Конспект непрерывной образовательной деятельности (НОД) по познавательному развитию
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект непрерывной образовательной деятельности (НОД) по познавательному развитию «Зимние чудеса» для детей 5-6 лет с использованием образовательной технологии
активных методов обучения (АМО)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности (НОД) по познавательному развитию «Зимние чудеса» для детей 5-6 лет с использованием образовательной технологии
активных методов обучения (АМО)
Цели занятия/мероприятия: создание условий для закрепления представлений о зиме, зимних явлениях, о жизни диких животных в зимний период.
Задачи занятия/ мероприятия:
- формировать у детей познавательную потребность, интерес к окружающему миру;
- расширять знания детей о зиме, жизни диких животных в зимнее время года;
- активизировать словарный запас детей по теме «Зима»;
- развивать у детей умение восстанавливать целостный образ по отдельным моделям;
- воспитывать умение выслушивать сверстников, формировать навыки общения.
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению: признаки и приметы зимы, названия диких животных, особенности внешнего вида, среда их обитания.
Предварительная работа: целевые прогулки, наблюдения в природе, рассматривание картин о зиме, чтение художественной литературы, разгадывание загадок, беседы о зиме, просмотр презентаций, заучивание стихотворений, пословиц и поговорок, составление описательных рассказов. Рассматривание тематических альбомов «Дикие животные», «Животные Севера»; дидактические игры « Дикие животные», «Узнай по описанию», «Чей след».
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения занятия: снежки, льдинки, снежинки, домик, интерактивная игра с картинками части тела, , картина-загадка, карточки ТРИЗ, интерактивная доска.
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия
Этап – инициация (приветствие)
Метод «Улыбка» (1 минута)
Цель метода: создать хорошее настроение, настроить на совместную работу.
Технология проведения: воспитатель предлагает встать в круг и по цепочке передать улыбку рядом стоящему сверстнику, при этом глядя в глаза.
Инструкция воспитателя: (дети встают в круг).
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Как здорово, от наших улыбок в группе стало тепло и ярко!
Этап - вхождение или погружение в тему
Инструкция воспитателя:
Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно его послушайте.
(Воспитатель читает стихотворение И.З. Сурикова «Белый снег пушистый…»)
Белый снег пушистый
В воздухе кружиться
И на землю тихо падает, ложится.
И на утро снегом поле забелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес - что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно.
Воспитатель: Какое время года поэт описал в стихотворении? Почему вы так думаете? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, я принесла вам снежок. Сейчас мы будем передавать его по кругу, при этом называя зимние слова, которые встречаются в этом стихотворении. (Дети передают снежок и называют слова.).
Воспитатель: Скажите, а вам бы хотелось узнать больше о жизни животных зимой? Как же мы сможем узнать? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, отправиться вместе в зимний лес, где полным – полно чудес!
Этап – определение ожиданий воспитанников
Метод «Снежинки - льдинки» (3 минуты)
Цели метода:
Выявить детей с заниженной самооценкой, для эффективности педагогического процесса.
Необходимые материалы:
Макет дома, шаблоны снежинок и льдинок по количеству детей.
Технология проведения:
Воспитатель выставляет макет дома, коробку, в которой находятся снежинки и льдинки. И предлагает детям, которые считают, что справятся с заданиями самостоятельно, выбрать снежинку и поместить ее на крышу дома. А тем, кому нужна будет помощь, взять льдинку и поместить ее у основания дома.
Примечание:
Этот метод позволит воспитателю выявить детей с заниженной самооценкой, для построения индивидуальной работы.
Инструкция воспитателя:
Мы с вами вместе решили, что оправимся на прогулку в зимний лес, чтобы узнать много нового и интересного о времени года зима и о жизни лесных обитателей зимой. Впереди у нас будет много интересных заданий. Ребята, посмотрите какой у меня чудесный дом, снежинки и льдинки. Кто из вас уверен, что справиться со всеми заданиями самостоятельно - возьмите снежинку и повесьте на крышу дома, а кому нужна будет помощь – возьмите льдинку и поместите ее у основания дома.
Этап – определение ожиданий воспитанников
Примечание:
Этот метод позволяет детям обобщать полученные знания в самостоятельном обсуждении темы.
Инструкция воспитателя:
Воспитатель: Ребята, на чем мы с вами можем отправиться на прогулку в заснеженный лес? На чем легче, передвигаться зимой в лесу?
Дети: На лыжах.
Воспитатель: Правильно на лыжах.
Лыжи быстро мы берем
И по снегу мы идем,
По сугробам высоко
Ноги поднимаем,
А по льду совсем легко,
Тихонечко шагаем.
Чтоб в снегу не провалиться,
Быстро мчимся.
Мы деревья и кусты
Змейкой обойдем
И к лесной опушке
Вскоре мы придем.
Воспитатель:
Вот мы и в лесу! Ой, мне кажется в нашем лесу кто- то спрятался,
А кто же это, мы узнаем, выполнив задание на интерактивной доске. Вам необходимо отгадать, какого дикого животного изображена часть тела: ушки, хвост, лапы.
Посовещайтесь друг с другом, назовите животного (опишите его внешний вид, и расскажите, где живет и чем питается зимой?(карточки ТРИЗ)
( ответы детей)
Этап – эмоциональная разрядка
Метод « Снежинка» (1 минута)
- воспитатель предлагает взять снежинки положить на ладонь и сдуть.
Инструкция воспитателя:
Молодцы, все группы отлично справились с заданием. Ребята, в лесу стало холодно, мы можем заболеть. Я предлагаю вам погреться и поиграть в музыкальную игру «Вот как холодно зимой».
Этап – проработка содержания темы
- Воспитатель выставляет картину на доске и предлагает, найти в этой картине лишние элементы.
Инструкция воспитателя:
Пока мы с вами играли, лесные звери решили пошутить над нами и приготовили нам картинку – загадку. Посмотрите и скажите, что на этой картине лишнего? Чего не бывает зимой? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, вы сумели найти все несоответствия, закрепили знания о времени года - зима и теперь картина выглядит правильно. Вы справились со всеми заданиями, а наша прогулка подходит к концу. Нам пора возвращаться в группу. Становитесь на лыжи и поехали.
Лыжи быстро мы берем
И по снегу мы идем,
По сугробам высоко
Ноги поднимаем,
А по льду совсем легко,
Тихонечко шагаем.
Чтоб в снегу не провалиться,
Быстро мчимся.
Мы деревья и кусты
Змейкой обойдем
В группу вскоре мы придем.
( Имитация движения на лыжах)
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия
Этап – подведения итогов (рефлексия)
«Поймай снежок» (3 минуты)
.
Инструкция воспитателя:
Вот мы и пришли в нашу группу. Ребята, вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу? Что вам больше всего запомнилось? Предлагаю вам интересную игру «Нравится – не нравится». А поможет нам в игре – снежок. Один из вас будет говорить «Зима мне нравится, потому что… , а другой будет отвечать «Зима мне не нравится потому что…» (ответы детей).
Вот мы с вами и назвали все прелести и суровости матушки-зимы.
Молодцы ребята, вы сегодня выполнили все задания. Теперь посмотрите на свои снежинки и льдинки, кто считает, что справился с заданиями, тот может поменять свою льдинку на снежинку, если он вначале сомневался, но все-таки выполнил все задания.
Пусть самые добрые и хорошие воспоминания о нашей прогулке останутся в вашей памяти, а полученными знаниями вы поделитесь с другими ребятами и родителями.
09.02.2021г Воспитатель: Плахота А.В.
Предварительный просмотр:
Самоанализ непрерывной образовательной деятельности (НОД) по познавательному развитию «Зимние чудеса»
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Вид: комплексная ОД (закрепление и применение знаний и умений).
Форма: Подгрупповая.
Цель: расширение и систематизация знаний детей о зиме и диких животных.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания детей о характерных признаках зимы, уточнить названия частей тела животных, составлять описательный рассказ о животных по карточкам ТРИЗ;
Развивающие: способствовать развитию внимания, наблюдательности, логического мышления, памяти, навыки самооценки.
Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Планируемый результат: сформировать умения внимательно слушать, определять на слух, о чем говориться в стихотворении, называть слова, признаки зимы.
Предварительная работа: целевые прогулки, наблюдения в природе, рассматривание картин о зиме, чтение художественной литературы, разгадывание загадок, беседы о зиме, просмотр презентаций, заучивание стихотворений, пословиц и поговорок, составление описательных рассказов. Рассматривание тематических альбомов «Дикие животные», «Животные Севера»; дидактические игры «Дикие животные», «Узнай по описанию», «Чей след».
Методы (АМО) и приёмы:
Словесный: художественное слово в начале занятия, беседа, вопрос;
Наглядный: карточки ТРИЗ, показ слайдов;
Практический: составление описательного рассказа о животных с помощью карточек ТРИЗ, называть части тела животных, закреплять признаки зимы. самооценка.
Инновационные технологии: интерактивная доска, физминутка, игровые.
Словарная работа: морозная, снежная, огромный, большущий, охотится.
Оборудование: снежки, льдинки, снежинки, домик, интерактивная игра с картинками части тела, картина-загадка, карточки ТРИЗ, интерактивная доска.
Данное занятие проводилось с детьми старшего дошкольного возраста.
Конспект занятия «Зимние чудеса» разработан на основе образовательной технологии активных методов обучения (далее АМО) и включает в себя три фазы: начало образовательного занятия, работа над темой, завершение образовательного занятия. Каждая фаза имеет активные методы, которые направлены на решение поставленной цели и задач образовательного мероприятия. При проведении занятия используются основные группы методов: наглядные, практические, словесные и игровые.
1 этап – организационный
Метод «Улыбка(1минута)
Вводная часть включала в себя организационный момент – приветствие, для стимуляции фонематического восприятия и внимания.
Этот метод позволяет расположить к себе детей, настроить на совместную работу, создать положительный эмоциональный настрой.
Этап - вхождение или погружение в тему
Метод «Зимние слова» (3 минуты)
Цель метода: активизировать словарь детей по теме «Зима»; тренировка слухового внимания, умение сопоставлять и анализировать.
Необходимые материалы: снежок.
Предварительная подготовка: целевые прогулки, ежедневные наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций о зиме, чтение художественной литературы, разгадывание загадок, беседы о зиме, просмотр презентаций, заучивание стихотворений, пословиц и поговорок, составление описательных рассказов.
Этап – определение ожиданий воспитанников
Метод «Снежинки - льдинки» (3 минуты)
Цели метода:
Выявить детей с заниженной самооценкой, для эффективности педагогического процесса.
Необходимые материалы:
Слайды: макет дома, снежинки и льдинки, интерактивная доска.
Этот метод позволит воспитателю выявить детей с заниженной самооценкой, для построения индивидуальной работы.
Фаза 2. Работа над темой
Этап - интерактивная лекция
Метод «Собери и назови» (11 минут)
Цель метода: расширять представления об окружающем мире.
Задачи метода:
- расширять элементарные представления об особенностях внешнего вида, повадках диких животных и приспособлении их к среде обитания зимой;
- развивать у детей умение восстанавливать целостный образ по отдельным моделям;
-формировать связную речь, умение общаться, обобщать и делать выводы.
Необходимые материалы: интерактивная доска с изображающими части тел животных (заяц, лиса, белка, волк, медведь), карточки ТРИЗ
Предварительная подготовка:
- рассматривание тематических альбомов «Дикие животные», «Животные Севера»;
- беседы о животных;
- составление описательных рассказов;
- чтение художественной литературы, загадывание загадок;
-дидактические игры: лото «Дикие животные», «Узнай по описанию »,
«Чей след»
Этот метод позволяет детям обобщать полученные знания в самостоятельном обсуждении темы.
Этап – эмоциональная разрядка
Метод «Снежинка» (1 минута)
Цели метода: почувствовать проделанную работу, размяться.
Технология проведения:
- воспитатель предлагает взять снежинки положить на ладонь и сдуть.
Этап – проработка содержания темы
Метод «Путаница» (3 минуты)
Цель метода: развивать и обобщать полученные ранее знания, развивать мышление детей; умение четко и последовательно выражать свою мысль, строить простейшие умозаключения.
Необходимые материалы:
- интерактивная доска, картина - путаница.
Предварительная подготовка:
-рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлениях, развлечениях;
- чтение художественной литературы, загадывание загадок.
Этот метод позволяет систематизировать полученные ранее знания о зиме и зимних явлениях.
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия
Этап – подведения итогов (рефлексия)
Метод «Поймай снежок» (3 минуты)
Цель метода: развивать самостоятельность ответов и суждений.
Необходимые материалы: снежок
Технология проведения: Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Нравится – не нравится».
Этот метод закрепляет знания о зиме и зимних явлениях.
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.
Применение разнообразных методов и приёмов позволили мне удерживать внимание, речевой и познавательный интерес детей на протяжении всего занятия и предотвратить утомляемость.
В рефлексивно - оценочном этапе занятия использовала метод самооценки, определение ожиданий воспитанников чтобы в ходе его проведения проверить усвоение материала и подтвердить успешную реализацию поставленной цели. Деятельность всех детей оценила положительно, их личное достоинство не принижалось.
Закрепила положительные результаты занятия вручением ромашек.
Считаю, что поставленная цель и задачи были реализованы в полном объеме, нагрузка соответствовало возрасту детей, программный материал детьми усвоен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» в форме квест-игры «Поиски тайн подводного мира»
Данная квест-игра направлена на расширение знаний о подводнои мире и его обитателях....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ОО "Познавательное развитие" "Чудо для Лунтика"
В ходе НОД дети в игровой и экспериментальной деятельности знакомятся со свойства снега....
Конспект непрерывной образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» группы общеразвивающей направленности детей 5-6 лет «Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?».
Конспект занятия, интеллектуальной игры по математическому развитию....
Конспект непрерывной образовательной деятельности детей по познавательному развитию старшей группы на тему: «Зоопарк»
Цель:Закрепление количественного и порядкового счёта в пределах 8....
Конспект непрерывной образовательной деятельности детей по познавательному развитию старшей группы на тему: «Волшебные свойства снега»
Цель:Сформировать у детей интерес к познавательно –исследовательской деятельности;уточнить и обобщить знания детей о свойствах снега через опыты, эксперименты....
Конспект непрерывной образовательной деятельности детей по познавательному развитию в средней группе на тему: «День города Санкт-Петербурга. Символы города».
Цель:Развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по области: «Познавательное развитие» для детей средней группы (4-5 лет) Тема: «Путешествие в звездную страну» с использованием современной образовательной технологии «Игровая деятельность»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по области: «Познавательное развитие» для детей средней группы (4-5 лет)Тема: «Путешествие в звездную страну» с использованием...