Конспект чтения рассказа "Медведко"
план-конспект занятия по развитию речи

Иванова Светлана Гаврильевна

Цели ООД

  • Через знакомство с произведением показать важность правильного взаимоотношения человека и природы.
  • Формировать внимательное отношение к языку художественного произведения.
  • Развивать умения высказывать свое отношение к прочитанному.
  • Познакомить с творчеством писателя Д. Мамина – Сибиряка.
  • Развивать интерес и любовь к книге.

Материалы для ООД: портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка, слайды к рассказу Медведко, книгу «Медведко», Д.Н. Мамин – Сибиряк.

  1. Организационный момент.

Ребята, проходим и рассаживаемся на свои места.

  1. Вводная беседа и постановка цели ООД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл medvedko.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Цели ООД

  • Через знакомство с произведением показать важность правильного взаимоотношения человека и природы.
  • Формировать внимательное отношение к языку художественного произведения.
  • Развивать умения высказывать свое отношение к прочитанному.
  • Познакомить с творчеством писателя Д. Мамина – Сибиряка.
  • Развивать интерес и любовь к книге.

Материалы для ООД: портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка, слайды к рассказу Медведко, книгу «Медведко», Д.Н. Мамин – Сибиряк.

  1. Организационный момент.

Ребята, проходим и рассаживаемся на свои места.

  1. Вводная беседа и постановка цели ООД

Воспитатель: давайте ребята поиграем в игру «Четвёртый лишний»

Игра 4 лишний           1 слайд

Медведь, заяц, лиса, корова

Какое животное лишнее? Почему?

Воспитатель:  Чем жизнь диких животных отличается от жизни домашних животных?

Ответы детей

Воспитатель:  Но, к сожалению, человек иногда бездумно вторгается в жизнь дикой природы, существующей по своим законам. А что из этого может получиться, мы и узнаем, прочитав рассказ Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка “Медведко”. Признаюсь, слово «Медведко», это для меня было новое. Я встретила его впервые, когда знакомилась с творчеством этого писателя. (детстве)

2 слайд (Мамин Сибиряк фото) – написал множество рассказов о животных.

Как слово Медведко хочется произнести?

Дети: Нежно, ласково, по-доброму.

Воспитатель:  Давайте, ребята произнесем слово  «Медведко» вслух.

Дети и воспитатель произносят «Медведко»

Воспитатель: Что произошло с медвежонком, мы узнаем, конечно же, прочитав рассказ. А анализируя его, нам нужно постараться понять и сделать вывод, какими должны быть взаимоотношения человека и природы? 

  1. Словарная работа.

Воспитатель: При чтении рассказа Медведко вам встретятся слова, значение которых, возможно, не всем известно:

  • Экипаж – в данном случае означает повозку с лошадьми;
  • Кучер – Слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже;
  • Гимназисты – ученики;
  • Ларь – большой деревянный ящик с крышкой для хранения зерна или муки;
  • Кухарка – прислуга на кухне, готовящая пищу;
  • Стремглав – очень быстро, стремительно.
  1. Восприятие произведения и работа по его содержанию.

Воспитатель:

Чтение первой и второй части воспитателем вслух. Беседа после чтения рассказа:

  • Кто герой рассказа? (медвежонок)
  • Как называет его автор? (медведко)
  • Как автор описывает медвежонка? (забавный, беспокойный, милый,
  • Как медвежонок появился у писателя в доме? (кучер принес)
  • С чем сравнивает Мамин – Сибиряк маленького медвежонка?
  • Как вёл себя на новом месте Медведко?
  • Как относились к нему гимназисты?
  • Почему автор решил оставить медвежонка у себя?
  • Будет ли автор сожалеть, что взял медвежонка?
  • Как думаете, почему Медведко не прижился в доме?
  • Хорошо ли ему было, когда его перебрасывали из дома в дом?

Воспитатель: Почему разрушилось равновесие между природой и человеком? Правильно ли поступил человек, когда взял в дом дикое животное?

Анализ произведения. 

Так и в этом рассказе мы наблюдаем, что сначала взаимоотношения между человеком и медвежонком добрые. Но даже и такие дружественные чувства человека нарушают в существовании животного естественный мир природы. И медвежонок, лишенный привычной среды обитания, страдает и мучается, и люди, взяв в дом забавного, на первый взгляд, зверька ничего кроме неприятностей и досады не приобрели от общения с ним.

В природе все взаимосвязано. И человек, разумно относящийся к природе, сделает и свою жизнь только лучше, и не навредит, а может быть даже и поможет животным, растениям, всему, что есть на Земле.

Воспитатель: Отец Д.Н. Мамина – сибиряка был священником и учителем и прививал сыну любовь к величавой природе Урала, где они жили. И, когда Дмитрий Наркисович вырос, он поступил на ветеринарное отделение медицинской академии, т.е. хотел лечить зверей. Но нехватка денег не позволила ему закончить академию. И он стал писать статьи и рассказы, в которых главной темой стали, конечно же, животные. Своими произведениями писатель часто предупреждал своих читателей для их же блага и для блага животных от ненужного вторжения в жизнь природы.

  1. Итог урока.

Можно было Меведко спасти, каким образом:

Отвезти обратно в лес; отвезти в цирк; отвезти в зоопарк, тогда можно было спасти Медвежонка.

Воспитатель: Я хочу, чтобы итогом этого урока стало стихотворение Бориса Заходера “Про всех на свете”

Все – Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И Мошки
Не меньше нужны, чем Слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, -
Злых и свирепых.
. . .
И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все – Все,
Все на свете,
На свете нужны, и это все дети
Запомнить должны!

Рефлексия. Воспитатель: а теперь ребята, кто желает нарисовать диких животных или по рассказу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Чтение сказки в стихах "Мойдодыр""

Конспект совместной деятельности с воспитанниками второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация»  Тема: «Чтение сказки в стихах «Мойдодыр»...

Конспект "Чтение сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр»"

Коспект организованной образовательной деятельности в 1 младшей по развитию  речи.  Чтение художественной литературы....

Конспект: Чтение рассказа Л.Н.Толстого "Пришла весна,потекла вода..."

Чтение рассказа Л.Н.Толстого " Пришла весна,потекла вода..."...

Планк Конспект Чтение рассказа «Обрывок провода». Е. Воробьева

Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации...