Конспект НОД по развитию речи с детьми 2-3 лет на тему: «Наблюдение за рыбками в аквариуме»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Петрова Елена Львовна

Цель: Развитие речи детей через знакомство с аквариумными рыбками, как с живым существом.

Задачи:

Обучающие:

  1. Развивать речь детей.
  2. Обогащать и активизировать словарь за счёт слов (золотая рыбка, туловище, аквариум, спереди голова, сзади хвост, спинка, брюшко, плавники, жабры, чешуя, хватает).
  3. Продолжать учить понимать вопрос и правильно на него отвечать. Формировать способность к диалоговой речи.
  4. Учить внимательно рассматривать живой объект.

Развивающие:

1. Познакомить детей с основными признаками внешнего вида рыб (голова, туловище, хвост, плавники, глаза, рот, жабры, чешуя).

2. Познакомить с основными особенностями поведения (живет в воде, плавает, хватает ртом корм, дышит жабрами, не умеет говорить)

3. Закрепить знания о том, что рыбке для жизни необходима чистая вода и пища – специальный корм.

4. Способствовать развитию мелкой моторики, получению тактильных ощущений, выполнению массажа пальчиков.

  1. Развивать двигательную активность, координацию движений.

Воспитывающие:

  1. Вызвать интерес к рыбкам, радость от наблюдения за живым объектом.
  2. Воспитывать бережное отношение к рыбкам, желание ухаживать за ними.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -  

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 20 «ВАСИЛЕК»

141650 Московская область Клинский район г. Высоковск ул. Текстильная д.7А

Телефон 8 (49624) 6-21-76

Конспект открытой НОД

по развитию речи

с детьми 2-3 лет

на тему:

«Наблюдение за рыбками в аквариуме»

Подготовила воспитатель - Петрова Е.Л.            

                               

март 2019 г

Цель: Развитие речи детей через знакомство с аквариумными рыбками, как с живым существом.

Задачи:

Обучающие: 

  1. Развивать речь детей.
  2. Обогащать и активизировать словарь за счёт слов (золотая рыбка, туловище, аквариум, спереди голова, сзади хвост, спинка, брюшко, плавники, жабры, чешуя, хватает).
  3. Продолжать учить понимать вопрос и правильно на него отвечать. Формировать способность к диалоговой речи.
  4. Учить внимательно рассматривать живой объект.

Развивающие: 

1. Познакомить детей с основными признаками внешнего вида рыб (голова, туловище, хвост, плавники, глаза, рот, жабры, чешуя).

2. Познакомить с основными особенностями поведения (живет в воде, плавает, хватает ртом корм, дышит жабрами, не умеет говорить)

3. Закрепить знания о том, что рыбке для жизни необходима чистая вода и пища – специальный корм.

4. Способствовать развитию мелкой моторики, получению тактильных ощущений, выполнению массажа пальчиков.

  1. Развивать двигательную активность, координацию движений.

Воспитывающие: 

  1. Вызвать интерес к рыбкам, радость от наблюдения за живым объектом.
  2. Воспитывать бережное отношение к рыбкам, желание ухаживать за ними.

Материалы и оборудование: интерактивный экран, ноутбук, презентация, прозрачный контейнер с рисом и игрушечными рыбками внутри (по количеству детей), искусственный аквариум.

Ход НОД

Воспитатель - Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с гостями (дети здороваются с гостями)

Воспитатель – К нам еще кто-то торопится. Отгадайте, кто это?

«В воде живет,

Без воды пропадет

Плавает, ныряет

Хвостиком виляет»

Дети -  Рыбка

На экране появляется изображение золотой рыбки.

Воспитатель - Правильно, это рыбка. Скажите, пожалуйста, какого цвета наша рыбка? (ответы детей). Правильно, рыбка ярко желтого цвета. Такой цвет еще называют золотым. Эта рыбка золотая, она волшебная. Рыбка предлагает нам поиграть. В этой емкости плавают игрушечные рыбки. Их надо выловить ручками.

Тактильная игра «Поймай рыбку»

Дети ручками «вылавливают» игрушечных рыбок из контейнера с рисом.

Воспитатель – Как много рыбок вы поймали!  Покажите своих рыбок. Ребятки, какие рыбки? (ответы детей) Да, ребята, рыбки игрушечные, все красивые и разные по цвету. Они вам нравятся? (да)

Воспитатель - Посмотрите и скажите, что есть у рыбки? (ответы детей)

Воспитатель - У рыбки есть туловище.  Вот оно, покажите. Впереди у рыбки голова. Покажите, где у рыбки голова.  А что есть на голове у рыбки?

Дети - Глаза и рот.

Воспитатель - Правильно на голове у рыбки глаза. Зачем рыбкам нужны глаза? (ответы детей) Правильно, чтобы смотреть. Еще у рыбок есть рот. Для чего рыбкам рот? (ответы детей) Да, рот нужен, чтобы кушать.

Воспитатель - Ребятки, а умеют рыбки говорить? (ответы детей). Нет не умеют. Они только открывают рот, и ничего не говорят.

Артикуляционное упражнение «Рыбка открывает рот»

Покажите, как рыбка ротик открывает и закрывает. Не торопитесь, повторяйте за мной. (дети открывают и закрывают рот 2-3 раза)

Воспитатель -  Ребята, скажите, а носик у рыбки есть? (ответы детей) Правильно, у рыбки нет носика. А как же рыбка в воде дышит? (ответы детей) Ребята, у рыбки есть жабры.  Они помогают рыбке дышать в воде. Найдите у рыбки жабры, они там, где у нас с вами щечки. Покажите их. Чем рыбка дышит? Правильно, жабрами.

Воспитатель - А где же у рыбки ноги и руки?  

Дети – Нет ног и рук.

Воспитатель - Правильно, у рыбки ног нет, поэтому она не может ходить. И рук у рыбки тоже нет. Вместо ног у неё хвостик, а вместо рук плавники.  С их помощью рыбка может плавать в воде. У вас есть хвостик? Да, у вас нет хвостика, а у рыбки есть. Он находится у нее сзади. Покажите.

Воспитатель - Сверху у рыбки спинка. Снизу у нее брюшко. Покажите.  Ребята, туловище рыбки покрыто чешуей. Чешуя защищает тело рыбы от повреждений, придает ему упругость и эластичность, помогает рыбе легко и быстро двигаться в воде.

Воспитатель - Ребятки, а где рыбки живут? (ответы детей)

Воспитатель - Рыбки живут: в реке, в озере, в пруду, в море. Везде, где есть вода.  Без воды рыбки погибнут. Давайте мы сейчас с вами поиграем и превратимся в рыбок. Воспитатель и дети делают большой круг.

Физминутка «Пять маленьких рыбок»

Пять маленьких рыбок плескались в реке.

(Имитация движения рыб)

Лежало большое бревно на песке.

(Развести руки в стороны)

И рыбка сказала: - нырять здесь легко.

(Имитация ныряния)

Вторая сказала: ведь здесь глубоко.

(Грозят указательным пальцем)

А третья сказала: мне хочется спать.

(Руки сложить под ухо)

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

(Потереть кистями плечи)

А пятая крикнула: здесь крокодил,

(Руками имитируют пасть крокодила)

Плывите скорее, чтоб не проглотил.

(Убегают)

Воспитатель - А могут рыбки жить у нас дома? (ответы детей)

Отгадайте загадку:  

 «Есть у нас стеклянный дом,

Поселились рыбки в нем.

Даже рыбка золотая

В нем живет, забот не зная»

Что это за дом?

Дети -  Аквариум

Воспитатель - Правильно, это аквариум.  В аквариуме живут рыбки.

Ребята, вы хотите посмотреть, как живут рыбки в настоящем аквариуме? Наша рыбка золотая может исполнить ваше желание.  Давайте ее попросим. Скажем вместе:  

-«Рыбка, рыбка, помоги,

Нам аквариум покажи!»

На экране появляется аквариум с живыми рыбками.

Воспитатель - Давайте полюбуемся красивым аквариумом.

Посмотрите, нам так хорошо видно, потому что аквариум какой? (ответы детей) Да, он стеклянный, прозрачный. Что налито в аквариуме? (ответы детей) Правильно, в аквариуме вода. Она тоже прозрачная, потому что чистая. В грязной воде рыбки жить не могут. Что вы видите на дне аквариуме? (ответы детей)

Воспитатель - Да, ребята, на дне аквариума лежит песочек и камушки. Что растет в аквариуме? (ответы детей). В аквариуме растут водные растения - водоросли

Воспитатель - Какого цвета растения? (зеленые)

Воспитатель - Посмотрите, а кто в аквариуме живет? (рыбки)

Воспитатель -  Какие рыбки? (ответы детей) Правильно, рыбки живые, красивые, красные, большие, маленькие. Ребята, что делают рыбки? (ответы детей) Рыбки шевелят плавничками и виляют красивым хвостом, весело плавают, как будто в догонялки играют.

Рыбка рыбку догоняла,

Рыбка хвостиком виляла.

Ткнулась в брюшко: — Догнала!

Эй, подружка! Как дела?

Воспитатель - Куда плывут рыбки? (ответы детей) Рыбки плавают по всему аквариуму: верх, вниз, вперед, назад- в разных направлениях. Аквариум - это их дом. Они плавают легко и быстро. У здоровых рыбок всегда спинка сверху, брюшко снизу.  Посмотрите, как хорошо они чувствуют они себя в воде!

«В аквариуме рыбки
Туда- сюда снуют,

В аквариуме рыбки
Нам песенки поют.
Но песенок не слышно,
Известно это всем,
Что рыбки безголосые
Совсем, совсем, совсем»  
А. Тесленко
Воспитатель -  Нужно ли рыбок кормить? (ответы детей) Конечно, рыбки живые, чтобы жить, быть здоровыми, красивыми, они должны кушать. Что кушают рыбки? (ответы детей) Рыбок кормит человек специальным кормом. Корм насыпает в аквариум на поверхность воды. А как рыбка кушает? (ответы детей) Рыбка подплывает к поверхности воды, открывает рот и заглатывает корм.

«Рыбка плавала, ныряла.

Рыбка хвостиком махала,

Корм хватала на ходу,

Ротик открывала»

Воспитатель -  Дети, а как вы думаете, можно ли играть с живыми рыбками?

(ответы детей) Правильно, нельзя. Живую рыбку руками брать нельзя. Она может погибнуть. Играть можно с игрушечными рыбками (показать). А живых рыбок надо любить, кормить и ухаживать за ними.

Посидите тихонько и понаблюдайте за рыбками, найдите глазками голову, хвостик, глазки, ротик, плавники. Полюбуйтесь, как легко и красиво рыбки плавают в воде.

Воспитатель -  Ребята, наша рыбка - волшебница хочет подарить вам аквариум. Посмотрите, какой он красивый. Теперь мы с вами каждый день будем им любоваться. Давайте поблагодарим рыбку. Скажем ей спасибо за все (дети благодарят рыбку). Сегодня мы с вами много узнали о рыбках. Давайте вспомним, что нового мы узнали? (ответы детей) Воспитатель подводит итог занятия. Мы узнали, что рыбки могут жить только в чистой воде. Без воды они погибнут. Узнали, что у рыбки что есть? (ответы детей).   Правильно, у рыбки есть туловище, голова, хвост, плавнички, глаза, рот, жабры. А чем покрыто тело рыбки? Правильно, тело рыбки покрыто чешуей. Как надо ухаживать за рыбкой, чтобы она всегда была здорова? (ответы детей) Рыбку нужно кормить специальным кормом, следить, чтобы вода в аквариуме всегда была чистая и прозрачная. В грязной воде рыбка может заболеть. Рыбку нельзя брать в руки и играть с ней. Она может погибнуть. Ну, а теперь пора попрощаться и с рыбкой, и с нашими гостями. Скажем всем: - «До свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи с детьми с использованием лепки по теме: "Как хлеб на стол пришел".

Дать детям представление о том, что хлеб - основной продукт питания....

Конспект занятия по развитию речи и рисованию в младшей группе на тему "Моя волшебная рыбка"

План - конспект во второй младшей группе в детском саду "Моя волшебная рыбка" - это занятие направленное на развитие творческого воображения, выразительной связной речи детей....

Конспект занятия по развитию речи и рисованию в младшей группе на тему "Моя волшебная рыбка"

План - конспект во второй младшей группе в детском саду "Моя волшебная рыбка" - это занятие направленное на развитие творческого воображения, выразительной связной речи детей....

Конспект занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Толерантность» «Дружба — это...»

P { margin-bottom: 0.21cm; } Конспект занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Толерантность» «Дружба — это...»...

Конспект ООД по развитию речи с детьми 2 младшей группы на тему «В гости к Бабушке- Забавушке»

Цель: Развитие речи детей через приобщение детей к русскому народному фольклору, его напевности.Задачи:Обучающие:-Знакомить детей с малыми фольклорными формами: загадками, потешками, играми, сказками,...

Конспект ООД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Весна».

Цель: закрепить представление детей о характерных признаках весны показать связь весенних- изменений в живой и неживой природе.Задачи: - обобщить знания детей о весенних явлениях в жизни пти...

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...