План конспект по обучению грамоте Буква Х
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект занятия «Звуки [Х] и [Х’]» по обучению грамоте для детей подготовительной группы

Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.

Задачи:

Обучающие :

• Развивать фонематический слух; учить детей правильно произносить звуки [х], [х] в речи.

• Выделять звуки [х], [х]. начале, в середине и в конце слова.

• Продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.

• Упражнять в составлении простых двух, трёхсловных предложений и выкладывании схем к ним.

• Познакомить с буквой Х, составлять слова из букв.

• Закреплять навык произношения звуков [х], [х] в стихотворениях и скороговорках.

Развивающие:

• Развивать внимание, память, мышление, моторику.

Воспитательные:

- Формирование положительной самооценки своей деятельности у каждого ребенка, умение работать в команде.

- Воспитать волевые качества.

Материал : буквы с цифрами, картинки Орехи и Хомяк, таблица «Характеристика согласных звуков», картинки для игры 4-лишний, картинки и схема для определения позиции звуков в слове, иллюстрации «Как пишется буква Х», «На что похожа буква Х», слоги для чтения.

Ход НОД

Организационный момент

На доске буквы с цифрами

М И У Н И К

2 4 1 3 6 5

Детям предлагается назвать эти буквы, звуки которые они обозначают, гласный или согласный звук и расставить буквы по местам (цифрам).

- Ребята, какое слово у нас получилось? (умники)

- А кто такие умники? (те, кто много знают и много умеют)

- Вот сегодня, на нашем занятии, я надеюсь вы тоже будете умниками.

Сообщение темы занятия.

Логопед загадывает загадку:

Любит бегать он по клетке

И кататься в колесе.

Очень любит рвать газетки,

Грызть зубами все везде.

Он вкусняшки прячет в щечки

И жует до самой ночи!

(Хомяк)

Выставляется картинка хомяка.

— Какой первый звук вы услышали в слове хомяк? (Звук [х]).

- Следующая загадка:

В домике скорлупке,

Живут они, как в избушке,

Бывают грецкими и лесными,

Кедровыми и не совсем большими!

Ответ: Орехи

- Какой звук – братца звука Х вы услыщали? (хь)

Сегодня мы будем слушать и произносить звук [х] и [х]. Звук [х] — братец звука [х]. Они очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.

Характеристика звуков

— Посмотрите в зеркало, как правильно произносится звук [х] :

— губки и зубки свободны;

— кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха;

— горлышко «молчит».

Характеристика: [х] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху, глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным квадратом без колокольчика.

Развитие фонематического восприятия.

Проговаривание чистоговорок

Ха-ха-ха, ха-ха-ха - есть у нас два петуха.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - всё дерутся петухи.

Ху-ху-ху, ху-ху-ху - клювы все у них в пуху.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - хватит драться, петухи!

Ха-ха-ха, ха-ха-ха - без хвостов два петуха.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха - на обед у нас уха.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - дай попробовать ухи.

Хе-хе-хе, хе-хе-хе - соль одна в твоей ухе.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - не хочу такой ухи!

—Поиграем в игру «Поймай звук».

Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х

Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх

Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.

Игра «Замени первый звук» в слове на звук [х].

Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.

Произнесение «Х» в словах.

— Хомячок Хома хочет загадать вам загадки. Он говорит, что в отгадках есть звук «Х». Проверим?

Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой, (ХЛЕБ).

— В каком месте слова слышится звук [х]?

С красным гребнем, зерно клюёт, голосисто поёт. (ПЕТУХ).

Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (УТКА)

Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит. (МУХА).

— Какая картинка здесь лишняя? (утка)

— Назовем эти картинки, какая из них лишняя? Почему?

Подсолнух, кисточка, халат, мухомор.

Художник, сухари, тарелка, холодильник.

- Хомка с вами хочет с вами провести физминутку

Физминутка.

Хомка — хомка, хомячок, полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.

Определение позиции звуков Х и Хь в словах :

Слова: хорек, ухо, парикмахер, шахматы, бахилы, черепаха, хирург, горох.

Знакомство с буквой «Х».

- Прежде чем нам познакомиться с буквой которой обозначаются наши звуки Х и Хь, предлагаю вам вспомнить. Чем отличаются звуки от букв?

Выставляется картинка как пишется буква Х

— На что похожа буква «Х»?

- Из каких элементов состоит эта буква? (из двух палочек)

Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.

Печатание её пальцем на столе, на спине соседа.

Выкладывание из бросового материала буквы Х.

Звуковой анализ слов:

Давайте покажем Хомке, как мы умеем выполнять звуко-слоговой анализ слов. Девочки делают звуко-слоговой разбор слов «мухи» и «мох», а мальчики слово «пух» и «Хома».

Анализ слов: — Сколько звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Звонких? Глухих? Твердых? Мягких)

Итог занятия.

- С какими звуками мы сегодня познакомились?

- С Какой буквой? На что похожа буква Х?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_h.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Звуки [Х] и [Х’]» по обучению грамоте для детей подготовительной группы

20. 11. 2022г.

Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.

Задачи:

Обучающие :

• Развивать фонематический слух; учить детей правильно произносить звуки [х], [х] в речи.

• Выделять звуки [х], [х]. начале, в середине и в конце слова.

• Продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.

• Упражнять в составлении простых двух, трёхсловных предложений и выкладывании схем к ним.

• Познакомить с буквой Х, составлять слова из букв.

• Закреплять навык произношения звуков [х], [х] в стихотворениях и скороговорках.

Развивающие:

• Развивать внимание, память, мышление, моторику.

Воспитательные:

- Формирование положительной самооценки своей деятельности у каждого ребенка, умение работать в команде.

- Воспитать волевые качества.

Материал : буквы с цифрами, картинки Орехи и Хомяк, таблица «Характеристика согласных звуков», картинки для игры 4-лишний, картинки и схема для определения позиции звуков в слове, иллюстрации «Как пишется буква Х», «На что похожа буква Х», слоги для чтения.

Ход НОД

Организационный момент

На доске буквы с цифрами

М И У Н И К

2 4 1 3 6 5

Детям предлагается назвать эти буквы, звуки которые они обозначают, гласный или согласный звук и расставить буквы по местам (цифрам).

- Ребята, какое слово у нас получилось? (умники)

- А кто такие умники? (те, кто много знают и много умеют)

- Вот сегодня, на нашем занятии, я надеюсь вы тоже будете умниками.

Сообщение темы занятия.

Логопед загадывает загадку:

Любит бегать он по клетке

И кататься в колесе.

Очень любит рвать газетки,

Грызть зубами все везде.

Он вкусняшки прячет в щечки

И жует до самой ночи!

(Хомяк)

Выставляется картинка хомяка.

— Какой первый звук вы услышали в слове хомяк? (Звук [х]).

- Следующая загадка:

В домике скорлупке,

Живут они, как в избушке,

Бывают грецкими и лесными,

Кедровыми и не совсем большими!

Ответ: Орехи

- Какой звук – братца звука Х вы услыщали? (хь)

Сегодня мы будем слушать и произносить звук [х] и [х]. Звук [х] — братец звука [х]. Они очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.

Характеристика звуков

— Посмотрите в зеркало, как правильно произносится звук [х] :

— губки и зубки свободны;

— кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха;

— горлышко «молчит».

Характеристика: [х] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху, глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным квадратом без колокольчика.

Развитие фонематического восприятия.

Проговаривание чистоговорок

Ха-ха-ха, ха-ха-ха - есть у нас два петуха.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - всё дерутся петухи.

Ху-ху-ху, ху-ху-ху - клювы все у них в пуху.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - хватит драться, петухи!

Ха-ха-ха, ха-ха-ха - без хвостов два петуха.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха - на обед у нас уха.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - дай попробовать ухи.

Хе-хе-хе, хе-хе-хе - соль одна в твоей ухе.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - не хочу такой ухи!

—Поиграем в игру «Поймай звук».

Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х

Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх

Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.

Игра «Замени первый звук» в слове на звук [х].

Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.

Произнесение «Х» в словах.

— Хомячок Хома хочет загадать вам загадки. Он говорит, что в отгадках есть звук «Х». Проверим?

Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой, (ХЛЕБ).

— В каком месте слова слышится звук [х]?

С красным гребнем, зерно клюёт, голосисто поёт. (ПЕТУХ).

Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (УТКА)

Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит. (МУХА).

— Какая картинка здесь лишняя? (утка)

— Назовем эти картинки, какая из них лишняя? Почему?

Подсолнух, кисточка, халат, мухомор.

Художник, сухари, тарелка, холодильник.

- Хомка с вами хочет с вами провести физминутку

Физминутка.

Хомка — хомка, хомячок, полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.

Определение позиции звуков Х и Хь в словах :

Слова: хорек, ухо, парикмахер, шахматы, бахилы, черепаха, хирург, горох.

Знакомство с буквой «Х».

- Прежде чем нам познакомиться с буквой которой обозначаются наши звуки Х и Хь, предлагаю вам вспомнить. Чем отличаются звуки от букв?

Выставляется картинка как пишется буква Х

— На что похожа буква «Х»?

- Из каких элементов состоит эта буква? (из двух палочек)

Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.

Печатание её пальцем на столе, на спине соседа.

Выкладывание из бросового материала буквы Х.

Звуковой анализ слов:

Давайте покажем Хомке, как мы умеем выполнять звуко-слоговой анализ слов. Девочки делают звуко-слоговой разбор слов «мухи» и «мох», а мальчики слово «пух» и «Хома».

Анализ слов: — Сколько звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Звонких? Глухих? Твердых? Мягких)

Итог занятия.

- С какими звуками мы сегодня познакомились?

- С Какой буквой? На что похожа буква Х?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"

НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы"  и буквой "Ы"....

План-конспект по обучению грамоте на тему: "ЗВУК П, ПЬ. БУКВА П"

План-конспект  занятия по обучению грамоте«Звук П, ПЬ. Буква П»I. Организационный момент-Здороваемся ласково!«Назови слово на заданный звук» (игра с мячом)II. Основной этап1. Изучение новог...

Конспект занятия обучение грамоте "Буква И"

Конспект занятия обучение грамоте  "Буква И"...

Конспект занятия обучение грамоте "Буква Ы"

Конспект занятия обучение грамоте "Буква Ы"...

Конспект занятия обучение грамоте "Буква Б"

Конспект занятия обучение грамоте "Буква Б"...

Конспект занятия обучение грамоте "Буква П"

Конспект занятия обучение грамоте "Буква П"...

План-конспект по обучению грамоте. Тема: «Звук {Ц} и буква Ц».

План-конспект по обучению грамоте.Тема: «Звук {Ц} и буква Ц».Цель: способствовать закреплению согласного звука {Ц} и буквы Ц.Задачи:-способствовать формированию чтению слов и слогов с звук...