказки чистая душа» Цель: уточнение представлений о русских народных и авторских сказка...

Викторина по русским народным сказкам "В гостях у сказки"

Данный материал предлагается как итоговое занятие по чтению русских народных сказок в средней группе детского сада....

Литературная викторина по русским народным сказкам: «В гостях у сказки»

24 ноября  в корпусе «Рыжик» учитель-логопед  Исхакова  Гюзель  Жафяровна  провела  с детьми подготовительной группы  «Почемучки» литературную викторину  «В гос...

Литературная викторина по русским народным сказкам "Сказка-сказка,приходи!"

Целью данной викторины было: показать развитие речи детей,активизировать устную речь,совершенствовать элементы актёрского мастерства,прививать любовь к устному народному творчеству....

Литературная викторина по русским народным сказкам для детей среднего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

    Цель: приобщать детей к народной культуре - знанию сказок.Задачи:  - активизировать знания детей о русских народных сказках...