Конспект непрерывной образовательной деятельности (НОД) по познавательному развитию
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Плахота Алла Витальевна

Конспект непрерывной образовательной деятельности (НОД) по познавательному развитию «Зимние чудеса» для детей 5-6 лет с использованием образовательной технологии

активных методов обучения (АМО)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект непрерывной образовательной деятельности (НОД) по познавательному развитию «Зимние чудеса» для детей 5-6 лет с использованием образовательной технологии

активных методов обучения (АМО)

Цели занятия/мероприятия: создание условий для закрепления представлений о зиме, зимних явлениях, о жизни диких животных в зимний период.

Задачи занятия/ мероприятия:

- формировать у детей познавательную потребность, интерес к окружающему миру;

- расширять знания детей о зиме, жизни диких животных в зимнее время года;

- активизировать словарный запас детей по теме «Зима»;

- развивать у детей умение восстанавливать целостный образ по отдельным моделям;

- воспитывать умение выслушивать сверстников, формировать навыки общения.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению: признаки  и приметы зимы, названия диких животных, особенности внешнего вида, среда их обитания.

Предварительная работа: целевые прогулки, наблюдения в природе, рассматривание картин о зиме, чтение художественной литературы, разгадывание загадок, беседы о зиме, просмотр презентаций, заучивание стихотворений, пословиц и поговорок, составление описательных рассказов. Рассматривание тематических альбомов «Дикие животные», «Животные Севера»; дидактические игры « Дикие животные», «Узнай по описанию», «Чей след».

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения занятия: снежки, льдинки, снежинки, домик, интерактивная игра  с картинками части тела, , картина-загадка, карточки ТРИЗ, интерактивная доска.

Фаза 1. Начало образовательного мероприятия

Этап – инициация (приветствие)

Метод «Улыбка» (1 минута)

Цель метода: создать хорошее настроение, настроить на совместную работу.

Технология проведения: воспитатель предлагает встать в круг и по цепочке передать улыбку рядом стоящему сверстнику, при этом глядя в глаза.

Инструкция воспитателя: (дети встают в круг).

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Как здорово, от наших улыбок в группе стало тепло и ярко!

Этап - вхождение или погружение в тему

Инструкция воспитателя:

Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно его послушайте.

(Воспитатель читает стихотворение И.З. Сурикова «Белый снег пушистый…»)

Белый снег пушистый

В воздухе кружиться

И на землю тихо падает, ложится.

И на утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес - что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно.

Воспитатель: Какое время года поэт описал в стихотворении? Почему вы так думаете? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, я принесла вам снежок. Сейчас мы будем передавать его по кругу, при этом называя зимние слова, которые встречаются в этом стихотворении. (Дети передают снежок и называют слова.).

Воспитатель: Скажите, а вам бы хотелось узнать больше о жизни животных зимой? Как же мы сможем узнать? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, отправиться вместе в зимний лес, где полным – полно чудес!

Этап – определение ожиданий воспитанников

Метод «Снежинки - льдинки» (3 минуты)

          Цели метода:

Выявить детей с заниженной самооценкой, для эффективности педагогического процесса.

Необходимые материалы:

Макет дома, шаблоны снежинок и льдинок по количеству детей.

Технология проведения:

Воспитатель выставляет макет дома, коробку, в которой находятся снежинки и льдинки. И предлагает детям, которые считают, что справятся с заданиями самостоятельно, выбрать снежинку и поместить ее на крышу дома. А тем, кому нужна будет помощь, взять льдинку и поместить ее у основания дома.

Примечание:

Этот метод позволит воспитателю выявить детей с заниженной самооценкой, для построения индивидуальной  работы.

Инструкция воспитателя:

Мы с вами вместе решили, что оправимся на прогулку в зимний лес, чтобы узнать много нового и интересного о времени года зима и о жизни лесных обитателей зимой. Впереди у нас будет много интересных заданий. Ребята, посмотрите какой у меня чудесный дом, снежинки и льдинки. Кто из вас уверен, что справиться со всеми заданиями самостоятельно - возьмите снежинку и повесьте на крышу дома, а кому нужна будет помощь – возьмите льдинку и поместите ее у основания дома.

Этап – определение ожиданий воспитанников

Примечание:

Этот метод позволяет детям обобщать полученные знания в самостоятельном обсуждении темы.

Инструкция воспитателя:

Воспитатель: Ребята, на чем мы с вами можем отправиться на прогулку в заснеженный лес? На чем легче, передвигаться зимой в лесу?

Дети: На лыжах.

Воспитатель: Правильно на лыжах.

Лыжи быстро мы берем

И по снегу мы идем,

По сугробам высоко

 Ноги поднимаем,

А по льду совсем легко,

 Тихонечко шагаем.

Чтоб в снегу не провалиться,

Быстро мчимся.

Мы деревья и кусты

Змейкой обойдем

 И к лесной опушке

 Вскоре мы придем.

Воспитатель: 

Вот мы и в лесу! Ой, мне кажется в нашем лесу кто- то спрятался,

А кто же это, мы узнаем, выполнив задание на интерактивной доске. Вам необходимо отгадать, какого дикого животного изображена часть тела: ушки, хвост, лапы.

Посовещайтесь друг с другом, назовите животного (опишите его внешний вид, и расскажите, где живет и чем питается зимой?(карточки ТРИЗ)

( ответы детей)

Этап – эмоциональная разрядка

Метод « Снежинка» (1 минута)

- воспитатель предлагает взять снежинки положить на ладонь и сдуть.

Инструкция воспитателя:

Молодцы, все группы отлично справились с заданием. Ребята, в лесу стало холодно, мы можем заболеть. Я предлагаю вам погреться и поиграть в музыкальную игру «Вот как холодно зимой».

Этап – проработка содержания темы

- Воспитатель выставляет картину на доске и предлагает, найти в этой картине лишние элементы.

Инструкция воспитателя:

Пока мы с вами играли, лесные звери  решили пошутить над нами и приготовили нам картинку – загадку. Посмотрите и скажите, что на этой картине лишнего? Чего не бывает зимой? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы сумели найти все несоответствия, закрепили знания о времени года - зима и теперь картина выглядит правильно. Вы справились со всеми заданиями, а наша прогулка подходит к концу. Нам пора возвращаться в группу. Становитесь на лыжи и поехали.

Лыжи быстро мы берем

И по снегу мы идем,

По сугробам высоко

 Ноги поднимаем,

А по льду совсем легко,

 Тихонечко шагаем.

Чтоб в снегу не провалиться,

Быстро мчимся.

Мы деревья и кусты

Змейкой обойдем

В группу вскоре мы придем.

( Имитация движения на лыжах)

Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия

Этап – подведения итогов (рефлексия)

 «Поймай снежок» (3 минуты)

.

Инструкция воспитателя:

Вот мы и пришли в нашу группу. Ребята, вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу? Что вам больше всего запомнилось? Предлагаю вам интересную игру «Нравится – не нравится». А поможет нам в игре – снежок. Один из вас будет говорить «Зима мне нравится, потому что… , а другой будет отвечать «Зима мне не нравится потому что…» (ответы детей).

Вот мы с вами и назвали все прелести и суровости матушки-зимы.

Молодцы ребята, вы сегодня выполнили все задания. Теперь посмотрите на свои снежинки и льдинки, кто считает, что справился с заданиями, тот может поменять свою льдинку на снежинку, если он вначале сомневался, но все-таки выполнил все задания.

Пусть самые добрые и хорошие воспоминания о нашей прогулке останутся в вашей памяти, а полученными знаниями вы поделитесь с другими ребятами и родителями.

09.02.2021г                                                      Воспитатель:    Плахота А.В.



Предварительный просмотр:

Самоанализ непрерывной образовательной деятельности (НОД) по познавательному развитию «Зимние чудеса»

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Вид: комплексная ОД (закрепление и применение знаний и умений).

Форма: Подгрупповая.

Цель: расширение и систематизация знаний детей о зиме и диких животных.
Задачи:

Образовательные: систематизировать знания детей о характерных признаках зимы, уточнить названия частей тела животных, составлять описательный рассказ о животных по карточкам ТРИЗ;

Развивающие: способствовать развитию внимания, наблюдательности, логического мышления, памяти, навыки самооценки.

Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Планируемый результат: сформировать умения внимательно слушать, определять на слух, о чем говориться в стихотворении, называть слова, признаки зимы.

Предварительная работа: целевые прогулки, наблюдения в природе, рассматривание картин о зиме, чтение художественной литературы, разгадывание загадок, беседы о зиме, просмотр презентаций, заучивание стихотворений, пословиц и поговорок, составление описательных рассказов. Рассматривание тематических альбомов «Дикие животные», «Животные Севера»; дидактические игры «Дикие животные», «Узнай по описанию», «Чей след».

Методы (АМО) и приёмы:

Словесный: художественное слово в начале занятия, беседа, вопрос;

Наглядный: карточки ТРИЗ, показ слайдов;

Практический: составление описательного рассказа о животных с помощью карточек ТРИЗ, называть части тела животных, закреплять признаки зимы. самооценка.

Инновационные технологии: интерактивная доска, физминутка, игровые.

Словарная работа: морозная, снежная, огромный, большущий, охотится.

Оборудование: снежки, льдинки, снежинки, домик, интерактивная игра с картинками части тела, картина-загадка, карточки ТРИЗ, интерактивная доска.

 Данное занятие проводилось с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия «Зимние чудеса» разработан на основе образовательной технологии активных методов обучения (далее АМО) и включает в себя три фазы: начало образовательного занятия, работа над темой, завершение образовательного занятия. Каждая фаза имеет активные методы, которые направлены на решение поставленной цели и задач образовательного мероприятия. При проведении занятия используются основные группы методов: наглядные, практические, словесные и игровые.

1 этап – организационный

Метод «Улыбка(1минута)

Вводная часть включала в себя организационный момент – приветствие, для стимуляции фонематического восприятия и внимания.

 Этот метод позволяет расположить к себе детей, настроить на совместную работу, создать положительный эмоциональный настрой.

Этап - вхождение или погружение в тему

Метод «Зимние слова» (3 минуты)

Цель метода: активизировать словарь детей по теме «Зима»; тренировка слухового внимания, умение сопоставлять и анализировать.

Необходимые материалы: снежок.

Предварительная подготовкацелевые прогулки, ежедневные наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций о зиме, чтение художественной литературы, разгадывание загадок, беседы о зиме, просмотр презентаций, заучивание стихотворений, пословиц и поговорок, составление описательных рассказов.

Этап – определение ожиданий воспитанников

Метод «Снежинки - льдинки» (3 минуты)

Цели метода:

Выявить детей с заниженной самооценкой, для эффективности педагогического процесса.

Необходимые материалы:

Слайды: макет дома, снежинки и льдинки, интерактивная доска.

Этот метод позволит воспитателю выявить детей с заниженной самооценкой, для построения индивидуальной работы.

Фаза 2. Работа над темой

Этап - интерактивная лекция

Метод «Собери и назови» (11 минут)

Цель метода: расширять представления об окружающем мире.

Задачи метода:

- расширять элементарные представления об особенностях внешнего вида, повадках диких животных и приспособлении их к среде обитания зимой;

- развивать у детей умение восстанавливать целостный образ по отдельным моделям;

-формировать связную речь, умение общаться, обобщать и делать выводы.

Необходимые материалы: интерактивная доска с изображающими части тел животных (заяц, лиса, белка, волк, медведь), карточки ТРИЗ

Предварительная подготовка:

- рассматривание тематических альбомов «Дикие животные», «Животные Севера»;

- беседы о животных;

- составление описательных рассказов;

- чтение художественной литературы, загадывание загадок;

-дидактические игры: лото «Дикие животные», «Узнай по описанию »,

 «Чей след»

Этот метод позволяет детям обобщать полученные знания в самостоятельном обсуждении темы.

Этап – эмоциональная разрядка

Метод «Снежинка» (1 минута)

Цели метода: почувствовать проделанную работу, размяться.

Технология проведения:

- воспитатель предлагает взять снежинки положить на ладонь и сдуть.

Этап – проработка содержания темы

Метод «Путаница» (3 минуты)

Цель метода: развивать и обобщать полученные ранее знания, развивать мышление детей; умение четко и последовательно выражать свою мысль, строить простейшие умозаключения.

Необходимые материалы:

интерактивная доска, картина - путаница.

Предварительная подготовка:

 -рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлениях, развлечениях;

- чтение художественной литературы, загадывание загадок.

Этот метод позволяет систематизировать полученные ранее знания о зиме и зимних явлениях.

Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия

Этап – подведения итогов (рефлексия)

Метод «Поймай снежок» (3 минуты)

Цель метода: развивать самостоятельность ответов и суждений.

Необходимые материалы: снежок

Технология проведения: Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Нравится – не нравится».

Этот метод закрепляет знания о зиме и зимних явлениях.

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

Применение разнообразных методов и приёмов позволили мне удерживать внимание, речевой и познавательный интерес детей на протяжении всего занятия и предотвратить утомляемость.

В рефлексивно - оценочном этапе занятия использовала метод самооценки, определение ожиданий воспитанников чтобы в ходе его проведения проверить усвоение материала и подтвердить успешную реализацию поставленной цели. Деятельность всех детей оценила положительно, их личное достоинство не принижалось.

Закрепила положительные результаты занятия вручением ромашек.

Считаю, что поставленная цель и задачи были реализованы в полном объеме, нагрузка соответствовало возрасту детей, программный материал детьми усвоен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ОО "Познавательное развитие" "Чудо для Лунтика"

В ходе НОД дети в игровой и экспериментальной деятельности знакомятся со свойства снега....

Конспект непрерывной образовательной деятельности детей по познавательному развитию старшей группы на тему: «Волшебные свойства снега»

Цель:Сформировать у детей интерес к познавательно –исследовательской деятельности;уточнить и обобщить знания детей о свойствах снега через  опыты, эксперименты....

Конспект непрерывной образовательной деятельности детей по познавательному развитию в средней группе на тему: «День города Санкт-Петербурга. Символы города».

Цель:Развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по области: «Познавательное развитие» для детей средней группы (4-5 лет) Тема: «Путешествие в звездную страну» с использованием современной образовательной технологии «Игровая деятельность»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по области: «Познавательное развитие» для детей средней группы (4-5 лет)Тема: «Путешествие в звездную страну» с использованием...