Конспект проведения индивидуального занятия по развитию речи для ребенка старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Маркитантова Ирина Ильдаровна

НОД для работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста по формированию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема "Мебель".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект проведения индивидуального занятия по развитию речи для ребенка старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Цель: выполнение упражнений, развивающих лексико-грамматический строй речи

Задачи:

  • Упражнять в употреблении относительных прилагательных
  • Упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа
  • Упражнять в образовании новых слов
  • Упражнять в употреблении предлогов
  • Упражнять в составлении предложений
  • Развивать мелкую моторику

Материалы и оборудование: колонка с аудиозаписью музыкальной игры «Голова, плечи, колени, пальцы», кукольный дом, кукольная мебель, две куколки небольшого размера, графомоторные дорожки, разрезная картинка «Диван», картинка с заданием «Наведи порядок», карандаш.

Ход НОД

Организационный момент. У куколки Эльзы случилось радостное событие, она совсем недавно переехала в новый дом. Эльза пригласила нас с тобой к себе в гости.

Выполнение дыхательных, артикуляционных, упражнений, элементов пальчиковой гимнастики, нейрогимнастики.

Представь, что мы вышли на улицу, давай вдохнем этот прекрасный свежий воздух (выполнение дыхательных упражнений)

А теперь пройдем по необычной дорожке (прохождение графомоторных дорожек двумя руками одновременно)

Эльза нас уже ждет, она предлагает попить с ней чай. (выполнение артикуляционных упражнений «Блинчик» «Варенье»,  «Чашечка» «Хоботок»  «Часики»

Посмотри как у нее красиво, есть и стол и шкаф и кровать как все это можно назвать одним словом? (мебель)

Образование относительных прилагательных

 «Какая бывает мебель?»

Из какого материала делают мебель?

Мебель из дерева (какая?) – Мебель из дерева – деревянная

Мебель из стекла (какая?) – Мебель из стекла – стеклянная

Мебель из металла (какая?) – Мебель из металла – металлическая

Мебель из пластмассы (какая?) – мебель из пластмассы – пластмассовая

«Для чего, для кого предназначена мебель?»

Стол, за которым обедают (какой?) – Обеденный стол

Стол, за которым пишут (какой?) – Письменный стол

Стол, на котором стоит компьютер (какой?) – Компьютерный стол

Стол, на котором лежат журналы (какой?) – Журнальный стол

Шкаф для книг (какой?) – Книжный шкаф

Шкаф для белья (какой?) – Бельевой шкаф

Шкаф для одежды (какой?) – Одежный шкаф

«Один – много» «Договори слово»

У меня один стол, а в магазине продается много …. (столов).

У меня один диван, а в магазине много … (диванов).

У меня один шкаф, а в магазине много … (шкафов).

У меня одна полка, а в магазине много … (полок).

У меня одна кровать, а в магазине много … (кроватей).

«Большой - маленький»

Посмотри, какое все у куколки маленькое, у нас в комнате

Большой шкаф , а у Эльзы маленький шкафчик

Большой стул – маленький стульчик

Большая кровать – маленькая кроватка

Большой диван – маленький диванчик

Эльза приглашает потанцевать

Физминутка:  музыкальная игра «Голова плечи колени пальцы»

У Эльзы есть маленькая сестренка, она такая шалунья, очень любит бегать и прятаться. (Воспитатель с помощью маленькой куколки моделирует ситуацию)

 «Куда спряталась сестренка?»

Под стол, за стул, в шкаф, выглядывает из-за шкафа,  из-под кровати, стоит между столом и шкафом, бегает вокруг стула

Расскажем сестренке, для чего нужна мебель.

Составление предложений

Для чего нужен шкаф?

Варианты ответов ребенка:

- В шкаф складывают одежду.

- В шкафу хранят посуду.

- В книжном шкафу хранят книги.

Для чего нужен стул?

- На стуле сидят.

Для чего нужен диван?

- На диване сидят, спят, отдыхают, лежат.

Для чего нужен стол?

- На кухонный стол ставят посуду, за столом едят, за письменным столом рисуют, пишут, за компьютерным столом работают, играют в компьютерные игры.

Выполнение графического упражнения

Наведи порядок (соединить линиями предметы мебели с разбросанными вещами )

«Сборка разрезной картинки»

Почини диван (разрезная картинка)

Эльза  очень любит мебель.

Что она делает с мебелью?

«Подбери глагол»

 Покупает, расставляет, вытирает, собирает, чистит, ломают, двигают, переставляют, выбрасывает.

Подведение итогов

Вот мы и погостили у Эльзы и ее сестренки.

Понравилось тебе в гостях? Что было трудно? Что было интересно?

Пора говорить «До свидания!» и возвращаться в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ сказки "Как лисичка бычка обидела"

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»....

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Мои друзья – игрушки»

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Мои друзья – игрушки»...

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. Тема занятия: «Игры зимой»

Тема занятия: «Игры зимой»Цель: научить детей составлять рассказы о событиях из личного опыта.Задачи:Образовательная:Связная речь:  Формировать умение логично, четко, последовате...

Конспект занятия ​ по развитию речи с детьми​ старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи, ​ «Мишины игрушки»​

Цель: обучение детей описательным рассказам (игрушки) ​ ​Задачи:​ Образовательные:​ закрепить с детьми понятия: дикие животные, домашние животные;​ упражнять в образовании притяжательных и относительн...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.  Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевого дыхания» Тема: «Страна волшебных птиц»

Цель: Формирование интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Умение строить описательный рассказ по карточкам –схемам. Развивать речевую и познавательную акти...