Занятие-путешествие по речевому развитию «В поисках потерявшихся героев» с детьми младшей группы
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Занятие-путешествие с детьми младшего возраста, в ходе которого стремлюсь воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения; способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятий поощрять активность, любознательность. Воспитывать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie-puteshestvie_v_poiskah_poteryavshihsya_geroev.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс «Нестандартный урок» среди педагогов дошкольных образовательных организаций муниципального образования Тбилисский район

Занятие-путешествие

по речевому развитию

«В поисках потерявшихся героев»

с детьми младшей группы

                                                                       Подготовила:

                                                                       Воспитатель

                                                                       Лихобабина Светлана Ивановна

Образовательная область: «Речевое развитие»

Возрастная группа: младшая

Направление: занятие-путешествие

Тема: «В поисках потерявшихся героев»

Цель: Закрепить знания о русских народных сказках.

Задачи: 

Образовательные: Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав. Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Закрепить понятие «домашние животные».

Развивающие: Развивать связную речь детей, слуховое восприятие и фонематический слух, память, мышление, воображение.

Воспитывающие: Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения; способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятий поощрять активность, любознательность. Воспитывать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь.

Оборудование и материалы: сундучок, письмо в конверте, цветы, дерево, ворона, кот, собака, мышь, музыкальное сопровождение.

Формы организации деятельности воспитанников: беседа, дыхательная гимнастика, физкультминутка, загадывание загадок, инсценирование сказки.

                                        Ход мероприятия:

  1. Вводная часть

Воспитатель: Сказки любят все на свете,

Любят взрослые и дети!

Сказки учат нас добру

И прилежному труду,

Говорят, как надо жить,

Чтобы всем вокруг дружить! 

Вот и солнышко взошло, с собой сказку привело.

Что за сказочка такая ты попробуй, угадай:

Кошка, внучка,

Мышка и собака Жучка

Деду с бабой помогали,

 В огороде урожай собирали?

Ответы детей.

Воспитатель:  - Ой, ребята посмотрите что это? (на столе стоит сундучок, в котором лежит письмо).

Ответы детей.

  1. Основная часть

Воспитатель: - Давайте прочитаем, что же там написано, и от кого пришло письмо. А письмо нам прислала бабушка, из сказки «Репка». Она пишет: 

«Ребята, дедушка никак не может вытащить репку в огороде, потому что разбежались все его помощники. Помогите ему, пожалуйста, найти потерявшихся животных».

Воспитатель: - Ребята, вы хотите помочь дедушке найти потерявшихся животных?

Ответы детей.

Воспитатель: - Тогда мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. А поедем мы на поезде. Но чтобы попасть на него, необходимо отгадать слово. Кто первый отгадает, тот и становится за мной. Начинаем:

• слон большой, а мышка - … маленькая

• кубик квадратный а мяч -  … круглый

• лук горький, а сахар - …. сладкий

• волк злой, а зайчик - … добрый

• зимой холодно, а летом - … тепло

• днем светло, а ночью - … темно

(дети по очереди отгадывают слова и становятся в паровозик)

Воспитатель: - Посмотрите, какой у нас получился длинный поезд.

Воспитатель: - Ну а теперь, поехали.

(Играет музыка «Паровоз-букашка»)

Воспитатель: - Вот ребята мы и приехали на полянку. Сколько здесь много цветов. Давайте понюхаем их аромат.

Дыхательная гимнастика “Аромат цветов”

- Через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем “А - ах!”.

Воспитатель: - Ребята, кто это у нас тут? Посмотрите, кто это сидит? (Ворона)

- А ворона где сидит? (На дереве)

- А как кричит ворона? (Кар-кар)

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, у вороны в клюве какая-то записка, давайте посмотрим, что это. Здесь написано:

«Чтобы найти всех животных, вам нужно отгадать загадки, по отгадкам вы поймете, кто же убежал от дедушки».

- Вот ребята, отгадав загадки, мы с вами и узнаем, кто же у дедушки помощники.

Первая загадка:

Громко лает на дворе, отдыхает в конуре,

Сторожит хозяйский дом, и виляет мне хвостом.

Ответы детей.

Воспитатель: - Давайте назовем собаку ласково (Собачка).

- Что собака делает? (Лает, сторожит дом, рычит, грызет кости, бегает, виляет хвостом)

- Как она лает? (Гав-гав).

- Загадку мы отгадали, о собачке поговорили, но ее мы не нашли. Где же она?

А я знаю, как ее найти. Ребята, а как называется домик для собачки? (Конура) - Давайте ее поищем.

       Дети с воспитателем находят в группе картинку, с изображением собачьей конуры, рядом находят собачку (игрушку).

Воспитатель: - Ой, смотрите, а у собачки здесь записка, давайте прочтем:

«Чтобы найти следующего героя, вам нужно немного размяться, а затем отгадать загадку».

Физкультминутка

Вот мы репку посадили                                   (наклониться)

И водой ее полили.                                           ( Имитация движения) 

А теперь ее потянем,                                        (имитация движения) 

И из репки кашу сварим,                                  (имитация движения)

И будем мы от репки, здоровые и крепкие.   (показать силу)

Воспитатель: - Отправляемся дальше в путешествие.

Вторая загадка:

В мягкой шубке ходит, песенки выводит,

Молоко из плошки пьет, возле норки мышку ждет. (кошка)

Воспитатель: - А как она говорит? (мяу-мяу)

- Давайте ласково назовем кошку? (Кошечка, кисонька) А что любит делать кошка? (Ловить мышей, лакает молоко, мурлычет, царапается, играет) А какая кошка? (Мягкая, пушистая).

- Давайте позовем кошку. Как нужно позвать кошечку? (кс-кс-кс)

Воспитатель: - А вот и наша кошечка. (Воспитатель берет кошку (игрушку) в руки, гладит ее.)

- Ребята, а какие это животные? Домашние или дикие? (Домашние)

- А почему? (Потому что они живут дома)

- Ребята, посмотрите, кошечка держит какую-то записочку, давайте узнаем, что в ней! Это же загадка.

«Живет в норке, грызет корки.

Короткие ножки, боится кошки». (мышка)

Воспитатель: А где же она? Давайте найдем ее. Ой, смотрите, а чей это хвостик? (Находят мышку) Вот она, наша мышка!

- Как ласково мы назовем мышь? (мышка, мышенька)

- А как она пищит?

- Как хорошо, что мы всех нашли. Теперь можем отправляться дальше.

Воспитатель: - Ребята, давайте поможем животным вернуться домой к бабушке и дедушке. (Приносят и отдают животных бабушке).

Бабушка: - Ой, спасибо ребятки за помощь. Помогли найти наших помощников. – А репку нам, с дедушкой, поможете вытащить?

(Ребята с воспитателем и героями сказки помогают дедушке и бабушке вытащить репку.)

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Помогли бабушке с дедушкой, ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

               (Становятся друг за другом, едут под музыку на поезде)

Рефлексия

- Вот мы и в детском саду. А где же мы с вами были? (Помогали дедушке найти животных).

- А что мы для этого делали? (Отгадывали загадки).

- А из какой сказки были герои? (Сказка репка).

                     Вот и солнышко заходит, с собой и сказочку уводит.

                     Мы сегодня молодцы, постарались от души.

                     Сказку вспоминали и героям помогали.

Результаты занятия:

- Дети закрепили знания о русских народных сказках.

- Сформировались навыки произношения звукосочетаний: мяу-мяу, кс-кс-кс,  гав-гав.

- Усовершенствовалось умение узнавать животное по описанию, подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

- Дети закрепили понятие «домашние животные».

- Дети усвоили определенный объем знаний, навыков и умений с учетом поставленных  задач.

- Дети  закрепили умение подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).

- Дети были положительно настроены на образовательную деятельность, сотрудничали с воспитателем и друг с другом,  дружно выполняли коллективные задания, проявляли самостоятельность, были доброжелательными, инициативными, уверенными в себе. Улыбки на детских лицах, веселый смех, доброжелательность в общении педагогов с воспитанниками – явилось итогом проведенного мероприятия.

Источники, используемая литература:

1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/08/27/konspekt-otkrytogo-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-v-mladshey

2. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-zanjatija-po-razvitiyu-rechi-vo-vtoroi-mladshei-grupe-v-gostjah-u-skazki.html

3. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Первая младшая группа. Мозаика-синтез. Москва, 2014. 

Самоанализ занятия:

Занятие проводилось с воспитанниками младшей группы. Форма проведения деятельности – занятие-путешествие.

Был составлен конспект занятия-путешествия по речевому развитию для детей младшей группы, с интеграцией образовательных областей: «Познавательное развитие»,  «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Занятие-путешествие состояло из трех частей: вводная, основная и заключительная. Длительность занятия составило 15 минут, что соответствует требованиям СанПин.

 На организационном этапе был создан позитивный настрой у воспитанников для включения их в образовательную деятельность. Воспитанникам было предложено отправиться в путешествие на поезде, дети с интересом приняли игровой сюжет, настроились на совместную деятельность.

Вводная часть включает в себя организационный момент, цель которого подготовить детей к закреплению пройденного материала, помочь сказочным героям.

В основной части дети решали проблемную ситуацию: с помощью загадок находили потерявшихся героев. Для удовлетворения потребности детей в двигательной активности в занятие включена физкультминутка «Мы репку посадили».

В заключительной части был подведен итог, проведена рефлексия.

Считаю, что цель и задачи реализованы. На протяжении всего занятия прослеживается познавательный интерес, речевая активность. Этому способствовало: создание положительного микроклимата, смена видов деятельности, игровые приемы и методы.

Поставленные перед детьми задачи, соответствуют их уровню развития и возрастным особенностям. Так как мышление в данном возрасте наглядно-образное, использовала много наглядного материала. Музыкальное сопровождение создало особый эмоциональный фон, позитивный настрой. В процессе всего занятия дети были заинтересованы получением результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" по теме "Домашние животные" с детьми средней группы со сложным дефектом.

Организация образовательной деятельности «Речевое развитие» направлено на развитие у детей со сложным дефектом интереса к образовательной деятельности, развитии речевой активности, обогащение словарно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" по теме "Домашние животные" с детьми средней группы со сложным дефектом.

Организация образовательной деятельности «Речевое развитие» направлено на развитие у детей со сложным дефектом интереса к образовательной деятельности, развитии речевой активности, обогащение словарно...

Образовательная область «Речевое развитие» КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности с детьми младшей группы на тему: «Путешествие к трем медведям»

Цель: Развитие речи и обогащение активного словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе рассказывания русской народной сказки «Три медведя» (в обработке Л. Н. Толстого).Задачи:Обучающая:Учит...

КОНСПЕКТ Организованной образовательной деятельности по речевому развитию название: Дидактическая игра "Поручения" в 1 младшей группе №3 группе ("Ромашка")

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 69 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детейКрасносельского район...

Развлечение (образовательная область «Речевое развитие») «В поисках хорошего настроения» во второй младшей группе

Данное развлечение активизирует и развивает речь детей, обогащает словарный запас; развивает звуковую и интонационную культуру речи. В процессе работы воспитываются дружеские взаимоотношения, доброжел...

Конспект проведения образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» по ФЭМП «Речевое развитие» на тему «Играем сказку теремок» для младшей группы

Закрепить умение считать в предела пяти, сформировать представление о равенстве и не равенстве двух предметов на основе счета, научить правильно отвечать на поврос " сколько"?...