Занятие "Наша Родина - Россия"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шиповалова Светлана Сергеевна

Технологическая карта занятия "Нашша Родина - Россия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования   «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое»»

664528, Иркутская область, Иркутский р-он, р.п. Маркова,

ул. Изумрудная, 8, тел.8(3952)488174

Технологическая карта

занятия

«Наша Родина - Россия»

Возрастная группа: Подготовительная

                   Воспитатель 1 кв.кат:

Шиповалова Светлана Сергеевна

Цель: Систематизация представлений о России через проведение игры-путешествия.

Задачи:

  1. Учиться рассказывать о Родине полными предложениями.
  2. Закрепить умение вести диалог, поддерживать непринужденную беседу.
  3. Осмысливать патриотические чувства по отношению к своей стране и к родному краю, уважительное отношение к государственным символам России.

 Форма совместной деятельности: занятие.

        Форма организации: коллективная.

        Культурно-смысловой контекст:

        Культурная практика: игровая.

Материал и оборудование: Изображения гимна, флага, аудиозапись гимна РФ, разрезные картинки, конверты с заданиями, картинки с изображением одежды народов РФ, картинки с изображением достопримечательностей города и детского сада, медали.

Предварительная работа:

  1. Беседы на темы «Наша страна – Россия», «Главный город нашей страны».
  2. Беседы о российской символике.
  3. Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине.
  4. Рассматривание глобуса, фотографий.

Словарная работа: глобус, народы, герб, гимн, флаг, держава, отечество, достояние, братские народы.

Этапы

Содержание деятельности

Действия педагога в совместной деятельности с детьми

Действия детей в совместной деятельности с педагогом

Планируемый результат

I этап

Организационный Введение в ситуацию

- Ребята вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим!

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

- Ребята что это такое? (глобус)

- А что такое глобус? (модель земли)

- А что на нём изображено? (моря, океаны, страны)

-На глобусах изображают очертания суши и водных объектов, рельеф материков и дна Мирового океана, реки, границы государств, города).

- На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия.)

– Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)

– Россия – наша Родина. - Как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей).

Воспитатель способствует тому, чтобы дети самостоятельно отгадали загадку. Показывает глобус. Обращает внимание детей на то, что находится на глобусе.

Воспитатель рассказывает о том, что изображено на глобусе.

Воспитатель задает вопрос, стимулирующий процесс мышления.

Отгадывают загадку, рассматривают глобус.

Сосредотачивают внимание на вопросе воспитателя.

Называют прилагательные к слову «Россия».

Делятся своими представлениями о Родине.

Умеют сосредотачивать внимание на загадке воспитателя и глобусе.

Дети сосредотачивают внимание на вопросе воспитателя.

Могут самостоятельно называть прилагательные к существительному. Могут высказывать свое мнение.

Постановка проблемы и мотивация детей

-Дорогие ребята, из нашей вчерашней беседы выяснилось, что мы с вами знаем не так много о Родине, а дети старшего возраста совсем не знают ничего о Родине,  а что нужно сделать, чтобы лучше узнать нашу Родину? (отправиться в путешествие и рассказать им о Родине)

- Сегодня мы отправимся в необычное путешествие по бескрайней Родине – России. А завершиться оно в детском саду. Как вы думаете, а на чём можно отправиться в путешествие? (на самолёте, автобусе, поезде, теплоходе.)

-Я предлагаю отправиться в путешествие на автобусе, который уже нас ждет. Но для того, чтобы занять места, надо приобрести билеты. А цена билета – одна улыбка.

- Билеты куплены – занимайте места. Дети садятся в «автобус».

Воспитатель побуждает детей искать решение проблемы, мотивирует на размышление.

Рассуждают о том, что можно сделать для решения проблемы, находят выход из ситуации.

Могут рассуждать, искать способ решения проблемы, приходить к общему выводу.

II этап

Основной

- А что бы нам было не скучно ехать давайте поиграем!

Пальчиковая игра "Автобус"

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит колесом.

(вращаем сжатые кулачки)

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит руль, руль

(изображаем как крутим руль)

Едет-едет наш автобус,

Дворниками бжик-бжик бжик-бжик (параллельно двумя руками влево-вправо)

Едет едет наш автобус,

Крутит, крутит колесом.

Двери открываются — двери закрываются.(ладошки сводим и разводим)

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит колесом.

Едет-едет наш автобус

Всем сигналит биииииип

(нажимаем себе на нос)

- Ну что же вот и первая остановка:  Флаг

-У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы. Это что за символ? (Флаг)

-А какие цвета мы видим на российском флаге? (Белый, синий, красный).

-Что вам напоминает белая полоса? (Белоствольные берёзы, снег, облака, ромашки на лугу).

-Необъятные просторы нашей Родины зимой покрывают сверкающим снегом. 

-А синяя что напоминает? (Небо, реки, озёра, моря).

-В России много, много озер больших и маленьких рек все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет. Так на флаге появилась синяя полоска.

- Ну, а красная полоса, что вам напоминает? (Цвет солнца, огня, тепла).

- По утрам над страной встает солнце. «Я хочу подарить Российскому флагу свой самый яркий красный цвет», - сказало Солнце. И третья полоска на флаге стала красной.

-Смотрите, рядом с флагом что-то лежит, это задание.

Проводится игра «Кому какая вещь принадлежит?». (Детям показывается одежда народов России, а они отгадывают чьи это вещи, при этом закрепляя умение употреблять суффиксы – чеченец, башкир, цыган, русский…).

-Молодцы, отправляемся дальше.

- А вот и вторая остановка.

Второй государственный символ – государственный гимн.

- А что такое гимн? (Гимн посвящён нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории.)

-Когда звучит гимн страны – нужно встать и слушать его стоя, так мы проявляем свое уважение к нашей Родине.

Давайте послушаем отрывок  гимна России.

Вы услышали слова, которые означают:

Держава – это значит независимая страна.

Твое достояние – это значит право на все времена.

Отечество – это значит -  страна где жили предки: бабушки и дедушки.

Братских народов союз вековой: что в нашей стране живет много разных народов и все они живут дружно.

Проводит пальчиковую гимнастику.

Начинает высказываться первой, приводя примеры, как правильно нужно отвечать. Акцентирует внимание на правильном полном ответе детей.

Показывает одежду народов России, и акцентируем внимание на полных ответах и выделении суффиксах в словах.

Задает вопрос, мотивирующий на размышление.

Объясняет новые слова.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

 

Учатся соблюдать очередность во время  высказываний,  не перебивают друг друга. Рассказывают, объясняют. Учатся слушать друг друга.

Отгадывают народы России, отвечают полными предложениями.

Высказывают представления о гимне.

Дети слушают отрывок гимна.

Слушают объяснения воспитателя.

Способны выполнять и повторять движения и слова.

Могут высказываться, слушать друг друга, объяснять, не перебивая.

Знают народы России и их костюмы, могут самостоятельно составить рассказ.

Знают, что такое гимн.

Умеют воспринимать информацию на слух.

Знакомятся с новыми словами.

А какая красивая природа в России. Давайте это покажем!

Физминутка

Руки подняли и покачали

Это – березы в лесу,

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Руки согнули назад.

Воспитатель приглашает детей на весёлую физминутку.

Показывает движения физкультминутки, озвучивает слова.

Дети выполняют движения физминутки по примеру воспитателя, а затем самостоятельно.

Дети способны выполнять движения самостоятельно.

Открытие детьми нового знания

Молодцы! Смотрите, возле гимна тоже есть задание.

Игра «Разрезные картинки». Это все символы России. Дети собирают картинки и рассказывают о предметах, изображенных на них (Береза, балалайка, медведь).

Молодцы, ну что же едем дальше.

Приехали. Третий государственный символ – это герб России.

-Герб – это эмблема государства. А где можно увидеть герб? Он изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах.

-Что изображено на гербе России?

- На гербе изображён воин на белом коне и страшный дракон, которого воин поражает своим копьем. Этого воина зовут Георгий Победоносец.

А кто ещё изображён на гербе? (двуглавый орёл)

А почему он изображен я вам сейчас расскажу маленькую сказку:

Однажды на лесной поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах). Стали они думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой вышла красавица белка «Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы, белки, живём почти во всех лесах этой страны. Мне и быть на гербе!» Звери и птицы засмеялись: «Да что ты, белочка! Ты вон какая маленькая, а Россия такая большая. Куда уж тебе!» Тут вперёд вышел огромный бурый медведь: «Ну мне-то вы не скажете, что я ростом не велик. Я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе!» Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова: «Вы, медведи, на земле живёте и ничего, кроме своего леса, не видите. А мы, птицы, высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим: и леса, и моря, и степи. Есть у нас король птиц — орёл с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе!» Все звери и птицы согласились с мудрой совой. И сразу же в лучах яркого света с неба спустился прекрасный двуглавый орёл, а его изображение появилось на гербе. Двуглавый орел – является символом единства и независимости государства.

Воспитатель стимулирует, заинтересовывает детей для самостоятельной деятельности. Побуждает рассказывать полными предложениями.

Рассказывает о гербе.

Задает вопрос, побуждающий к размышлению.

Рассказывает сказку.

Собирают разрезные картинки и рассказывают о предметах, изображенных на них.

Внимательно слушают рассказ воспитателя.

Озвучивают свои представления о изображении на гербе.

Внимательно слушают сказку.

Могут самостоятельно собрать символы России и рассказать о них.

Знают что такое герб и что изображено на нем.

Знакомятся со сказкой.

Самостоятельная деятельность детей

-Ну что, объясните мне, почему на гербе изображен двуглавый орел. (Рассказы детей)

-Молодцы, а за гербом еще одно задание. Ребята, в нашей стране есть главные праздники, которые отмечают все граждане. Попробуйте их отгадать:

Дед Мороз принес подарки, Их под елочку кладет. Наступил веселый, яркий, Лучший праздник… (Новый год).

Чтоб на всей большой Земле Мир настал для человечества, Отмечаем в феврале День… (Защитника Отечества).

Если нам куда-то надо, Путь найти поможет карта. Если нам нужны награды, Быстрый бег начнем со старта… А весной мы встретить рады Женский день… (Восьмое марта). Идет парад, гремит салют, Звучит оркестр там и тут, Не только прадеды и деды Встречают славный… (День Победы)

Молодцы! Эти праздники отмечают не только в России, но и во многих других странах. Но для нас они стали родными, и мы считаем их национальными праздниками нашей страны. А какие еще праздники вы знаете? (Ответы детей). Молодцы, отправляемся дальше. Следующая остановка «Иркутск. Детский сад».

Ребята, а сейчас мы проверим, как вы знаете свой родной город и детский сад . Играем в игру «Узнай по описанию». Дети по описанию отгадывают достопримечательности города и детского сада.

Побуждает детей к пересказу услышанного.

Задает загадки о праздниках РФ.

Хвалит за правильные ответы.

Задает вопрос, побуждающий к мыслительной деятельности.

Описывает места в городе или детском саду. Хвалит за правильный ответ, при необходимости помогает.

Проявляют умение пересказывать текст.

Отгадывают праздники РФ.

Вспоминают русские праздники.

Отгадывают места в городе и детском саду.

Умеют пересказывать текст.

Знают государственные праздники России.

Знают русские праздники.

Умеют отгадывать места по словесному описанию.

Включение в систему представлений и повторение

Вот мы с вами и вернулись в наш детский сад и сейчас узнаем, что же запомнили из путешествия.

Проводится викторина:

Граждане России называются … (россияне).

- В каждой стране есть главный город называется столицей. Столица России – город (Москва).

-Назовите государственные символы России? (герб, гимн, флаг).

-А какие еще символы России есть? (ромашка, балалайка…)

-Какие народы живут в России?

-Назовите достопримечательности Иркутска?

-Какие российские праздники вы знаете?

- А кто управляет такой могучей и сильной страной? (Президент).

- В Москве, в Кремле находится резиденция нашего президента. Как зовут нашего президента? (Владимир Владимирович Путин)

Воспитатель проводит игру-викторину, поправляет при ошибке.

Отвечают на вопросы игры-викторины, помогают друг другу.

Умеют отвечать на вопросы полными предложениями.

  1. Заключительный этап

Рефлексивный компонент

-Ну что, молодцы, давайте позовем детей старшего возраста и расскажем им, что же такое Родина. (рассказы детей)

- О чем мы сегодня с вами разговаривали?

- Какая работа вам понравилась больше всего?

- Что нового вы сегодня узнали?

-Какие вы молодцы, столько многого теперь знаете о России и заслужили медали «Патриот своей страны».

Воспитатель приглашает детей старшего возраста и предоставляет детям право рассказать о Родине.

Воспитатель подводит итог всего занятия.

Дети рассуждают, анализируют, высказывают собственное мнение.

Умеют передавать изученное, высказываться, делать вывод об интересных момента занятия понравившихся им.

Открытость

- Молодцы, сегодня мы смогли самостоятельно пройти все испытания и узнали столько нового о Родине. Теперь вы можете рассказывать о Родине и детям других групп, родителям, родственникам.

Воспитатель предлагает детям рассказать о Родине другим людям.

Дети сообщают, что расскажут дома о Родине.

Проявляют инициативу о дальнейшем применении данной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Развитие связной речи на материале лексической темы " Наша Родина - Россия. Столица Родины - Москва"

Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно образовательной деятельности " Наша Родина- Россия" в подготовительной к школе группе и презентация к викторине "Наша Родина - Россия "

Конспект "Наша Родина - Россия"  и презентация к викторине  "Наша Родина -Россия " предназначена для воспитанников подготовительной к школе группе детского сада...

Праздник. Фестиваль патриотической песни, стихов о Родине «Россия – родина моя»

Воспитание чувств патриотизма и любви к своей Родине; приобщение обучающихся к песням, поэзии, наполненными идеями гражданственности, чувством любви к Отечеству, родному краю....

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю)Группа: подготовительная к школе группа Блок: «С чего начинается Родина» Тема: «Моя Родина - Россия"

Цель: Обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ, ее происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов в ней. Познакомить детей с основными неофициальными сим...