Работа по развитию сюжетосложения у детей 5-6 лет.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Филиппова Олеся Сергеевна

этапы и игровые ситуации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktich1._vopros_10.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Работа по развитию сюжетосложения у детей 5-6 лет.

  1. понятие сюжетосложения;
  2. схема сказки,
  3. задачи;
  4. этапы и игровые ситуации (по Михайленко-Коротковой)
  5. особенности организации
  6. план работы на 2 недели.

1. Сюжетосложение – воссоздание целостных событий, включающих разнообразные персонажи с их действиями и отношениями, и соединение этих событий в различные последовательности. Требует большего использования речевого обозначения и пояснения. Игра частично переходит в план речи и воображения.

2. схема сказки (Пропп, Родари) – взрослый придерживается этой схемы при проведении игры-придумки (взрослый предлагает ребенку «играть по-новому – придумывать вместе», т.е. берется известная ребенку сказка и совместно «переписывается», но для этого нужны смысловые опоры – дает возможность сознательно оперировать событиями и их последовательностями как самостоятельным материалом):

  1. фиксация первоначальной недостаточности, отсылка героя за недостаточным;
  2. встреча героя с дарителем волшебного средства, предварительное испытание;
  3. получение волшебного средства, преодоление препятствия с его помощью;
  4. встреча с антагонистом, основное испытание;
  5. победа и получение недостаточного;
  6. возвращение и награда.

3. Задачи:

  • развивать умения выделять, обозначать целостные сюжетные события;
  • развивать умение комбинировать целостные сюжетные события в последовательности;
  • развивать умение действовать согласованно с партнером.

4. Этапы работы:

  • небольшие вариации сказочного сюжета;
  • придумывание по нескольким известным сказкам 2-3 истории, все больше отличающиеся от исходного сюжета;
  • комбинирование сказочного сюжета и реальных событий/персонажей сказок с реальными людьми;
  • необычное сочетание персонажей (история про Буратино и воспитательницу), помещение персонажа в необычные условия (Снусмумрик в Цветочном городе).

*игровые ситуации=игры-придумки

5. Особенности организации: участников не должно быть более 4, чтобы ребенку не пришлось долго ждать своей очереди высказаться; участники рассказывают по очереди; время игры – 10-20 мин. Каждый смысловой блок сказки связан с появлением нового персонажа, т.е. всего в новой сказке – не более 6-7 событий.

 

6. План работы на 2 недели (на примере сказки «Царевна-лягушка»):

День недели

Этап работы

Задачи

Ход игры

Особенности организации

Понедельник

небольшие вариации сказочного сюжета

развивать умения выделять, обозначать целостные сюжетные события;

Воспитатель предлагает детям поиграть в новую игру – придумывать новые сказки про знакомых героев. Начинает рассказывать: у одного царя было семеро сыновей. Царь собрал их и говорит: я уже стар, а никогда в жизни пальм не видел. Привезите как вы, сынки мои любезные мне пальму из-за моря!  

Объясняет правила: все говорят по очереди, как бы передавая эстафету (можно использовать мяч). Дети продолжают рассказ воспитателя.

Вторник

небольшие вариации сказочного сюжета

развивать умения выделять, обозначать целостные сюжетные события;

В зависимости от того, на чем остановились в предыдущий день: можно продолжать развивать вчерашний сюжет/начать заново.

Среда

небольшие вариации сказочного сюжета

развивать умения выделять, обозначать целостные сюжетные события;

То же.

Четверг

придумывание 2-3 историй, все больше отличающиеся от исходного сюжета

развивать умение комбинировать целостные сюжетные события в последовательности

По сказке придумывается несколько вариантов сразу, возможно разными детьми придумываются разные вариации  

Пятница

придумывание 2-3 историй, все больше отличающиеся от исходного сюжета

развивать умение комбинировать целостные сюжетные события в последовательности

То же

Понедельник

комбинирование сказочного сюжета и реальных событий/персонажей с реальными людьми;

развивать умение действовать согласованно с партнером

Неожиданно в сказку попадают сами дети и рассказывают другим о том, что там происходит

Вторник

комбинирование сказочного сюжета и реальных событий/персонажей с реальными людьми;

развивать умение действовать согласованно с партнером

То же

Среда

необычное сочетание персонажей

развивать умение действовать согласованно с партнером

Воспитатель предлагает детям рассказать историю «как будто Змей Горыныч и Баба-Яга попали в гости к Ивану царевичу»

Четверг

необычное сочетание персонажей

развивать умение действовать согласованно с партнером

Марья Моревна и Василиса Премудрая решили навестить Змея Горыныча, который исправился и стал добрым

Пятница

необычное сочетание персонажей+ помещение персонажа в необычные условия

развивать умение действовать согласованно с партнером

Персонажи попадают в Изумрудный город


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через изодеятельность

Возникающее в дошкольном возрасте творческое вооброжение  важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формированияличности ребенка в целом....

Квалификационная работа "Коррекционная работа по развитию мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта"

Квалификационная работа учителя-дефектолога на тему "Коррекционная работа по развитию мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта"...

Презентация опыта работы "Интегрированный подход к организации работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Презентация содержит краткое описание опыта работы; цели, задачи, актуальность, направления работы и результативность....

Особенности коррекционной работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития

Специфика содержания и методов работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития....

Опыт работы «Вариативные формы работы в развитии творческих способностей детей»

Здравствуйте! Я представляю вашему вниманию свой не большой, но интересный опыт развития творческих способностей  детей  средствами пластилинографии.   Вариативная часть ООП нашего...

Опыт работы "Использование кругов Луллия в работе по развитию речевой активности детей старшего дошкольного возраста"

Учите ребенка, каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-Он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, он усвоит их на лету.К.Д.УшинскийОсновная идея работы с дидактиче...