«Развитие речевой активности детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Глушкова Ирина Евгеньевна

В последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить.

К сожалению, в семье уделяют этому вопросу не достаточное количество времени. Дома ребёнок проводит мало времени в общении со взрослыми (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а планомерные развивающие занятия по освоению речи – большая редкость. Поэтому с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Многие родители полагаются в решении этой проблемы на детский сад, однако практика показывает, что двух занятий по Развитию речи в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков.  Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду мне помогает театрализованная деятельность, именно она оказывает большое влияние на речевое развитие детей: совершенствует артикуляционный аппарат, стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, формирует её выразительность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_glushkova_ie.docx32.38 КБ
Файл teatr.pptx2.34 МБ

Предварительный просмотр:

1 слайд: Здравствуйте, меня зовут  Глушкова И.Е.

 Представляю вашему вниманию презентацию работы обобщения опыта

По Теме: Развитие речевой активности детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

2 слайд: В последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить.

К сожалению, в семье уделяют этому вопросу не достаточное количество времени. Дома ребёнок проводит мало времени в общении со взрослыми (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а планомерные развивающие занятия по освоению речи – большая редкость. Поэтому с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Многие родители полагаются в решении этой проблемы на детский сад, однако практика показывает, что двух занятий по Развитию речи в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков.  Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду мне помогает театрализованная деятельность, именно она оказывает большое влияние на речевое развитие детей: совершенствует артикуляционный аппарат, стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, формирует её выразительность

3 слайд  Способствовать активизации речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность, стало целью моей методической работы.

Для этого я определила направления работы,  к каждому из которых были поставлены задачи.

4 слайд  Первым направлением моей работы стало создание  ППРС для театрализованной деятельности, которая бы способствовала решению поставленных задач.

При ее планировании я учитывала все требования к ППРС

5 слайд В группе был оборудован театрально-речевой уголок, состоящий из зон: «Театр», «Речевичёк», 6 слайд «зона уединения», «зона ряжения», где ребёнок может заняться театральной деятельностью, индивидуально и совместно с детьми группы.

7-8-9 слайд  В зоне «Театра» разместили разные его виды. Весь материал периодически обновляется, ориентируясь на интересы детей.

10 слайд В Речевичке находятся в доступном пользовании для детей: художественная литература. альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, картотека артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, сказки по серии сюжетных картин или картинкам-схемам.

11 слайд  В зоне уединения, дети группы могут обыгрывать различные роли и почувствовать себя героем какой-либо сказки. Особенно эта зона используется детьми, которые стесняются публичной демонстрации своей театрализованной деятельности.

Дети  любят примерять на себя театральные костюмы, поэтому «Зона ряжения» используется ими с удовольствием. 

Создав все необходимые условия, стало возможным заниматься театрализованной деятельностью с детьми.- основным направлением моей работы.

Я использовала две группы театрализованной игры : режиссѐрские и драматизацию. 

12 слайд.  К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него,

13 слайд  Игры драматизации - основаны на собственных действиях исполнителя роли.  Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.

Процесс театрализованной игры в детском саду, разделен на 3 этапа.

Я представлю вашему вниманию этапы работы по речевому развитию с воспитанниками  на примере организации театрализованной игры по сказке «Заяц-Хваста» Алексея Николаевича Толстого.

14 слайд На первом этапе на занятии познакомила детей с литературным текстом и героями сказки «Заяц-Хваста». Эмоционально рассказывала сказку, обращая внимание детей на поведение каждого героя и выразительность их речи. Целью данного этапа было обучение детей эмоциональному и активному восприятию сказки, темпа, тембра и силы голоса каждого героя сказки. Далее организовала беседу по содержанию сказки, дети отвечали на вопросы по тексту. Это позволило закрепить знания детей о содержании сказки, об особенностях характеров еѐ героев.

15 слайд  Второй этап включает в себя работу по овладению  детьми  актерскими способностями. Для этого организовала с детьми игры на развитие умения имитировать поведение, речь героев сказки и подражать им.  Всѐ это способствовало развитию у детей умения использовать разные средства выразительности. Дети смогли в этих играх пробовать себя в разных ролях.

16 слайд Третий этап оказался самым интересным для детей и эмоционально насыщенным. Так как они приняли непосредственное участие в подготовке , и постановке театрального представления.

Данный этап театрализованной деятельности способствовал развитию у детей артистизма, выразительности речи.

Итогом занятий по театрализованной деятельности стали выступления детей. Сказку Заяц-Хваста мы показывали детям нашего детского сада и приняли участие в районном конкурсе театрализованных мини-постановок «Театр- это чудо» , где  заняли 2 место. Аналогичную работу мы провели и  по  другим сказкам:

Сейчас наша театрализованная игра посвящена  произведению С.Я Маршака «Сказка о глупом мышонке».

17 слайд Обязательным направлением  стала работа с родителями. Так как добиться успехов в результатах  речевого развития своих воспитанников  возможно при активном взаимодействии с ними  Для этого я провела групповое родительское собрание. На собрании подробно остановилась на развитии речи детей дошкольного возраста. Оформила папки-передвижки по актуальным темам: Дала консультации . Особое внимание уделяла  родителям детей с задержкой речевого развития. Провела с ними индивидуальные беседы.

18 слайд. В результате проделанной работы у детей  стала активнее  развиваться связная речь, произошло обогащение  словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков 

В настоящее время дети стали чаще обращаться к различным видам театра в свободной деятельности, приобрели более сложные навыки и умения в театрализованной деятельности.

Улучшились результаты и эмоционально – образного развития

19 слайд. Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для развития речевой активности детей дошкольного возраста, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.

20слайд. В своей педагогической деятельности я планирую продолжить работу по развитию речевой активности  детей.

21 слайд Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок» г. Советска \ «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Воспитатель : 1 кв. категории Глушкова Ирина Евгеньевна Советск, 2023г

Слайд 2

Актуальность Речь дошкольников односложная, состоящая из простых предложений; Недостаточный словарный запас; Засорение речи сленговыми словами; Бедная диалогическая речь; Неспособность построить монолог.

Слайд 3

Цель : активизировать процесс развития речи дошкольника через театрализованную деятельность Направления работы: 1 Создание ППРС Задача : обеспечить предметно - пространственную развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами. 2 Работа с детьми Задачи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, интонационную выразительность речи и её звуковую структуру; воспитывать положительное отношение к театральным играм. 3 Работа с родителями Задачи: ознакомить с актуальными проблемами речи; привлечь к подготовке театрализованных представлений.

Слайд 4

Требования к ППРС: реализация образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря; учет индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития; соблюдение двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения.

Слайд 5

Создание предметно-пространственной развивающей среды «Театр» «Речевичёк»

Слайд 6

Создание предметно-пространственной развивающей среды «Зона ряжения » «Зона уединения»

Слайд 7

Виды театра Кукольный театр Настольный театр Театр на фланелеграфе

Слайд 8

Виды театра Теневой театр Пальчиковый театр Театр на палочках

Слайд 9

Виды театра Театр кружек Би-ба-бо Театр масок

Слайд 10

Зона «Речевичёк» Художественная литература Картинки - схемы Картотеки

Слайд 11

«Зона уединения» «Зона ряжения »

Слайд 12

Режиссёрская игра Театр на фланелеграфе Теневой театр

Слайд 13

Игра - драматизация Театр масок Сказка «Репка» Сказка « Лесовичок »

Слайд 14

Этапы театрализованной деятельности 1 этап Вопросы: « Как начинается сказка ?» « Кто главный герой ?» « Как заяц хвастался ?» «Как ворона пристыдила зайца ?» « Как заканчивается сказка ?» Знакомство с текстом и героями

Слайд 15

Этапы театрализованной деятельности 2 этап « Кто же в гости к нам пришёл?» «Зайцу стыдно» «Хвастливый заяц» Игры - имитации

Слайд 16

Этапы театрализованной деятельности 3 этап Театральное представление

Слайд 17

Работа с родителями Родительское собрание «Театр и его значение в жизни дошкольника» Папки - передвижки : «Почему ребенок плохо говорит» «Как занять ребенка» «Развитие речи детей» «Формирование выразительности речи дошкольника» Консультации: «Роль семьи в развитии речи детей» «Игры и игровые задания для развития речи детей дома» «Значение пальчиковых игр» Беседы: « Как научить ребенка правильно говорить» «Развитие речи детей в домашних условиях»

Слайд 18

Результаты Создана ППРС Проведена работа с родителями Большинство детей умело используют средства театральной выразительности: мимику, жест, движения, интонации; создают яркие и незабываемые образы Дети самостоятельно импровизируют, с удовольствием перевоплощаются в образы разных героев, соотносят восприятие со своим опытом, чувствами и представлениями У дошкольников появилось желание самостоятельно организовывать небольшие театрализованные постановки для малышей

Слайд 19

Вывод Театрализованная деятельность способствует активизации и совершенствованию словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношению, навыков связной речи, темпа, выразительности речи дошкольников. Театрализованная игра - эффективное средство речевого развития дошкольников

Слайд 20

Перспективы Продолжать работу по данной теме; Изучать, обобщать и применять на практике новые методики, знакомиться с опытом работы других педагогов – практиков; Продолжать работу с детьми, инсценировать новые театрализованные игры; Показывать спектакли для малышей и сверстников.

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие образности и выразительности речи, творческой речевой активности средствами театрализованной деятельности

Одной из основных задач работы с детьми, выбрана театрализованная деятельность, как  средство развития речи, ее поэтичности, образности, развития фантазии, воображения, воспитания гуманных ч...

Буклет " Речевое развитие младших дошкольников через театрализованную деятельность"

Буклет "Речевое развитие младших дошкольников через театрализованную деятельность"...

Отчет Развитие речевых навыков в театрализованной игровой деятельности детей первой младшей группе.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Большое разностороннее влияние театрал...

Мастер-класс "Развитие речевого творчества через театрализованную деятельность"

Мастер-класс "Развитие речевого творчества через театрализованную деятельность" -Здравствуйте, уважаемые коллеги!- Крикните громко и хором, друзья, Деток вы любите? нет или Да? Пришли вы на ...

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...