«Развитие речи детей раннего возраста».
проект по развитию речи

Гуслякова Виктория Андреевна

Ранний возраст наиболее благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Поэтому, эта задача должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ranniy_vozrast.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие речи детей раннего возраста».

Вид: информационно-познавательный.

Участники проекта: дети группы раннего возраста , воспитатели, родители.

Длительность: 1 месяц.

Актуальность проекта: Ранний возраст ребенка является ответственным периодом в речевом развитии. В этот период у детей происходит развитие внимание; проявляется интерес к окружающему миру, к игрушкам и действиями с ними. Все это ребенок может познать через дидактическую игру с помощью педагога и родителей. В процессе игры ребенок подражает речи взрослого, что способствует развитию его собственной активной речи; также во время игры обогащается пассивный словарь ребенка; приучать его самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Именно это подвело нас к мысли, о необходимости уделять больше внимания к развитию речи через игру и непосредственно образовательную деятельность . Ведь ранний возраст наиболее благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Поэтому, эта задача должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно.

Цель проекта: развивать речь детей как средство общения; понимать речь взрослого и сверстников, используя игрушки, книги и игры; учить высказывать свою мысль, просьбу простыми предложениями.

Развивать умения детей по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру; имитировать действия людей и движения животных.

Упражнять детей отчетливо произносить звуки в словах, во время звукоподражания; способствовать в употреблении в самостоятельной речи детьми существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

Закрепить умения детей употреблять в речи предлоги. Помогать детям, во время игры, драматизировать отрывки из знакомых сказок, потешек, песенок, действуя, согласно правилам.

Воспитывать умение играть в коллективе, обращаться друг к другу по имени, используя вежливые слова, слова благодарности.

Прививать любовь к художественной литературе, к искусству, игре и игрушкам.

Задачи:

-целенаправленно обогащать словарь детей;

- развивать активную речь;

Формировать:

- потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;

- понимать речь окружающих без наглядного сопровождения;

- способность понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;

- поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);

- побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;

- формирование умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;

- приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.

Ожидаемые результаты:

Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.

Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.

Сформируется интерес к художественной литературе.

Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.

У родителей сформируется понимание необходимости  в развитии речи детей.

У родителей повысится общий культурный уровень.

Подготовительный этап проекта:

  1. Разработка проекта «Развитие речи детей раннего возраста».
  2. Анализ предметной среды группы. Сбор информации, материала для реализации проекта.

3.Организация игрового взаимодействия.

Совместная деятельность с детьми:

Игровая

Деятельность

Двигательная

деятельность

Чтение художественной литературы

Познавательно- исследовательская деятельность

Коммуникативная деятельность

Музыкально-художественная деятельность

Дидактические игры:

 «Как гудит машина?»,

«Какой? »,

«Как кого зовут?»,

 «Позови Петрушку?»,

 «Покажи маму и детеныша?»,

«Кто как голос подаёт».

«Узнай и назови»;

«Что звучит».

«Черепаха».

«Ищу друга».

Дидактические игры со строительным материалом.

«Домик для кошки»;

«Строим гараж для машины»; «Машина»;

«Башня из кубиков одного размера»;

«Ворота для машины»;

«У куклы новоселье».

«Скамейка для зайки».

Сюжетно-ролевые игры: «Угощение»;

«Мишка пришёл в гости», «Поехала кукла в гости»,

«Кукла Катя пришла в магазин»;

«Укладываем куклу Катю спать».

“Кукла Катю кормим кашей”.

“Кукла Лена обедает”,

«День рождение куклы»

«Мы шофёры».

Подвижные игры:

«Пройди через ручеек», «Зайка серый умывается», «Беги к тому, что назову», «Все захлопали в ладошки», «Маленькая птичка», « Мишка косолапый», «Лошадки»;

«Бегите ко мне».

Потешки:

«Баю-бай ты собачка не лай», «Игрушки», «Сидит, сидит зайка»,  «Мишка косолапый»,

«Мы ногами топ-топ-топ»;

«Заинька походи»;

«Во дворе» (А.Барто).

Стихи:

А. Барто «Зайка»,

Л. Квито «Кисонька»,

Введенский А. И. «Мышка»,

Берестов В.Д. «Больная кукла»,

Чуковский К.И.  «Поросенок».

Действия с игрушками предметами (игрушки разные, пальчиковый театр).

Рассматривание иллюстраций изображающих животных, картинок к знакомым произведениям.

Словесные игры:

«Коза рогатая»,

«На  птичьем дворе»,

«Конь»,

«Кто, как кричит?»

«Кто-то в гости к нам пришел»,

«Кто нас позвал».

Пальчиковые игры:

 «Пальчики»,

«Стенка»,

«Комарики»,

«Лапки-царапки»,

«Оладушки»,

«Цыплята»,

«Капуста».

Расширить  и активизировать словарный запас,  формировать правильное звукопроизношение, развитие воображения, слухового внимания, умения быстро подчиняться инструкции взрослого.

Учить выполнять постройку в нужной последовательности. Способствовать формированию совместной игры. Развивать умение слушать и выполнять словесную инструкцию.

Учить умению играть рядом; содействовать переходу к совместным играм, небольшой группой. Формировать у детей умение принимать на себя определенную роль и действовать в игре соответственно ей. Развивать активную речь ребенка.

Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, развитие двигательной активности детей.

Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию потешки, сказки, стихи. Предоставлять возможность повторять за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении.

Формировать умение действовать с игрушками, предметами в соответствии с их особенностями и назначением.

Овладению  умением детей понимать, что изображено на картинке.

Способствовать активизации речи.

Развивать познавательную и двигательную активность.

Помогать развивать внимание, мышление, логику. Знакомить детей с окружающим миром, обогащать словарный запас.

Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу, развивать ощущение собственных движений, развитие мелкой моторики, речи, мышления, воображения.

Работа с родителями:

Консультация для родителей: «Как помочь ребенку заговорить?»

Памятки для родителей:

1. « Особенности развития речи детей раннего возраста»

2. «Артикуляционная гимнастика и развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».

Итоги реализации проекта:  

Заключительный этап:

-обработка и оформление материалов проекта;

-создание картотеки игр;

-создание презентации проекта.

Игры-занятия с детьми.

Ознакомление с окружающим и развитие речи.

«Знакомство с зайчиком».

Устанавливать эмоционально положительный контакт и вызывать интерес к совместной с взрослым деятельности. Познакомить с игрушкой. Расширение пассивного словаря детей.

«Зайка серенький сидит» (слушание потешки).

Побуждать детей узнавать знакомую игрушку, соотносить игрушку с картинкой, называть и показывать части тела. Активизировать словарь.

«Давайте познакомимся с маленьким зайчиком».

Познакомить с игрушкой (маленький зайчик). Расширение словаря. Установить с детьми эмоционально-положительный контакт и вызвать интерес к совместной с взрослым игровой деятельности.

Сенсорное развитие.

«Зайка в гости к нам пришел».

Совершенствовать умение обследовать предметы. Закрепить представления о частях тела животного, дать первые представления о признаках предмета; обобщать пассивный словарь,         активизировать речь детей, побуждать повторять за воспитателем слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"

В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....

Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»

Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит  родителей с инн...

План работы по самообразованию на 2017-2018 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»

Цель: Повышение профессионального уровня  в вопросе развития речи детей раннего возраста посредством устного народного творчестваЗадачи:- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изуч...

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» Для родителей детей второго раннего возраста

Конспект родительского собрания«Развитие речи детей раннего возраста»Для родителей детей второго раннего возраста...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет.

Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет. Развитие речи у ребёнка раннего возраста (до трёх лет) – процесс сл...