НОД в старшей группе компенсирующей направленности Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф. «Детский сад. Профессии».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

НОД в старшей группе компенсирующей направленности

 

Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф. «Детский сад. Профессии».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №31 хутора Коржевского муниципального образования Славянский район

НОД в старшей группе компенсирующей направленности

Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф. «Детский сад. Профессии».

Шаповалова Светлана Александровна

Тема:  Звуки  [Ф], [Ф’]. Буква Ф. «Детский сад. Профессии».

Коррекционно-образовательные задачи. 

1 Активизация и актуализация словаря по теме «Детский сад. Профессии».

2. Познакомить детей с согласными звуками [Ф], [Ф’], их акустическими и артикуляционными признаками.

3. Закреплять    понятия глухой согласный звук. Закреплять понятия  твердый согласный звук, мягкий согласный звук

4. Формировать умение слышать звуки [Ф], [Ф’],  в ряду звуков, слогов, слов, определять позицию звука.

5. Совершенствовать навык анализа,  синтеза   прямых слогов ФА, ФО, ФИ, слов со звуком Ф.

6.  Познакомить детей с согласной буквой Фф.

7.Совершенствовать навык чтения слогов, слов с новой буквой.

8. Формирование навыков составления буквы Фф из палочек, печатания в тетради.

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Воспитательные цели: Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: магнитная доска, тетрадь №2 и «Мой букварь» по числу детей, контейнер с карандашами, предметные картинки со звуками (Ф-Фь), синие флажки по числу детей, фишки, элементы букв для магнитной доски.

Ход НОД:

  1. Организационный момент.  Игра «Кому что нужно» (Активизация и актуализация словаря по теме «Детский сад. Профессии».

 (Логопед встречает детей, приветствует их  и предлагает взять по одной картинке).

- Выберете по одной картинке, назовите предмет и скажите, работнику какой профессии в детском саду нужен этот предмет.

Картинки: градусник, поварешка, зеркала, швабра, фартук белый, игрушки, компьютер, стиральная машина, пианино.

2. Сообщение темы ООД. (Развитие фонематических представлений.)

- Сегодня у нас в гостях фокусник Фома и фотограф Филя. Какой первый звук в словах фокусник, Фома, фотограф? (Звук Ф). А в имени Филя? (Звук Фь). Они одинаковые? Сегодня мы познакомимся с новыми звуками (Ф), (Фь) и буквой Ф.

3. Характеристика звуков  [Ф-Фь] по артикуляционным и акустическим признакам.

—Произнесите звук [Ф].

— Обратите внимание: когда мы произносим этот звук, губы смыкаются и нижние зубы прижимаются к нижней губе. Значит, во рту есть преграда из губ и языка. Как вы думаете, звук [ф] — гласный или согласный?

Дети. Согласный.

- Его нельзя петь, открыв рот. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?

Дети. Синим.

- Закройте ушки руками и произнесите звук (Ф). Звенит в ушах. Нет.  Значит звук (Ф) –  глухой звук.  

- Загибайте пальчики: звук (Ф) - согласный, твердый, глухой. Жить он будет в Синем замке, обозначать мы будем его синим кружочком без  колокольчика.

- Произнесите звук [Фь]

- Звук [Ф’] — братец звука [Ф]. Произносится он мягко (Ф’).  Попробуйте его спеть. (Он не поется.) Попробуем потянуть звук. Этот звук называется мягкий, глухой   согласный. Погладим мягко свою ладошку.

—Согласные мягкие  звуки живут в Зеленом замке. Согласный мягкий звук [Ф’] мы обозначим зеленым кружочком без колокольчика.

4. Развитие фонематического восприятия. Игра «Подними флажок».

- Поиграем в игру «Подними флажок». А теперь возьмите в руки по одному синему флажку. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [ф].

Ф, б, п, ф, м, ф, у, б, ф, М.

Фа, бу, мо, фы, фу, па, фо, бо.

Флаг, батон, кофта, софа, фырчать, молчать, фарфоровый, столовый, могучий.

Дети слушают и поднимают флажки, услышав звук [ф].

5. Упражнение «Кто скорее?» [Развитие навыков звукового анализа и синтеза.]

Логопед убирает флажки.

Логопед. А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. Ф, а. Что получилось?

1-йребенок. Фа.

Логопед. Верно. Получи фишку. Ф, о. Что получилось? 2-й ребенок. Фо.

Логопед. Правильно. Возьми фишку.

Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: фу, фи, фата. Логопед вместе с детьми определяет победителя и награждает его наклейкой на тетрадь.

6. Работа по книге «Мой букварь». (Знакомство с буквой Фф. Формирование навыка осознанного чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи.)

Логопед раздает детям буквари, открытые на стр. 40.

 Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.

Фиолетовый фломастер

Все неправильно раскрасил:

Флаг, жираф, фонтан —

 все это Фиолетового цвета.

В каких словах этого стихотворения есть звук [ф]?

Дети. Фломастер, флаг, жираф, фонтан.

Логопед. Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Фф. Под ними вы видите два кружка: синий и зеленый. Что это значит?

Дети. Значит, буква Фф обозначает два звука: [ф] и [ф'].

Логопед. Верно. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы все предметы, названия которых начинаются со звука [ф].

Дети. Футболист, футболка, футбольный (мяч), футбольное (поле), флаги, фотограф, фотоаппарат.

Логопед. Молодцы! Вы быстро нашли все предметы. Я вами горжусь. А теперь пройдите к доске. Давайте составим новую букву. Какие элементы вам для этого нужны?

Дети. Палочка и два полукруга.

Логопед. Как расположены полукруги по отношению к палочке?

Дети. В верхней части палочки, с двух сторон от нее.

Дети проходят к доске и составляют по одной букве ф.

Логопед. А теперь вернитесь за стол, садитесь. Давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками.

1-йребенок. Фа.

2-й ребенок. Фу.

3-й ребенок. Фо.

4-й ребенок. Фи.

1-йребенок. Пуф.

2-й ребенок. Пиф.

3-й ребенок. Фото.

 4-й ребенок. Фант.

 1-йребенок. Кофта.

2-й ребенок. Муфта.

Логопед. Теперь рассмотрите картинки и прочитайте подписи под ними.

3-й ребенок. Пуф.

Логопед. Что такое пуф?

Дети. Это мебель. На пуфе можно сидеть.

4-й ребенок. У Кати муфта.

Логопед. Что такое муфта?

Дети. Это одежда. В муфту прячут руки от холода.

1-йребенок. Тут Пиф.

2-й р е б е н о к. Там Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф.

Логопед. Кто такой Пиф?

Дети. Это пес.

Логопед. Кто такие Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф?

Дети. Это поросята.

Логопед. Обратите внимание: слова Пиф, Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф написаны с большой буквы. Почему?

Дети. Клички животных всегда пишутся с большой буквы.

Логопед. Хочу обратить ваше внимание на то, что Ариша и Ваня прочитали предложения. Мы с вами уже говорили о том, что наша речь состоит из предложений. Давайте все вместе прочитаем предложения.

Дети. Тут Пиф. Там Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф.

Логопед. Посмотрите внимательно на то, как написаны предложения. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка. А теперь закройте буквари.

Дети закрывают буквари. Логопед убирает их.

7. Пальчиковая гимнастика «Повар». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением,  тактильной  чувствительности.]

8. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики.]

 Логопед приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в ее верхней части?

Дети. Флаг, футболку, большую и маленькую буквы Фф. Логопед. Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?

Дети. Синий, потому что буква Ф — согласная. Дети раскрашивают буквы.

Логопед. А теперь подумайте, как правильно раскрасить флаги футболку. Выполняйте задание.

Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.

Логопед. Теперь положите цветные карандаши и возьмите простые, давайте напишем букву Ф.  Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу сверху вниз прямую палочку, а потом два полукруга слева и справа в верхней части палочки. Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам. Слова и предложение мы будем писать на индивидуальных занятиях. Закройте тетради.

8. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтальной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звук и буква О» учителя-логопеда Ковган Людмилы Александровны (г. Краснодар «Детский сад № 195)

Коррекционно-развивающие задачи:1.Развивать слуховое внимание, зрительное и слуховое  восприятие.2. Упражнять детей в усвоении звуко-слоговых рядов путем уточнения пространственно-временных предс...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подгрупповое занятие с элементами логоритмики в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР и ФФНР «Профессии в детском саду»

Данный конспект, надеюсь, поможет Вам вместе с детьми совершить увлекательное путешествие по детскому саду. Повторить и закрепить  знания детей о профессиях в детском саду. При помощи логоритмиче...

Конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ на тему: «Все профессии важны - все профессии нужны!» в старшей группе компенсирующей направленности Приоритетная образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗна тему: «Все профессии важны - все профессии нужны!»в старшей группе компенсирующей направленности  Приоритетн...

Календарный план воспитательно-образовательной работы старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Профессии на стройке"

Календарный план воспитательно-образовательной работы старшей группы компенсируюшей направленности для детей с ТНР на тему "Профессии на стройке"...

Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующего вида. "Звуки и буквы".

Конспект фронтального занятия в старшей группе №2,«Буквы и звуки»Подготовила и провела учитель-логопед Петрова Елена Алексеевна.Цели: Закрепление знаний о звуках и буквах А, У, О. Познаком...

Конспект НОД по ознакомление с предметным и социальным миром в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР №3 на тему: «Детский сад. Профессии»

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным миром в старшей группе на тему: "Детский сад. Профессии"...