Беседа по картине "В зимнем парке"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Картина не тлько углубляет и расширяет детское представление о природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорит даже молчаливых и застенчивых. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_galimullina_m.z.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа по картине «В зимнем парке»

 

  Цель: Развитие связной речи у детей, систематизация знаний о зиме, зимних явлениях.

  Образовательные задачи: Расширение словарного запаса, обогащение лексики      родственными словами.

   Развивающие задачи: Развитие познавательного интереса, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

  Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

  Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание»

  Методические приемы: игровой, наглядный, словесный, практический.

  Оборудование.  Презентация, альбом «Круглый год», предметные картинки по теме «Зима», «Вьюга», аудиозапись   пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро», контейнер с карандашами, мелками, бутылочки с тертым пенопластом и соломинками для коктейля по числу детей.

  Предварительная работа. Прогулка в парк, наблюдение за зимними изменениями в природе. Разучивание упражнения «Снеговик». Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро». Чтение рассказов В. Зотова «Снегирь», «Клест - еловик».

                                   

Приветствие.  

     Звучит звон колокольчика.  Педагог   поворачивается к тому из детей, кто находится справа и звонит в колокольчик, припевая приветствие: Доброе утро   Ева! Дети передают колокольчик по кругу и приветствуют друг друга.

Тихо звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро».  

      Педагог демонстрирует картинки с украшением деревьев цветными льдинками, используя презентацию.  

Чем украшены деревья?

Как получились такие украшения?

Какой формы льдинки на слайдах?

Что нужно, чтобы вода на улице замерзла и превратилась в лёд? (мороз)

В какое время года бывает мороз?

Какая сейчас погода на улице?

На столе перед каждым ребенком лежит разрезная  картинка.

 Рассмотрите и соберите разрезные картинки.

1 –й р е б е н о к. Снежинка.

2-й ребенок. Снеговик.

3-й ребенок. Снегурочка.

4-й ребенок. Снежок.

     Педагог.  Вы правильно назвали картинки.  Подумайте, от какого слова образованы слова снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок.

Дети. Эти слова образованы от слова снег.

Педагог.  Вспомните еще несколько слов, образованных от слова снег.

Педагог убирает предметные картинки и, если детям трудно выполнить задание, оказывает им помощь.

 Педагог. Как называются первые цветы, появляющиеся из-под снега?

Дети. Подснежники.

Педагог. Какую бабу слепили из снега?

Дети. Снежную.

Педагог. Каким станет парк, если его занесет снегом?

Дети. Заснеженным.

Педагог.  Когда идет сильный снег, как мы это называем?

Дети. Снегопад.

Далее педагог   выключает аудиозапись и предлагает детям   вспомнить, как называется пьеса, которая звучала, о чем она. Почему сегодня занятие началось с пьесы «Зимнее утро» и разговора о снеге.

Рассматривание картины «В зимнем парке» и беседа по ней.

Педагог помещает на наборное полотно картину «В зимнем парке», задает детям вопросы и предлагает задания.

Педагог.  Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

Дети. На картине нарисована зима.

Педагог.  Расскажите о земле. Как она выглядит?

Дети. На земле лежит снег.

Педагог.  Что   можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?» Начните ответ со слова снег.

Дети. Снег белый, пушистый, холодный, блестящий.

Педагог.  Опишите небо. Какое оно? Начните ответ со слова небо.

Дети. Небо светлое, чистое, высокое.

Педагог  Что вы можете сказать о деревьях? Какие они? Начните ответ со слова деревья.

Дети. Деревья голые, заснеженные.

     Педагог. Каких птиц мы видим на картине? Как мы называем птиц, которые зимуют у нас?

Дети. Мы видим снегирей и синичек. Это зимующие птицы.

Педагог. Как вы думаете, от какого слова образовано слово зимующие?

Д е т и. От слова зима.

Педагог. Верно. Каких еще зимующих птиц вы знаете?

Д е т и. Ворону, сороку, воробья, щегла, клеста, свиристеля.

Педагог. Что делают в парке дети?

Дети. Они гуляют, катаются на санках и лыжах, лепят снежную бабу, играют со Щенком в снегу.

Педагог. Как они одеты? Почему?

Дети. Они одеты тепло. На улице холодно, мороз.

Педагог. Как вы думаете, детям нравится гулять в зимнем парке?

Дети. Детям нравится гулять в парке. Им весело.

Упражнение «Телефон».  

Педагог. Кого дети слепили на прогулке?

Дети. Они слепили снеговика.

Педагог. Давайте все вместе четко произнесем и прохлопаем, это слово.

Дети. Сне-го - вик.

Педагог. А теперь давайте произнесем это слово по очереди, прохлопывая его.

Дети по очереди проговаривают и прохлопывают слово.

Педагог. Попробуйте придумать предложения со словом снеговик.

Упражнение «Снеговик».  Педагог приглашает детей пройти на ковер и сделать уже знакомое упражнение.

Давай, дружок, смелей, дружок,                    Идут по кругу, изображая, будто катят

Кати по снегу свой снежок.                        перед собой снежный ком.

Он превратится в толстый ком,                    «Рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком.                        «Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла!                                Широко улыбаются.

3

Два глаза, шляпа, нос, метла.                 Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу.

Но солнце припечет слегка —                     Медленно приседают.

Увы! — и нет снеговика.                Разводят руками, пожимают плечами.

                                                                                                                       В. Егоров

Упражнение «Вьюга».

   Педагог предлагает детям встать около стульчиков и раздает им маленькие пластиковые   бутылочки, наполненные тертым пенопластом. Н крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля.

Педагог.                 Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает,

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо?   Н. Нищева

Дети. Это вьюга.

Педагог. Хотите устроить вьюгу в бутылочках? Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту в горизонтальном положении, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щек.  Вот так.        

Педагог показывает, как правильно выполнять упражнение. Оно выполняется детьми 3—4 раза.        

Игра «Вьюга».  Педагог предлагает детям пройти к магнитной доске и помещает на нее картину с изображением вьюжного зимнего дня.

Педагог. Эта картина называется «Вьюга». Как можно назвать вьюгу по-другому? Что такое вьюга?

Дети. Метель, буран, сильный ветер со снегом.        

Педагог. Давайте поиграем в игру «Вьюга». Вы будете петь звук [у] то тихо, то громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше моя рука, тем громче вы должны петь, и наоборот.        

Педагог медленно и плавно поднимает, а затем опускает руку, следит за тем, чтобы дети вовремя делали вдох, а голосоподача у них была мягкой.

Педагог предлагает дорисовать узоры, вьюгу.

    Рефлексия. Педагог предлагает детям вспомнить по порядку все задания, которые они выполняли, рассказать, что им понравилось делать.

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе на тему: «Рассказ по картине «В зимнем парке».

Конспект занятия для развития связной речи в подготовительной к школе группе на тему: "Рассказ по картине "В зимнем парке"...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» ».

Конспект занятия по развитию связной  речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» »....

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи у детей с ОНР по теме "Составление описательного рассказа по картине М. Пившанова "В зимнем парке"

Тема: Составление описательного рассказа по картине М. Пишванова «В зимнем парке».Цель: Учить составлять описательный рассказ с опорой на картину и подсказки - схемы.Задачи:Коррекционно – образователь...

Конспект занятия по развитию связной речи по теме: Составление рассказа по картине «В зимнем парке» ».

Конспект занятия по развитию связной  речи по  теме: Составление рассказа по картине «В зимнем парке» »....

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР 3 уровня по формированию связной речи. Тема: Рассказ по картине «В зимнем парке».

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР 3 уровня  по формированию связной речи.Тема: Рассказ по картине «В зимнем парке».Образовательные цели: обучение сос...