Конспект открытого занятия .
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Можевикина Светлана Анатольевна

Подготовительная группа "Рождество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rozhdestvo.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в подготовительной  группе

« Рождество»

 Выполнила воспитатель: Можевикина С.А.

Цель занятия:

знакомство детей с традиционными ценностями отечественной

культуры на примере праздника Рождество Христово.

Задачи:

образовательные:

 знакомить детей с историей этого праздника, традициями, обрядами,

обычаями, связанными с ним;

 знакомить детей с традицией украшать ёлочку на Рождество;

 знакомить детей с обычаем славить Христа и петь колядки;

 расширять и активизировать словарный запас.

развивающие:

 развивать связную речь, умение эмоционально, образно её

окрашивать (разучивание славок, колядок и стихов);

 развивать образное мышление и фантазию, воображение и

творческие способности (изготовление поделки – подарка к Рождеству);

 развивать эмоциональную сферу, через использование игровых

технологий.

 развивать эмоциональную сферу, через использование игровых

технологий (ролевая игра – песня).

воспитательные:

 приобщать детей к духовно – нравственным ценностям нашего

народа через знакомство с народными обрядами, обычаями и песнопениями

и устным народным творчеством.

создавать условия для эмоционально- психологического развития

детей.

Ход занятия.

Зал оформлен в стиле русской избы, на столе зажженные свечи,

угощения, наряжена рождественская елка, ведущие и дети в русских костюмах.

Ведущая 1:

Здравствуйте, гости дорогие! ( приветствие с поясным поклоном).

Дети: Здравствуйте!

Ведущая 2: Милости просим, хлеб соль откушать, да меня послушать.Рады видеть вас такими нарядными и веселыми. Как быстро время летит. Совсем недавно мы матушку осень чествовали , а теперь наступил черед красавицы зимы! Скажите, вы зимушку любите? А за что? ( ответы детей).

Ведущая 1: А какие зимние месяцы вы знаете?( декабрь, январь,

февраль). А вы любите праздники? Какой праздник мы отмечали в декабре? ( Новый год).

А в январе зима приготовила еще один веселый праздник . Для нас христиан, особенно радостным является православный праздник –Рождество Христово, праздник -рождения Бога.

Звучит музыка П.И.Чайковского « Щелкунчик». ( появляется зима).

Ведущая 2:

-Ой, ребята, кто же это к нам пожаловал? ( ответы детей).

Зима:

Пришла, я, зима! Пришла красна! С морозами трескучими,

Со снегами сыпучими, с ветрами завьюжными, с метелями

дружными, с Рождеством, с колядой, с Масленицей молодой.

Я, зима – красна, ледяная коса, в белой шубе до пят, буду

тешить ребят и вместе с вами хочу на празднике повеселиться.

Ведущая1:

- Конечно, оставайся с нами гостья дорогая, веселись от души, а ребята тебе покажут и расскажут что они знают о зиме и о празднике « Рождество Христово».( исполняется песня « Песенка зимы»).

Ведущая2:

Ребята, давайте с вами вспомним тот рассказ , который я вам

рассказывала, о маленькой девочке Марии, которую родители привели в храм, а когда она выросла, ее стал опекать старенький плотник Иосиф. Он заботился о ней, оберегал ее от разных бед. За ее доброе сердце Бог избрал ее стать Матерью Божией- Иисуса Христа. Через некоторое время, по велению царя Ирода , каждый из жителей должен был прийти в родной город, Мария и Иосиф пришли в Вифлеем. Но ни в одном доме не нашлось им места для ночлега, никто их не приютил.Тогда они нашли недалеко за городом пещеру ( вертеп). Куда в холодную погоду пастухи загоняют скот ( показ мультфильма).

Ведущая 2:

Здесь у Марии и родился Сын Божий - Иисус Христос. В пещере не

было колыбельки для младенца, и Мария запеленав его в белые пелены, положила в ясли( кормушку для скота). В это время на небе появилось множество ангелов, они пели хвалебные песни в честь рождения Христа. Эту песню услышали пастухи и первые пришли поклониться ему. А на небе появилась особенная яркая звезда. Эту звезду заметили мудрецы( волхвы), и пошли вслед за ней. И она при – вела их в город Вифлеем, к младенцу. Эту звезду так и назвали – Вифлеемская звезда. Мудрецы поняли, что это не простой младенец, а сын Божий. Они поклонились ему и подарили подарки- золото, как Царю, ладан, как Богу, смирну( елей –такую смолу), как человеку, которому придется пострадать за грехи человеческие.

Ведущая1:

Чтение стихотворения на фоне музыки:

В яслях спал на свежем сене, тихий крошечный Христос. Месяц,

вынырнув из тени, гладил лен его волос…

Бык дохнул в лицо младенца, и, соломою шурша,

На упругое коленце засмотрелся чуть дыша. Воробьи сквозь жерди крыши к яслям хлынули гурьбой, а бычок, прижавшись к нише, одеяльце мял губой. Пес прокравшись к в ножке, полизал ее тайком. Всех уютней было кошке в яслях греть Дитя бочком. Присмиревший белый козлик на чело его дышал, только глупый серый ослик всех беспомощно толкал:

- Посмотреть бы на ребенка, хоть минуточку и мне! – и заплакал звонко звонко в предрассветной тишине. А Христос, раскрывши глазки, вдруг раздвинул круг зверей. И с улыбкой, полной ласки, прошептал: - Смотри, скорей!».

Исполняется песня « В ночном саду».

СТИХИ:

1 ребенок: Рождество Христово! На душе светло, праздника святого Солнышко взошло. Небеса так ясны, белый день в ночи,

То младенцу в ясли шлет звезда лучи.

2 ребенок: Что такое Рождество? Это значит что на свете появилось Божество. Он пока еще младенчик, но глаза его лучисты,А вокруг него так ясно, а вокруг него так чисто!

3 ребенок: Он лежит в пещере темной, но как солнышко сияет,

И лучи своей улыбки всем на свете посылает. Даже злым! И злым и вредным! Всем богатым или бедным.

4 ребенок: Без разбору детям, птицам, диким львам и насекомым,

Будто бы своим знакомым! Он пока еще младенчик, но как солнышко сияет И своей улыбкой доброй наши души согревает.

5 ребенок: Рассказать спешим всем людям и поведать новость эту, он пока еще младенчик, но Любовь подарит свету! Стало плотью слово ради наших бед: Рождество Христово – вечной жизни свет!

Ведущая2:

Что люди могут совершить для Бога? К празднику Рождества Христово люди готовятся заранее. Несмотря на холодное время года, рождественский праздник дышит весельем. ( исполняется песня – инсценировка « Как на тоненький ледок»).

Люди украшают рождественскую елочку, выбирают подарки, накрывают праздничный стол. Обязательно приглашают тех, у кого нет елочки, тех, кто грустит в этот день, чтобы у всех было хорошее настроение , всем было радостно и весело. Взрослые идут в храмы и поют радостную песню: « Христос родился! С Рождеством! И поздравляют друг друга. Давайте и мы

поздравим друг друга с праздником Рождества Христово .( дети все хором повторяют слова « Христос родился! С Рождеством!( звучит звон колоколов

– запись со службы).

Зима: Как интересно и весело у вас на празднике. А зимние приметы вы знаете? ( дети называют приметы зимы).

- Зимой дым столбом – к морозу.

- Кошка прячет нос, сворачивается в клубок – к сильным морозам.

- Туманный круг около солнца – к метели.

- Если кошка пол скребет – будет сильный ветер или метель.

- Снегирь под окошком чирикает – ожидать оттепели.

( зима хвалит ребят).

Зима: - А еще одну примету знаю, чем выше прыгнешь, тем лучше урожай будет. Я знаю веселую игру, хотите сыграть? Я льдинку, снежинку сейчас закручу, а вы прыгайте и не касайтесь, чтобы посевы от холода не погибли.

Зима раскручивает вокруг себя привязанную к ленте снежинку, приговаривает:

- Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лен высок. Прыгайте как можно выше, можно прыгать выше крыши. ( дети прыгают как можно выше, чтобы снежинка их не задела).

Ведущая 1:

Ребята вы любите отгадывать загадки? Давайте покажем зиме как вы умеете отгадывать загадки.

1.Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает? ( зимой).

2.Скатерть бела весь мир одела. ( снег).

3.Странная звездочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала.(снежинка).

4.Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и нам стоять не велит.( мороз).

5.Ее всегда в лесу найдешь, пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем. ( елка).

6.Снизу –полы, сверху воротник лохматый, в холод он теплом богатый.( тулуп или шуба).

7.Выросло, то выросло, из бороды повылезло,

Солнышко встало, ничего не стало. ( сосулька).

Ведущая2: Ребята, посмотрите какая у нас нарядная елочка на празднике. Скажите , кто из вас знает почему такой обычай существует – наряжать рождественскую елочку и украшать макушку елки звездой? Хотите узнать?

Я вам расскажу историю , в которой рассказывается почему существует такая традиция наряжать рождественскую елку. Когда родился маленький Христос, Дева Мария спеленав его, положила в простые ясли на сено. С неба слетели Ангелы, чтобы посмотреть на младенца. И увидели как проста и бедна

пещера и ясли и тихонько прошептали друг другу:

- Он спит в пещере в простых яслях? Нет, так нельзя! Нужно украсить пещеру: пусть она будет как можно красивее и наряднее – ведь в ней спит сам Христос! И вот один ангел полетел искать чем бы украсить пещеру, на юг, там всегда тепло и цветут цветы. Ангел набрал много алых роз, лилий, белых как снег магнолий, нежных мимоз, желтых лотосов и принес цветы в пещеру. Другой Ангел полетел на север. Но там в это время была зима, все

было покрыто снегом. И Ангел не найдя никаких цветов, хотел лететь назад. И вдруг увидел печально зеленевшую среди снега елку и решил:- Пожалуй, ничего, если это деревце, такое простенькое, единственное из всех растений севера, посмотрит на маленького Иисуса. И он унес с собой скромную елочку. Как красиво и нарядно стало в пещере, когда стены,

потолок, пол и ясли украсили цветами. Цветы с любопытством заглядывали в ясли, где спал младенец и шептали:

- Тс! Тише! Он заснул!

Елочка впервые увидела такие прекрасные цветы и опечалилась.

- Почему я такая некрасивая, как счастливы должно быть все эти цветы! А мне нечем и самой нарядиться в такой праздник, нечем и пещеру украсить. И она заплакала. Когда Дева Мария увидела это, ей стало жалко елочку. Она подумала о том, что все должны радоваться в этот день, не надо чтобы елочка грустила. Она

сделала взмах рукой и произошло чудо: тихо с неба спустилась звездочка и украсила собой вершину елочки. А за ней сошли и другие и разукрасили остальные ветки. И в пещере стало светло и весело. Маленький Христос проснулся, улыбнулся и протянул к сверкающей огоньками елке свои ручки. А цветы смотрели на елочку и шептали: - Ах, какая же она хорошенькая! Не правда ли, она красавица! И елочка чувствовала себя такой счастливой. С тех пор люди украшают каждый год на Рождество елки для маленьких детей в память о той первой елочке, которая была украшена настоящими звездами с неба.

Ведущая 1: - А теперь давайте немного поиграем. Игра называется « Чего на елке не бывает?». Я буду называть вам разные предметы , если вы услышите название елочных игрушек, надо поднять вверх руку и сказать « Да». Если

буду называть то, чего на елке не бывает, надо сдержаться и промолчать.

Постарайтесь не ошибитесь. Готовы?

Вот и праздник наступил, каждый елку нарядил.

Кто, ребята, подтвердит – на ветвях ее висит:

Звездочка – верхушка? Звонкая хлопушка?

Петенька – петрушка? Мягкая подушка?

Белые снежинки? Яркие картинки?

Шар из паутинки? Старые ботинки?

Плитки – шоколадки? Кони и лошадки?

Зайчики из ватки? Варежки – перчатки?

Красные фонарики? Хлебные сухарики?

Яркие флажки? Шапки и платки?

Яблоки и шишки? Васькины штанишки?

Вкусные конфеты? Свежие газеты?

Зима: - Молодцы, ребята! А я вам приготовила еще одну игру, называется она « Собери снеговика!». ( выбираются участники).

- Звучит музыка, участники танцуют, как музыка затихла, вы должны быстро собрать снеговика из частей, кто быстро и правильно соберет, тот и будет победителем.

Ведущая 2:

С начало мы встречаем Новый год, потом наступает Рождество, а от Рождества до Крещения до 19 января наступают Святки. В святочные дни люди готовят угощения, ходят друг к другу в гости, а шить, вязать, выполнять какую – то грязную работу запрещается, потому, что считаются эти дни святыми. Зимушка – зима, а что ты нам принесла?Зима: - Глубокие снега, святые вечера, Рождество, колядку, день с курину пятку. В эти дни было принято колядовать, пройтись по домам с песнями – колядками, прославляющими Христа и будущий урожай, желая всем добра,

счастья, здоровья. ( дети исполняют колядки).

Колядовщики:

Уродилась коляда накануне Рождества! Ой, коляда, колядица моя!

Открывайте окно, запускайте Рождество! Ой, коляда, колядица моя!

Открывайте двери, поднимай с постели! Ой, коляда, колядица моя!

Сеем, сеем, посеваем, с Рождеством Вас поздравляем!

( стучат в дверь дома, хозяева отвечают: - «Принимайте угощение!».

Колядовщики:

С Новым годом! С новым счастьем, с Рождеством!

Дай Бог тому кто в этом дому! Вам и каша густа! Вам и мед на уста! Теперь пойдем к Иванову двору! – Эй, хозяева! Поднимайтесь,просыпайтесь! Пришла коляда! Отворяй ворота!

Из другого дома появляется дед Иван: - Иду! Иду! Здравствуйте, люди добрые!

Колядовщики:

- Дед Иван, послушай нашу колядку. Коляда – маляда! Прикатила молода! Мы искали коляду во Ивановом двору. Как на улице мороз Подмораживает нос, не велит долго стоять, велит скоро подавать: Или тепленький пирог, или маслица, творог, или денежку копьем, или рубль серебром.

Дед Иван: -« Вот вам угощенье – сыр, да печенье! Пряники, конфетки, кушайте детки!»

Колядовщики: - Будьте здоровы, счастливы будьте, живите без бед много – много лет.

Как зашли, мы зашли, да в чужую хату! Здравствуйте, ребята! Щедрый день, добрый день! Не браните коляду, не журите коляду! Мы не сами идем, мы козу ведем! Вот она козуля, рождественская бодуля! Где рогом поведет, там и жито взойдет! Проходите детвора в рождественские ворота!

Проводится игра « К нам коза пришла».

Двое взрослых образуют ворота. Через них с песней проходят дети. На слова « а самого маленького оставила», ворота закрываются, пойманные дети присоединяются к водящим.

Слова песни: к нам коза пришла, коляду привела, сама прошла, всех детей провела, а самого маленького оставила».

Ведущая 1. Спасибо за хорошее настроение! Примите от нас угощение!( подает поднос с угощением).

Зимушка, а ты знаешь, что в святочные дни издавна гадали, давайте погадаем с нашими гостями.

6 ребенок:

Раз в крещенский вечерок девушки гадали,

За ворота башмачок, сняв с ноги бросали.

Снег пололи под окном, слушали, кормили

Счетным курицу зерном; ярый воск топили.

В этой маленькой корзинке что угодно для души.

Кому вынется, тому сбудется, скоро сбудется, не минуется!

Ведущая разъясняет, что обозначает тот или иной предмет, который гости достали из корзинки.

Лента – к долгой и счастливой жизни, пуговица – жить в большой семье.

Монета – к богатству, щепка – крепкое здоровье, сахар или конфета –

сладкая жизнь, гвоздь – на пороге гость, скрепки – к новым друзьям.

Картошка – ждет большое счастье, хлеб, пряник - хороший урожай,

крупа – к богатству.

В последний день святок – 19 января на Крещение - люди шли на реку, а сейчас многие самые ,смелые окунаются в купели или в прорубь. Считается , что вода в этот день вода обладает чудодейственной силой, которая придает здоровья людям, а небеса открываются и если загадать желание, оно  обязательно сбудется. Давайте и мы, каждый про себя загадает самое завет –

ное желание и пусть оно у всех сбудется. Исполняется песня « Славься, Рождество».

Зима:

Хорошо я сегодня повеселилась с вами. Спасибо за приглашение на такой интересный праздник. А теперь мне пора делами заниматься, обходить свои владения и следить все ли в порядке в лесу и в городе. ( прощается с детьми и уходит).

Ведущая 2:

Наш праздник подходит к концу. Но хорошее настроение останется с нами.

Всем добрым людям желаем добра, золота и серебра! Пышных пирогов, медовых блинов! Чтоб здоровыми все были, чтобы много лет прожили!

7 ребенок:

За окошком вьюга песенки поет,

Чудный светлый праздник в каждый дом идет.

Не страшит нас ветер, не страшит мороз,

В этот день родился Божий сын Христос.

8 ребенок:

Суд он и спаситель взрослых и детей,

В скорби утешитель он для всех людей.

В дом заносят елку, ветками шурша.

Помолюсь, и к небу воспарит душа.

9 ребенок:

Дружно веселимся в святочные дни,

Так для нас проходят радостно они. День Христа рожденья – Света торжество.

Здравствуй дивный праздник ! Здравствуй, Рождество!

Ведущая 1:

Еще раз поздравляем всех со светлым праздником – Рождества Христово!

Желаем мира, любви, искренней веры, надежды.

Ведущая 2:

Пусть будет наполнен радостью каждый вами прожитый день. А на память о

празднике дети дарят всем гостям ангелочков, которые приготовили своими

руками.

 Всего вам доброго.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе ко дню открытых дверей на тему: «Туристы».

Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям....

Конспект открытого занятия на тему: «День открытых дверей» (1 младшая группа).

Конспект мероприятия на тему «День открытых дверей» в 1 младшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физич...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия

Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...