Проблемы развития речи детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Доклад к педагогическому совету

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 213» Октябрьского района г. Саратова

410004 г. Саратов, ул. Дегтярная, 11А, т/ф 8(452)29-33-53  E-mail: d.sad-213@yandex.ru

Доклад к педагогическому совету:

«Проблемы развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Подготовили: Санинская С.С.

                                                                                   Слепова Г.Н.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

  Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

  Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

  Употребление нелитературных слов и выражений.

 Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

  Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

  Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

  Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

  Плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В старшем дошкольном возрасте, наряду с определёнными достижениями очевидными становятся упущения и недостатки в речевом развитии ребёнка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формирование личности в целом.

Развитию связной речи в нашей группе уделяем особое внимание, так как это основной фактор готовности к обучению детей в школе. Мы уверены: ребенок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами об игре, обсуждать действия, происходящие в совместной деятельности, быту. Самое важное, то, что правильная, хорошо развитая связная речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению к школе.

Обогащение, закрепление, активизация словаря — постоянная составная часть нашей образовательной деятельности.

Решение задачи развития связной речи мы осуществляем посредствам разных форм организации деятельности детей в течение всего дня. Ведущими являются образовательные ситуации:

- ситуации общения которые мы планируем и организуем в любое время в режиме дня, утром, вечером, во время прогулок. Эти ситуации либо специально проектируются нами, но могут возникнуть естественно, их необходимо увидеть и не нарушая деятельности детей использовать для решения речевых задач. При организации ситуаций, мы чаще всего «идем от детей» т.е. подмечаем их в детской деятельности.

- практические: рассматривание предмета, картины; разучивание стихотворения или чтения литературного текста и т. д. - игровые: дидактические, сюжетно

 – ролевые игры, настольно- печатные и т. д.

Целью подобных образовательных ситуаций является обучение детей умению составлять рассказы, сказки, разыгрывать небольшие сценки, задавать вопросы, пересказывать услышанное и т. д.

Важной формой работы по развитию связной речи, является образовательная деятельность в ходе которой проходит обобщение знаний по различным темам, развития способности, рассуждать и делать самостоятельные выводы, а также решается основная задача - обучению рассказыванию с использованием грамматически правильной речи, развития речевого творчества, освоение разнообразных форм творческого рассказывания. При подготовке к образовательной деятельности мы уделяем большое внимание созданию проблемных ситуаций, загадкам, соревнованиям, таким приёмам работы, как образец высказывания, план рассказа, вопросы, схемы-модули, пример литературных образов речи.

Считаем очень важным уделять должное внимание детскими высказываниям, рассказам, самостоятельным выводам, рассуждениям. Для того чтобы при придумывании рассказов детьми избежать шаблонов, мы используем разные варианты выполнения задания, рекомендованные методикой. Это и составление рассказов по предложенному плану, и составление коллективных рассказов по "цепочке", и индивидуальное рассказывание, и в творческих подгруппах, и продолжение рассказа по предложенному началу и др. Таким образом, дети учатся составлять рассказы в разных вариантах, получают немалый положительный опыт, который, несомненно, помогает им в формировании речевых умений и навыков.

В образовательную деятельность мы обязательно включаем игры на развитие внимания, памяти, восприятия, быстроту реакции, слухового внимания. Это такие игры, как "Тихое эхо", "Умное эхо", "Какая команда больше нарисует кошек", "Чья команда быстрее соберёт такую же картинку", "Тренировка памяти" и др.

Вышеназванные игры и упражнения очень нравятся детям, вызывают чувство здорового соперничества, соревнования, а также способствуют повышения интереса к заданиям по развитию связной речи. Интересным для детей и плодотворным для развития связной речи является используемый нами приём, как домашнее задание.

 Например, когда мы знакомили детей с художественной литературой на тему «Зима» детям было дано задание: дома нарисовать рисунки по изучаемой теме. Дети отнеслись очень ответственно к заданию, все его выполнили. Из рисунков была оформлена выставка. Дети с удовольствием рассказывали, что изображено на рисунке, какое произведение, почему картинку именно к данному произведению ребёнок рисовал.

 Художественная литература является одним из основных средств речевого развития ребенка. Мы знакомим детей с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами, беседуем о писателях, расширяем и усложняем круг чтения детей. Много внимания уделяем пересказу, составлению детьми собственных рассказов. В течение года с детьми разучиваем стихи, инсценируем произведения. При ознакомлении детей с произведениями художественной литературы, рассматривание пейзажной картины мы считаем необходимым обращать внимание детей на образные сравнения, олицетворения, метафоры, позволяющее передать свое настроение, красоту окружающей природы « Лес как терем расписной: лиловый, золотой, багряный », « Белая береза под моим окном принакрылась снегом точно серебром» и т. п.

Хорошие результаты даёт использование диктофона. Прослушивание записей рассказов детей помогает понять им неточности в изложении собственного текста. Так как большое влияние на речевое развитие ребёнка оказывает социальное окружение, мы стараемся своим примером показывать образец правильной речи. Считаем важным постоянно следить за речью детей не только на занятиях, но и в повседневной деятельности.

Мы считаем, что качество и результативность проводимой работы зависит от создания в группе развивающей среды. 

В группе есть уголок чтения. Знакомство с детской литературой в нашей группе происходит ежедневно в свободной форме. Дети берут в уголке книг понравившееся произведение, листают ее, рассматривают иллюстрации, просят почитать. В группе с детьми мы читаем не только произведения, предлагаемые программой, но и книги, которые живут в книжном уголке, книги, которые дети приносят из домашней библиотеки.

Театрализованная деятельность является мощным средством речевого развития дошкольников. Здесь решается ряд речевых задач: расширяется словарь признаков, согласование слов с движениями и действиями, отрабатывается высота, сила, громкость, интонационная выразительность речи. Дети во время постановки спектакля активно упражняются в диалогическом взаимодействии. В нашей группе оборудован театрализованный уголок. Дети активно принимают участие в драматизациях сказок и охотно пользуются различными видами театра самостоятельно.

Мы считаем необходимым условием в работе над развитием связной речи ежедневно использовать артикуляционную гимнастику, упражнения на развитие речевого дыхания, упражнения на развитие чувства ритма, индивидуальную работу с детьми, пальчиковые и речевые игры. 

Последовательная и систематическая работа в данном направлении создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей нашей группы. В работе нам помогает тесная связь с логопедом.

 Речевое развитие осуществляется не только на мероприятиях речевого цикла, но и в других видах деятельности: в познавательном развитии, на мероприятиях математического цикла, процессе художественно-эстетического развития (литература, музыка, театрализованная и изобразительная деятельность). Мы с детьми много наблюдаем, экспериментируем, рассматриваем, создаём своими руками. Детям всегда предоставляется возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Игра – одно из важнейших средств развития речи ребенка, это та форма деятельности, которой ребёнок живет и дышит, а потому наиболее ему понятна.

Мы считаем необходимым побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий, это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.

Речевые праздники и развлечения - один из актуальных видов работы в нашей. Учитывая тот факт, что роль семьи в развитии связной речи дошкольника огромна, мы стремимся привлечь внимание родителей к данной проблеме. В уголке для родителей, мы размещаем информацию (памятки, рекомендации, брошюры) для домашнего использования, проводятся консультации с родителями по соответствующей тематике. («Роль семьи в развитии речи ребёнка.», «Речевые игры по дороге домой.», «Советы родителям будущих первоклассников»).

В заключении можно сказать, что систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием различных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты: Дети стали чувствительнее к многообразию слов, стараются подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей. Стали чаще употреблять в речи разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания, меньше делают логических ошибок, улучшилось звукопроизношение. Делают успехи в умении произвольно менять громкость голоса, воспроизводить различные интонации.

В процессе работы по развитию связной речи мы отметили положительную динамику в других воспитательных задачах: дети стали внимательнее слушать рассказы воспитателя и сверстников, помогать друг другу в случае затруднения, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно их исправлять. Связь образовательной деятельности по развитию связной речи с другими формами работы дала так же положительный результат: дети на занятиях математического и познавательного цикла активно используют в речи новые слова и понятия, на занятиях по конструированию, изобразительной деятельности дети стали использовать в речи средства выразительности, используемых для художественного воплощения замысла. Использование игр-драматизаций в образовательной деятельности по развитию связной речи, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры находит свое отражение в театрализованной деятельности. Дети стали более раскрепощенно держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Интеграция задач развития связной речи в образовательном процессе.

Чтобы  у дошкольников не страдала речевая деятельность и в дальнейшем у детей не было дезадаптации, дискомфорта  и соответственно коммуникативной трудности в школе, необходимо предусмотреть ...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....

Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...

Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст,  меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...

Проект по развитию речи в старшей группе Развивающая технология «Мнемотехника» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах худо...