Методическая разработка Сценарий театрализованного представления "Сказка о павловской курочке"
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Бабушкина Елена Дмитриевна

Развитие патриотического воспитания дошкольников по лексической теме "Наш город"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx33.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 г. Павлово»


Сценарий театрализованного представления
«Сказка о павловской курочке»

Автор: учитель – логопед первой
квалификационной категории
Бабушкина Елена Дмитриевна
Возрастная группа:
Старший дошкольный возраст

г. Павлово, 2021

Пояснительная записка

На базе ГБДОУ «Детского сада №10 г. Павлово» интегрированное театрализованное представление «Сказка о павловской курочке» целесообразно проводить с детьми старшего дошкольного возраста в рамках лексической темы недели «Наш город», предусмотренной «Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В.Нищевой.

Однако тема патриотизма, воспитание у старших дошкольников любви к малой родине через расширение представлений о её традициях, интересных фактах актуальна не только в работе учителя-логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, но и в работе воспитателей общеобразовательных групп.

Данный праздник может быть как отдельным мероприятием, так и частью проектной деятельности. Интеграция познавательного, художественно – эстетического и речевого развития в рамках мероприятия позволяет объединить усилия специалистов  и решить ряд образовательных задач, поставленных учителем – логопедом, воспитателями, музыкальным руководителем.

Театрализованное представление можно провести  внутри группы либо как масштабное развлечение для всех воспитанников ДОУ.

Предварительная работа:

  • Беседы о традициях, обычаях, интересных фактах из жизни города Павлово.
  • Рассматривание слайдов и фотографий с изображениями павловской курочки.
  • Организация встречи с человеком, который занимается разведением особой породы кур в нашем городе.
  • Сочинение авторской пьесы «Сказка о павловской курочке».
  • Разучивание с детьми стихотворного текста пьесы «Сказка о павловской курочке».
  • Обсуждение и подбор музыкального сопровождения театрализованного занятия с музыкальным руководителем.
  • Подготовка и изготовление декораций, костюмов и атрибутов к занятию.
  • Создание презентации Microsoft Office Power Point, где слайды - это фоновые картинки с изображением пейзажей, помещений (кузницы, дома купца, дома кузнеца), в которых разворачиваются события пьесы.

Последующая работа:

  • Создание бесконтактного зооуголка «Павловские курочки» на территории дошкольного учреждения.
  • Воссоздание образа павловской курочки в НОД (рисование, аппликация, лепка).
  • Подведение итогов изучения темы.

Список методических пособий:

  • Нищева Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы в детском саду. – СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
  • Бартош Н.Т. Интегрированные развивающие занятия в логопедической группе. – СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
  • Зарецкая Н.В. Музыкальные сказки для детского сада: Сценарии, костюмы, танцы, ноты. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  • Захарова С.Н. Праздники в детском саду. – М.: ВЛАДОС, 2005.

Список Интернет-ресурсов:

Сочетание декораций старинного города, русских народных костюмов, устаревших оборотов речи, тематического музыкального сопровождения и современных информационных технологий (фоновые слайды) делает праздник интересным и незабываемым для всех его участников.

Использование метода сказкотерапии, в котором старшие дошкольники являются непосредственными  участниками  происходящих событий, способствует эффективному усвоению программного содержания по лексической теме и работе по воспитанию чувства патриотизма, любви к родному краю.

Особенно актуальным выбор данной темы делает тот факт, что в программе Н.В. Нищевой лексическая тема «Наш город» раскрыта в аспекте города Санкт – Петербург.  Интересные наработки по данной теме учитель – логопед может делать  на основе краеведческой литературы и фольклора того города, в котором он непосредственно проживает.

Сценарий театрализованного представления

Задачи:

 Образовательные:

- уточнять, расширять и активизировать словарь по лексической теме «Наш город» (имена существительные: город, Павлово, река, Ока, купец, кузнец, мастер, кузница, праотцы, золотишко, полати; имена прилагательные: дивный, чудный, старинный, диковинный, волшебный, жадный, безутешный, золотое; глаголы: процветает, проживал, молвил, изготовлен, смастерить, огорчился);

- расширять представления старших дошкольников о родном городе, его истории, традициях, интересны фактах;

- совершенствовать навык пересказа стихотворного текста;

Развивающие:

- развивать общие речевые навыки;

- развивать коммуникативные навыки;

- развивать связную речь;

- развивать речевое дыхание, вырабатывать целенаправленную воздушную струю;

- развивать любознательность;

- развивать зрительное и  слуховое внимание, память, мышление, творческие способности;

- развивать координацию речи с движением;

Воспитательные

- воспитывать чувство патриотизма, любви к родному городу;

- воспитывать навыки инициативности, активности, самостоятельности.

Методы и приёмы:

Словесные:

- сказкотерапия;

- рассказ;

- беседа;

Наглядные:

- театрализованная деятельность;

- использование ИКТ (презентация);

- сказкотерапия;

Практические:

- театрализованная деятельность;

- музыкотерапия;

- дыхательная гимнастика;

- рефлексия.

Оборудование:

  • ноутбук, проектор, CD с записью необходимого музыкального сопровождения, презентации Microsoft Office Power Point с фоновыми слайдами;
  • костюмы ведущих, купца, кузнеца, Настеньки, цыплёнка, курочки;
  • декорации старинного города, кузницы, игрушечная наковальня, молот кузнеца, замок, нож, декоративное яйцо.

1. Организационный момент

Групповое помещение украшено декорациями старинного города, на фоновом слайде изображение павловской курочки (слайд №1).

Выход ведущих (учитель – логопед, воспитатель). Музыкальное сопровождение «Выйду ль я на реченьку» русская народная мелодия в обработке Т.Ломовой.

Ведущие приветствуют всех участников НОД, задают вопросы о нашем городе Павлово:

- Как называется наш город?
- На берегу какой реки он находится?
- Почему наш город имеет такое название?
- Чем славится наш город?
Затем ведущие рассказывают ребятам о том, что в нашем городе существует особая порода кур и предлагают детям посмотреть «Сказку о павловской курочке».


2. Основная часть

«Сказка о павловской курочке»

Ведущий:

На реке Оке великой
Процветает чудный град!
(Слайд №2)
В этом городе чудесном
Купец жил много лет назад!

В Павлово ещё в то время
Павел проживал – кузнец,
Был он мастер на все руки,
Молодец и удалец!

Музыкальное сопровождение  «Во кузнице» русская народная песня (выход Павла).

Ведущий:
Испытанье не из лёгких
Поджидало молодца!
Увидав однажды в парке,
Полюбил он дочь купца.
(Слайд №3)


Музыкальное сопровождение  «Сударушка» русская народная мелодия в обработке Ю.Слонова - выход Настеньки.

(Приложение 2, фото1)

Ведущий:

А она стройна, красива,
Дочь богатого отца…
Встретившись однажды взглядом,
Полюбила кузнеца.

И пошёл кузнец, немедля,
В ожидание с нею быть,
К батюшке её с поклоном
Девушки руки просить.
(Слайд №4)

Кузнец:
Дочь твою, купец, увидев,
Не могу спокойно жить!
Разреши ей своё сердце,
Свою руку предложить!

Купец:
Дочь мою, Анастасию,
Просто обожаю сам,
И любому проходимцу
Я Настасью не отдам!

Если принесёшь мне что-то,
Чего не видовал отец,
Так и быть, мою дочурку
Поведёшь ты под венец!

Музыкальное сопровождение «Травушка – муравушка» русская народная мелодия.
(Слайд №5)

Ведущий:
Вот неделя, две проходят,  
(Слайд №6)
Вновь пришёл к отцу кузнец
И, держа в руках подарок,
Молвил красный молодец:

Кузнец:
Я принёс тебе, любезный,
Сей диковинный замок,
Он запрёт любую дверцу,
Изготовлен в краткий срок.

Купец:
Нет, замок мне твой не нужен,
Говорили праотцы,
Что замки куда получше
Могут делать кузнецы!

(Слайд №7)

Ведущий:

Опечалился наш Павел,
Только рук не опустил,
Через несколько недель он
Нож волшебный смастерил.

(Приложение 2, фото 2)

Вновь к купцу пришёл с поклоном, (Слайд №8)
Нож диковинный принёс,
Но опять его расстроил
Строгого купца вопрос:

Купец:
Ну, и что это за диво?
Ты меня не удивил!
Мне недавно друг хороший
Нож похожий подарил!

Ведущий:

Огорчился друг наш Павел,
Начал думать да гадать,
Что же смастерить такое,
Чтобы Настю в жёны взять.
(Слайд №9)

Он пошёл тогда с поклоном  

К своим матери, отцу:

(Приложение 2, фото 3)


Кузнец:
Что мне делать, дорогие.
Помогите кузнецу!

Мать:
Сын, купец наш очень жадный,
Много в жизни повидал,
Чтобы удивить такого,
Нужен непростой металл!

Отец:
Что ж, давай, сынок любимый,
Всё, что можем, продадим.
И из золота издельем
Купца точно удивим!

(Слайд №10)

Ведущий:

Продали они посуду
И последние меха,
Золота на всё купили
Для Павлуши – жениха.

(Слайд №11)


Смастерить решил теперь он
Необычное яйцо,
Золотое, непростое…
Плюс для Настеньки кольцо!

Музыкальное сопровождение «Я рассею своё горе» русская народная мелодия.

Ведущий:
Золотишка не хватило,
Стал железа добавлять,
Яичко получилось – чудо,
Чтобы купца им удивлять!

Но и яичко золотое
Не понравилось купцу,
(Слайд №12)
И расстроенный наш Павел
К матери пошёл, к отцу.
(Слайд №13)

А яичко Павел в гневе
Положил теперь на печь
Перед тем, как на полати
Безутешный горем лечь!

На этом этапе ведущий может предложить всем детям, не участвующим в пьесе (зрителям) помочь кузнецу, подуть тёплым воздухом на золотое яичко, чтобы «свершилось чудо».


Вот денёк-другой проходит,
Павел поутру спросонок,
Видит, что из-за печурки
Выполз маленький цыплёнок!

(Приложение 2, фото 4)


Рос цыплёнок очень быстро
От хозяйской доброты,
В курочку он превратился
Небывалой красоты!

Удивлялись сей красотке
Все, кто с нею был знаком…
Вот однажды она молвит
Человечьим языком:

Курочка:
Павел, мой искусный мастер,
Отнеси меня купцу!
Знаю, счастье улыбнётся
Удалому молодцу!

Музыкальное сопровождение «Камаринская» музыка П.И.Чайковского.
(Слайд №14)

Ведущий:

Так и вышло, снова Павел
Решил счастье попытать,
И не смог купец пред этой
Красотою устоять!

Купец:

Что за птица? Просто диво:
Так пестра и так красива!
Ты, Павлуша, молодец!
Счастлив батюшка-купец!
Доченька моя родная,
Вот жених названный твой!
Он твоей руки достоин,
Желаю Вам любви большой!

Настя:
Ах, как счастлива я, Павел,
Не устаю тебя любить,
А за радость за такую
Лишь курочку благодарить!

Ведущий:

Вскоре свадебку сыграли, (Слайд №15, 16)
Все им желали долго жить,
И с тех пор на свадьбу людям
Обычай – курочку дарить!

(Приложение 2, фото 5)

Музыкальное сопровождение «Светит месяц» русская народная мелодия.

(Слайд №17)

3. Заключительная часть

Рефлексия: Дети передают друг другу «волшебное» яйцо и рассказывают, понравилась ли им сказка; что нового и интересного они узнали; чему научила их сказка; какие чувства они испытывали.

По возможности организуется бесконтактный зооуголок, чтобы дети смогли рассмотреть настоящих кур павловской породы, задать интересующие вопросы их разводчику.

(Приложение 2, фото 6, 7, 8)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по природному миру "Домашние животные: курочка, кролик, петушок - их повадки"

Методическая разработка занятия по природному миру в  группе компенсирующей направленности. Приведен подробный ход....

Авторская методическая разработка сценария театрализованного представления «По следам Пушкинских сказок» Для детей старшего дошкольного возраста.

Данный сценарий предназначен для музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей  с целью ознакомления с творчеством А.С. Пушкина....

Методическая разработка: "Сценарий театрализованного мюзикла "День рождения Мухи-Цокотухи"

Методическая разработка театрализованного мюзикла "День рождения Мухи - Цокотухи" для детей среднего дошкольного  возраста....

Методическая разработка Сценарий праздника к 8 марта для детей группы раннего возраста «Как курочка и цыплята весну встречали»

Цель: приобщение к праздничной культуре.Задачи:Развивать творческие способности детей через различные виды деятельности.Учить детей подпевать, эмоционально передавать характер песен.Совершенствовать и...

Методическая разработка сценария музыкально-театрализованного представления "Волшебная страна Знаний"

Музыкальный спектакль "Волшебная страна Знаний", посвященный Дню Знаний в ДОУ....

Сценарий театрализованного развлечения по сказке «Курочка ряба» для детей младшего возраста

Развитие речи и творческих способностей у детей через инсценировку сказки "Курочка Ряба"...