Конспект открытого занятия
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Конспект занятия "Путешествие в страну Фольклора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл albina.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия в средней группе

« Путешествие в страну фольклора»

Воспитатель:

Гаглоева А.Т.

       

                                                      2023г.

Цель: Приобщать детей к устному народному творчеству, на примере пословиц, поговорок, загадок, русских народных игр, сказок.                                               Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора, новыми словами , пополнить словарный запас.                                                                             Развивать связную речь, мышление, память.                                                                              Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Ход занятия

- Начинается тихая музыка

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках. Начинается тихая музыка

Воспитатель: За высокими горами (руки вверх)

За широкими лесами (руки широко)

За глубокими морями (руки вниз)

Стоит терем-теремок (ладошки домиком)

Из трубы идёт дымок (ладошки также домиком, но выпячиваем указательный палец, будто труба на крыше)

На двери висит замок (пальцы в замок)

Мы замочек отопрём (расцепляем)

Сказку в гости позовём (руки в стороны)

Слушай тихо и гляди (гладим ушки и глазки)

Сказка, в гости приходи!

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправится в мир сказок, прибауток, потешек.  В страну, которая называется Фольклор. Ребята, а вы знаете что такое фольклор? Фольклор - это устное народное творчество, когда люди придумывали сказки, былины, сочиняли потешки, песни. Давайте же с вами отправимся в эту сказочную страну и познакомимся с жанрами фольклора поближе. Будем путешествовать?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, а отгадайте загадку и узнаете кто же будет путешествовать с нами.

«Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская... (Матрешка.)»

Дети: Матрешка.

Воспитатель: Да, правильно, Матрешка. Посмотрите ребята какая красивая матрешка у нас в гостях. Отправимся мы сегодня с Матрешкой в путешествие по разным станциям.

Вставайте ребята друг за другом, поедем «Тууу-тууу..»

Под весёлый стук колёс
Мчит по рельсам 
паровоз:
Дым, пуская на лету,
Паровоз гудит: ту - ту!

Воспитатель: Станция «Потешкино». Мамочки, когда умывали и причесывали своих деток, всегда пели для них веселые песенки- потешки. В русских народных потешках от слова»потешать», « веселить», «развлекать») используются нежные слова, красивые выражения.

                     ***

Кот на печку пошёл

Кот на печку пошёл,

Горшок каши нашёл.

На печи калачи,

Как огонь, горячи,

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются.

                           ***

Варись – варись кашка.

Варись – варись кашка

В голубенькой чашке

Варись поскорее

Булькай веселее

Варись, кашка, сладка

Из густого молока

Да из манной крупки.

У того, кто кашу ест

Вырастут все зубки!

Воспитатель: Ну что, поедем дальше. Цепляйтесь вагончики.

Под весёлый стук колёс
Мчит по рельсам 
паровоз:
Дым, пуская на лету,
Паровоз гудит: ту - ту!

Воспитатель: Стоп, приехали. Станция «Загадкино».

Ребята , а вы знаете, что такое загадки и для чего их сочиняли?

Загадки- это жанр устного народного творчества. Загадки сочиняли для того, чтобы научить людей сообразительности, наблюдательности. Некоторые загадки звучать как стихи , некоторые выглядят как рисунки.

- Маленькая, серенькая, а хвостик, как шило ( мышка)

- Летом серый, а зимой белый (заяц)

- Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки

На меня они глядят

Молоко они хотят(ежик)

- Он в мундире ярком

Шпоры для красы

Днем он забияка

Поутру – часы ( петух)

- Желтые комочки

Легкие, как вата

Бегают за квочкой

Кто это? ( цыплята)

Воспитатель: Ну что, поедем дальше. Цепляйтесь вагончики.

Под весёлый стук колёс
Мчит по рельсам 
паровоз:
Дым, пуская на лету,
Паровоз гудит: ту - ту!

Воспитатель: Стоп, приехали. Станция «Игралкино».

Эй, подружки-хохотушки,

Развесёлые болтушки!

Эй, ребята-молодцы,

Озорные удальцы!

Выходите поиграть,

Свою ловкость показать!

Воспитатель: Ребята, давайте с нашей матрешкой поиграем.

Подвижная игра. Ой, что за народ?                                                                                                

Ой, что за народ за матрёшкой идёт?
А-а! вот какой народ!
Быстро – быстро убежали,
Только ножки замелькали.
(дети  убегают)
Ой, что за народ в барабаны громко бьёт?
Ой, что за народ тихо – тихо идёт?

П/и « Золотые ворота»

Воспитатель: Молодцы, хорошо играли, понравилась вам игра?

Дети: Да!

Воспитатель: Цепляйтесь вагончики, поедем на следующую станцию.

Под весёлый стук колёс
Мчит по рельсам 
паровоз:
Дым, пуская на лету,
Паровоз гудит: ту – ту!

Воспитатель: Стоп, приехали. А эта остановка называется « Чистоговорочная и скороговорочная».

Я хочу с вами поговорить о пословицах. Что такое пословицы? Это короткие мудрые мысли. Например:

« Сделал дело, гуляй смело»

« Когда я ем, я глух и нем»

« Когда я кушаю, никого не слушаю»

(Дети повторяют)

Воспитатель: Молодцы!

Чистоговорки придумал такой народ, чтобы дети и взрослые учились правильно и отчетливо произносить все звуки.

Са-са – са прилетела к нам оса

Су – су- су мы прогнали осу

Жу- жу – жу на траве лежу.

 А вот скороговорки нужно повторять четко и быстро.

Нес Егор с собой топор

Шел Егор чинить забор.

Дети повторяют скороговорку сначало медленно , потом быстро.

Воспитатель: Цепляйтесь вагончики, поедем на следующую станцию.

Под весёлый стук колёс
Мчит по рельсам 
паровоз:
Дым, пуская на лету,
Паровоз гудит: ту – ту!

Воспитатель: Стоп, остановка. Станция «Сказкино».

К устному народному творчеству относятся и сказки. Сказки любят и дети и взрослые . Сказка- это произведение, которое придумано на основе каких- то событий. В сказке могут происходить разные необыкновенные чудеса. Животные и птицы могут разговаривать, как люди и друг друга понимать. Как вы думаете дети, а в жизни может быть такое? Конечно, нет.

Кто же сочиняет сказки? Может ее сочинить один человек- сказочник, писатель, а может много и тогда сказка называется народной. Сказка нас учит видеть веселое и грустное, умное и глупое. В сказках всегда побеждает добро, а зло наказывается.

Воспитатель: Ребята смотрите, что у нас здесь?

Дети: Театр.

Воспитатель: Правильно, садитесь на стульчики. Будем смотреть и слушать сказку «Заюшкина избушка»

Тут и сказочке конец, а кто слушал - молодец!

Воспитатель: Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось путешествовать по стране Фольклора?

Дети: Да!

А давайте вспомним, что же такое фольклор?

Фольклор - это устное народное творчество, когда люди придумывали сказки, былины, сочиняли потешки, песни, загадки.

А теперь давайте прощаться с нашими гостями с помощью потешки.

Расставаясь на прощанье

Всем мы скажем – до свиданья

Очень рады мы друзьям

Приходите в гости к нам!

Ребята , а нам пора возвращаться в группу. Станцуем под веселую народную музыку, которая и перенесет нас обратно в группу ( звучит русская народная песня « Барыня)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе ко дню открытых дверей на тему: «Туристы».

Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям....

Конспект открытого занятия на тему: «День открытых дверей» (1 младшая группа).

Конспект мероприятия на тему «День открытых дверей» в 1 младшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физич...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия

Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...