Конспект НОД по развитию речи для детей старшего и подготовительного к школе возраста "Путешествие в подводный мир"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Ванина Анастасия Олеговна

В данном конспекте подробно изложен ход проведения занятия по развитию речи с использованием дыхательной и артикуляционной гимнастики, а также пальчиковой гимнастики и подвижных игр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_razvitiyu_rechi.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего и подготовительного возраста «Путешествие в подводный мир»

Цель: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической речи.

Задачи:

 

образовательные:

расширять и углублять знания детей о море и его обитателях;

развивающие:

совершенствовать навыки словообразования;

развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

активизировать мышление, внимание, память, воображение;

 

воспитательные:

воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны;

Возраст детей: подготовительная группа.

 

Предварительная работа:

  1. Беседа на тему: «Океаны и моря».
    2. Рассматривание и изучение картинок «Обитатели океана», «Рыбы морские и пресноводные».
    3. Чтение «Морских сказок» С. Сахарова, рассказа «Добрая раковина» С. Воронина.
  2. Разучивание пальчиковой гимнастики «Подводный мир».
  3. Рассматривание глобуса

Словарная работа: батискаф, акваланг

Материалы и оборудование:

глобус; письмо; презентация «Путешествие в подводный мир»; объемные изображения обитателей морей и океанов; плоскостные изображения обитателей животных морей и океанов на «липучках»; мелкие камушки; рыбка; голубое полотно с изображением моря.

Ход деятельности

Воспитатель: Ребята, я сегодня получила по почте письмо. Это письмо прислали жители одного маленького острова, который находится в океане. А что такое океан?

(Ответы детей)

Океан – это водный покров Земли, окружающий материки и острова.

Воспитатель: А как выглядит остров?

(Ответы детей)

Остров – это часть суши, окруженная водой со всех сторон.

Воспитатель: Давайте найдем на глобусе острова.

(Работа с глобусом)

Воспитатель: Ну, так вот, жители этого острова занимаются рыболовством, но вот уже много лет они не могут ловить рыбу, потому что её не видно у берегов. Что – то, видимо, случилось. Если рыба не появится в районе этого острова, то жители погибнут от голода. Вы хотите им помочь?

Воспитатель: Тогда нам нужно заселить часть океана рыбой и другими морскими обитателями. А для этого нужно отправиться в подводное путешествие. Согласны?

Воспитатель: Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на ковер)

Слайд №1 (Приложение 1)

Воспитатель: Что мы слышим, сидя на берегу моря или океана?

Дети: Шум ветра, шум прибоя, крик чаек, плеск рыб.

Воспитатель: Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие?

(ответы детей)

Воспитатель: А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. (Показываю изображение батискафа)

(Слайд №2)

Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой подводный аппарат с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью.

Воспитатель: В первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Пассажиры, занять места. Готовы к погружению? На счёт «три» погружаемся (дети считают до трёх). Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан.

Через море – океан
Плывет чудо – великан,
Пряча ус во рту,
Растянулся на версту. (кит)
(Слайд 3).

- Послушайте, как поет кит.

(Слайд 4).

Дыхательная гимнастика.

«Кит дышит». Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот (3раза)

- Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное.

С моряками был он дружен,
Чем доныне знаменит.
Из морских зверей кому же
В мире памятник открыт?
(Дельфин)

(Слайд 5).

Артикуляционная гимнастика.

«Дельфин плещется». Поднимание и опускание кончика языка (к верхней губе и к нижней губе).

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [л] в слове».

Слова: рыбы, кит, лодка, море, водолаз, акула, осьминог, плавник, черепаха, скат, рыболов, медуза, конек.

Воспитатель: Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?

Дети: Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.

Воспитатель: Ой, кто же это плывёт?

Хищная большая рыба налетела словно глыба.

Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула).

(Показ изображения акулы слайд 6).

Воспитатель: Чем питается акула?

Дети: Рыбами, морскими животными.

Воспитатель: Акулы могут напасть на человека?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы. Погружение продолжается. Вот мы и оказались на морском дне.

(Слайд 7)

Пальчиковая гимнастика

«Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг! Делают ладошку у лба «козырьком»

Что ты видишь, милый друг? Приставляют пальцы колечками у

глаз.

Здесь прозрачная вода. Разводят ладони в стороны

Плывёт морской конёк сюда. Волнообразные движении ладонями

вперёд

Вот медуза, вот кальмар. Опущенные вниз ладони обеих рук в

форме шапочки двигаются навстречу

А вот это – рыба шар. Соединить пальцы обеих рук в

форме шара.

А вот, расправив восемь ног, Показывают тыльную сторону обеих

ладоней и перемещают их вверх,

Гостей встречает осьминог.

Воспитатель: Давайте посмотрим, кого еще можно встретить в морях и океанах.

(Показ слайдов с изображениями морского конька, медузы, кальмара, рыбы шар, осьминога… слайды 8-18)

Воспитатель: Какие зелёные водоросли, ой, я что-то заметила среди них. Кто это?

Дети: Рыба.

Воспитатель: Давайте поиграем с рыбкой.

Игра называется «Вопросы - ответы». Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.

(Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.)

Игра «Без чего не бывает рыбы? ».

Ребята, скажите, без чего не бывает рыбы?

Дети отвечают: «Не бывает рыбы без головы (жабр, плавников, чешуи, глаз, рта)».

- Сможем ли мы дышать под водой?

Дети: Нет. У человека нет жабр.

Воспитатель: Как же можно путешествовать по морскому дну?

Дети: Надеть акваланги, водолазные костюмы (показ изображения человека в водолазном костюме с аквалангом слайд 19).

Воспитатель: Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим в море.

Подвижная игра «Море волнуется»

Воспитатель: Полюбовались мы морским дном, познакомились с морскими обитателями. А сейчас мы в костюмах водолаза опустимся на самое дно, там темно и исследуем его уже на ощупь (приглашаю детей к большому куску ткани, лежащему на ковре. Под тканью спрятаны обитатели морей и океанов — объемные изображения животных. Предлагаю сесть вокруг куска ткани.)

Воспитатель: А сейчас новая интересная игра «Узнай по контуру». Опустите руки «под воду», которую изображает эта ткань, отыщите морских животных и, ощупывая их, попробуйте узнать. (Дети просовывают руки под ткань, находят морских животных, ощупывают их и называют морское животное, не вынимая из-под ткани, после ответа достают и проверяют правильность выполненного задания.)

Игра «Назови ласково» (с мячиком). 

Воспитатель, называя слово, бросает ребёнку мячик. Ребёнок, возвращая мячик, называет это слово ласково. 
Медуза – медузочка, медузонька . Рыба – рыбка, рыбонька…. 
Черепаха – черепашка. Акула – акулочка.
Дельфин – дельфинчик. Осьминог – осьминожек. 
Плавник – плавничок. Хвост – хвостик…
Песок – песочек. Камень – камешек.

Воспитатель: Молодцы вы меня очень порадовали, настоящие исследователи, но нам пора возвращаться на корабль, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов).

Возвращаемся в группу.

Воспитатель: Мы с вами узнали много нового, интересного, и чтобы закрепить наши знания, я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай-ка».

Вопросы:

  1. Без чего не бывает океана? (без воды)
  2. Какое самое большое животное в океане? (синий кит)
  3. У какой рыбы оба глаза на одной стороне? (у камбалы)
  4. У кого рот на брюхе? (у акулы)
  5. На каком коньке нельзя покататься? (на морском)
  6. Человек, который работает под водой в специальном костюме? (водолаз)

Рефлексия

Воспитатель: Вы очень хорошо занимались, старались. Справились со всеми заданиями. Что вам понравилось на занятии? Какие трудности испытывали? Занятие закончено.

15.09.22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и логического мышления в подготовительной к школе группе

Конспект "Зимушка-зима". Составлять короткие рассказы по заданной теме - загадке, продолжать учить детей составлять загадки с опорой на предметные картинки....

Конспект НОД по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий (подготовительная к школе группа). Тема: «Что мы знаем о зиме?»

Тема мероприятия в рамках комплексно-тематического планирования: «Что мы знаем о зиме?» (лексическая тема «Зима»).Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физиче...

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ. Тема: «Подводный мир»

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.Тема: «Подводный мир»Воспитатель: Черепанова Л.И.Цель: активизировать словарь детей.Задачи:-...

Конспект НОД по развитию речи с элементами грамоты в подготовительной к школе группе «Разговор о маме»

упражнять в чтении слов: «мать», «мама», «мамочка», «мамуля», «матушка», «мачеха», учить объяснять значение слова «мачеха...

Занятие по развитию речи для детей старшего возраста логопедической группы Тема «Приключения в подводном мире»

    Занятие по развитию речи для детей старшего возраста логопедической группыТема «Приключения в подводном мире»Образовательные задачи: Расширять и углублять знания детей...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Конспект занятия по развитию речи На тему «Космос» в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (заикание)

Цель: Развивать у детей познавательный интерес, интеллектуальную и речевую активность.Воспитательные задачи: Воспитывать любознательность, активность, организованность; пробуждать интерес к ...