НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности «Речные и озерные рыбы». Звуки [С]-[С’], [З]-[З’]. Буквы С, З.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности

 

«Речные и озерные рыбы». Звуки [С]-[С’], [З]-[З’]. Буквы С, З.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryby_ood_3._var2_1.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №31 хутора Коржевского муниципального образования Славянский район

НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности

«Речные и озерные рыбы». Звуки [С]-[С’], [З]-[З’]. Буквы С, З.

Шаповалова Светлана Александровна

Конспект организованной образовательной деятельности

Тема:   «Речные и озерные рыбы». Звуки [С]-[С’], [З]-[З’]. Буквы С, З.

Коррекционно-образовательные задачи.

1. Активизация словаря по теме «Речные и аквариумные рыбы».

2. Учить дифференцировать звуки [с], [сь] — [з], [зь] артикуляционным и акустическим признакам, по звонкости-глухости на слух, при чтении

3. Закреплять навык дифференциации букв С, З при чтении и на письме.

4. Совершенствовать навык чтения слов с пройденными буквами.

5. Закреплять навык употребления слов-антонимов.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие фонематического слуха, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование.  Картинки на звуки [с], [сь] — [з], [зь], картинки (бабушка, комар, насос, зебра, носок, апельсин, коза), цветовые символы звуков, записки с заданиями, игральный кубик, мяч, 2 сундучка, тетради по количеству детей, слоги и слова для чтения, напечатанные слова с пропущенными буквами С, З.

                                  Ход ООД:

1. Организационный момент. Игра «Наоборот» (Закрепление  навыка употребления слов-антонимов).

Логопед приветствует детей и предлагает игру «Наоборот».

- Я бросаю вам мячик, называя слова, а вы возвращаете мне его и называете противоположные по смыслу. Они должны начинаться на звук [з] или [с].

  • Трусливый – смелый
  • Добрый – злой
  • Горькое – сладкое
  • Открытый – закрытый
  • Пасмурный – солнечный
  • Глухой – звонкий
  • Неизвестный – знаменитый
  • Сильный – слабый
  • Соль – сахар
  • Мокрый – сухой

2. Введение в тему. Отгадывание загадок. Сравнительная характеристика звуков [с], [сь] — [з], [зь].

Звучит музыка. Появляется Бабушка-Загадушка.

—        Здравствуйте, дети. Я — Бабушка-Загадушка.

Я в гости к вам пришла,

И загадки принесла.

Вот первая загадка:

  • Не зверь, не птица,

          Нос, как спица.

          Летит — звенит,

           Сядет — молчит.

(Комар)

- А как звенит комар и комарик? (ЗЗЗЗЗЗЗЗЗ и ЗьЗьЗьЗь). Расскажите о звуках [з], [зь]. Обозначьте звуки цветными кружочками. Найдите букву, которой мы обозначаем звуки [з], [зь].

На букву З ты посмотри, она совсем, как цифра три.

Вот моя вторая загадка:

  • Быстро накачает мяч,

Чтобы тот пустился вскачь,

Накачает шины

У любой машины.

Мне ответьте на вопрос.

Что же за предмет? – (насос).

- Как свистит насос? (ССССССССССС и СьСьСь). Расскажите о звуках [С], [Сь]. Обозначьте звуки цветными кружочками. Найдите букву, которой мы обозначаем звуки [С], [Сь].

Села мышка в уголок, съела бублика кусок.

- Давайте сравним звуки [с], [сь] — [з], [зь]. Чем похожи звуки? (Эти звуки согласные, твердые и мягкие, произносятся в положении язычка за нижними зубками).

- Чем они отличаются? (звуки [с], [сь] — согласные глухие, звуки [з], [зь] – согласные звонкие звуки).

3. Дифференциация звуков [с], [сь] — [з], [зь] по звонкости-глухости.

—         Бабушка-загадушка приготовила нам игру. Ее название она зашифровала в слове. Последняя буква в слове-названии игры — буква И. Отгадаем его с помощью игрального кубика.

□ □ □ □ □ □ и      (записки)

Дети бросают кубик и открывают букву, соответствующую количеству очков на кубике.

—        Игра называется «Шесть записок». Первая записка у меня. На ней задание:

«Замени в слоге и в слове звук (С) на звук (З)».

Са-за

Коса-коза

Сима- Зима

Со-зо

Лиса-Лиза

Сайка- Зайка

Су-зу

Сахар-Захар

Суп-Зуб

Сы-зы

Соя-Зоя

Сэ-зэ

Логопед сообщает о местонахождении второй записки, например: «Вторая записка лежит под столом с зеркалом».  

Задание на второй записке:

Перед вами два сундука.

В них картинку разложить пора.

Дети раскладывают предметные картинки со звуками  [с], [сь] [з], [зь] в 2 сундука. 

4.Физминутка.

Логопед сообщает о местонахождении третьей записки.

Задание на третьей записке:

«Составьте по картинкам цепочку слов так, чтобы последний звук слова являлся началом следующего слова». 

На доске  картинки зебра, носок, апельсин, коза. Первое слово обозначено звездочкой. Составьте цепочку слов.

5. Дифференциация букв С-З при чтении.

Задание на четвертой записке: «Прочитай, не ошибись».

При чтении слогов и слов используется прием «Эхо»: сначала читает один ребенок, за ним повторно читают все дети хором. Логопед сообщает о местонахождении пятой записки.

За – со - су

За – зо – су

Зи – си – сы

Ос – оз – из

Зов – сон

Коса – коса

Козу – пасу

Возок - носок

6.         Дифференциация букв С — З на письме.

Задание на пятой  записке: «Восстановите слово».

«Какая буква потерялась — С или З?» Дети вписывают в слове недостающие буквы.

- ОНТ, -ИМА, ВА-А, -УБЫ

- ОВА, НО-ОК, -УМКА

7. Работа в тетради.

Задание на шестой записке: «Работа в тетради: соедини картинку с буквой».

8. Итог занятия.

—        Какие звуки научились различать? Чем они отличаются?

Логопед сообщает о сундучке с сюрпризом.

—        Чтобы сундучок открылся, надо отгадать, что в нем лежит. Название сюрприза начинается на зе... (зефир).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

Конспект фронтальной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звук и буква О» учителя-логопеда Ковган Людмилы Александровны (г. Краснодар «Детский сад № 195)

Коррекционно-развивающие задачи:1.Развивать слуховое внимание, зрительное и слуховое  восприятие.2. Упражнять детей в усвоении звуко-слоговых рядов путем уточнения пространственно-временных предс...

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: "Звуки з, з’ Буква з. "

В конспекте представлены игры и упражнкния на дифференциацию звуков З - З`. Знакомство и усвоение буквы З....

НОД по ОО «Речевое развитие» в подготовительной группе на тему «Аквариумные и пресноводные рыбы». Звук ж.

рекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Пресноводные рыбы». Совершенствование навыка слогового анализа.Коррекционно-развивающие цели. Развитие...