Конспект нод по развитию речи «Составление рассказов и сказок с использованием мнемотаблицы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Борисова Людмила Витальевна

Формирование умения составлять сказку и связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицу.

- Обобщать представления о признаках осени, её характерных особенностях.

- Формировать умение рассказывать по мнемотаблицам, составлять мнемодорожки.

- Совершенствовать грамматический строй речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже);

- Активизировать речь детей посредством составления предложений, рассказов по мнемотаблице.

- Развивать зрительное восприятие, внимание, способность обобщать.

- Развивать диалогическое общение (учить отвечать на вопрос полным ответом).

-Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskazov_i_skazok.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект нод по развитию речи

«Составление рассказов и сказок с использованием мнемотаблицы»

Цель: формирование умения составлять сказку и связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицу.

Задачи:

Обучающие:

- Обобщать представления о признаках осени, её характерных особенностях.

- Формировать умение рассказывать по мнемотаблицам, составлять мнемодорожки.

- Совершенствовать грамматический строй речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже);

- Активизировать речь детей посредством составления предложений, рассказов по мнемотаблице.

Развивающие:

- Развивать зрительное восприятие, внимание, способность обобщать.

- Развивать диалогическое общение (учить отвечать на вопрос полным ответом).

Воспитательные:

-Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Предварительная работа.

1. Наблюдение за осенними изменениями в природе.

2. Обучение работе по мнемотаблицам.

3.Рассматривание картин на занятиях по изобразительной деятельности, по ознакомлению с окружающим.

4. Словарная работа - дать определение осени (золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Материалы и оборудование:

- мяч;

- иллюстрации к сказке;

-конверты с карточками для составления предложений (мнемодорожки).

          -солнышко грустное и веселое;


Ход НОД:

I.Воспитатель и дети входят в группу, встают в круг.

Воспитатель: Мы ладошку к ладошке сложили

И друг другу тепло подарили

Будем мы заниматься, играть,

Чтобы умными, добрыми стать!

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам в гости пришло солнышко, но оно грустное, потому что серые тучи спрятали его лучи, и солнышко не может нам ярко посветить. Но мы можем помочь солнышку стать веселым. Если вы верно выполните все задания, то сможете вернуть солнцу его хорошее настроение.

Воспитатель: Ребята, послушайте сказку. Жила – была на свете весёлая птичка. C утра до вечера она пела своим деткам звонкую песенку. Проснулась однажды птичка и видит, что дерево, на котором она свила гнёздышко, стало как будто другое: листики стали золотые. Полетела птичка к своим подружкам и спрашивает: «Вы не знаете, кто мне подменил дерево, на котором я живу?» Но никто ей ничего не мог ответить.

На другой день и её подружки увидели, что у них тоже листики на деревьях стали жёлтые. Кого только не спрашивали птички, но нигде не могли найти ответ на свой вопрос.

И решили они обратиться к старой Сове, она ведь ночами не спит.

Прилетели, поздоровались и спрашивают: «Бабушка Сова, ты не знаешь, кто листики на деревьях красит?» Посмотрела на них Сова и ответила: «Знаю, знаю. Когда вы спите, по лесу ходит волшебница и раскрашивает в красно-жёлтые краски деревья, кусты, траву. А имя этой волшебницы?»

Дети - Осень!

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Только осенью листья на деревьях становятся разноцветными (красными, жёлтыми, коричневыми).

Воспитатель: Молодцы! Давайте поиграем с осенними словами. Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним слова «осенний, осенняя, осеннее»:

месяц - осенний месяц,

погода - осенняя погода,

настроение - осеннее настроение,

цветы - осенние цветы,

листва - осенняя листва,

дерево - осеннее дерево

день - осенний день.

Воспитатель: Молодцы, дети. Это было наше первое задание. Вы с ним успешно справились.

Воспитатель: Мы продолжаем дальше выполнять задания. Я предлагаю вам сесть за столы.  (Дети садятся за столы.)

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам вспомнить, какие изменения происходят осенью.

1. В погоде:

- Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью?

(Осенью солнце светит, но греет слабо)

Давайте обозначим солнце вот таким значком. Выберите его в своем конвертике и положите перед собой.

- Что можно сказать про осеннее небо?

(Небо осенью серое, пасмурное, хмурое.)

- Какие осадки часто идут осенью? А какое предложение можно составить со словом «дождь»? (Осенью часто идёт дождь).

Давайте обозначим небо и дождь вот таким значком. Кладите его в следующую клеточку.

2. В растительном мире.

- Какими становятся листья на деревьях осенью?

- Как называется явление, когда опадают листья?

Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают.

Осенью начинается листопад.

Листопад мы с вами обозначим вот таким значком. Найдите его у себя и положите с листьями.

3. В животном мире.

- Что происходит осенью с птицами?

Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами.

Давайте птиц обозначим вот таким значком. Положите его в таблицу.

- Что происходит с животными?

Осенью животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.

Зверей мы с вами обозначим вот таким значком.

4. В мире людей.

- Как одеваются люди осенью?

Осенью люди одеваются теплее, надевают шапки, куртки, варежки.

- Что собирают люди осенью?

Осенью люди собирают урожай.

Деятельность людей мы обозначим вот таким знаком. Положите его в конце.

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам по нашей схеме составить рассказ об осени.

1.Осенью солнце светит, но греет слабо.

2. Небо осенью серое, пасмурное, хмурое.  Осенью часто идёт дождь.

3.Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми.

4. Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами.

5. Осенью животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.

6.Осенью люди одеваются теплее, надевают шапки, куртки, варежки. Осенью люди собирают урожай.

Воспитатель: Молодцы. А теперь встаньте в круг. Ребята, скажите мне:

- Как живешь?

- Вот так! (Большие пальцы вперед)

- Как плывешь?

- Вот так! (Имитация плавания)

- Как бежишь?

- Вот так! (Бег на месте)

- Вдаль глядишь?

- Вот так! («бинокль»)

- Ждешь обед?

- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)

- Машешь вслед?

- Вот так! (Помахать кистью руки)

- Утром спишь?

- Вот так! (Обе руки под щеку)

- А шалишь?

- Вот так! (Хлопнуть по надутым щекам).

Воспитатель: (Показывает детям книгу со сказками) Дети, посмотрите, что это у меня в руках? Посмотрите на иллюстрации, вы догадались, что написано в этой книге? Я предлагаю вам отправиться в сказку. Садитесь на стульчики. (Дети садятся на стулья, перед экраном телевизора). Сейчас я буду вам загадывать загадки, а когда вы их отгадаете, узнаете о какой сказке идет речь.

1. Розовая спинка, на спинке щетинка, хвост крючком, а нос пятачком? (Свинья)

2. Большой, рогатый, мычит, хвост метелкой? (Бык)

3. Хвост с узорами, а сапоги со шпорами, рано встает, громко песни поет? (Петух)

4. Мягкие лапки, на лапах царапки, ходит легко, любит молоко? (Кот)

5. И в жару, и в холод носит шубу он? (Баран)

6. Кто зимой холодной, ходит по лесу голодный? (Волк)

Воспитатель: Вы догадались, из какой сказки эти персонажи. (Ответы детей). Мы с этой сказкой уже давно знакомы. Я предлагаю вам вспомнить её и рассказать, используя нашу таблицу-помощницу. Для начала давайте вспомним некоторые детали этой сказки: Для чего звери решили стоить зимовье? Как они его строили? Кто что делал? Что случилось однажды? Что зверям помогло спастись? (Ответы детей)

Воспитатель: Сейчас я предлагаю рассказать сказку полностью.

(Воспитатель предлагает нескольким детям по цепочке рассказать сказку).

Воспитатель: Хорошо справились с заданием.

Воспитатель: Ребята, солнце благодарит вас, и говорит большое спасибо! Солнышко теперь стало веселым, радостным.

Воспитатель:  Я хочу сказать, что вы тоже молодцы, сегодня все очень активно работали. Особенно активными были (называю детей). На этом наше занятие подошло к концу, до свидания!

Конспект НОД по развитию речи

 

«Составление рассказов

и сказок с использованием мнемотаблицы»

                                                    Воспитатель: Борисова Л.В.

                                                                   

Октябрь 2022.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи "Составление описательных рассказов" средняя группа

эффективность внедрения педагогических технологий развития связной разговорной речи как условие развития речевых способностей у детей....

Конспект НОД по развитию речи "Составление описательного рассказа об игрушках"

Обогащение знаний детей об игрушках с применением средств ИКТ....

КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. Составление описательного рассказа «Об игрушках» с использованием мнемодорожек.

Цель: учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием мнемодорожек.Задачи:Закрепить навыки описывания игрушки, называть её характерные признаки; по...

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы» средняя группа

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы» средняя группа...

Конспект ООД по развитию речи "Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы» с использованием элементов ТРИЗ «Картинка без запинки».

Цель работы по картине: развитие мыслительных действий, ведущих к умению подробно рассматривать картину.Задачи:- формировать умение: делить на части и объединять; устанавливать причинно - следственные...

Занятие по развитию речи «Составление описательного рассказа про диких животных по мнемотаблицам»

Методики и технологии: мнемотехника.Методы и приёмы:- беседа с детьми познавательного характера;- приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание развивающей сре...

Конспект занятия по развитию речи. Составление связного рассказа на тему «Весна» (с использованием мнемотаблицы).

Цель: формирование умения составлять связный рассказ с опорой на мнемотаблицу Задачи:      Образовательные: - закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна&raq...