Занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Скоро лето».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сапега Александра Анатольевна

Расширить и уточнить знания детей о временах года. Обогащать и активизировать словарь.  Закрепить употребление множественного числа имен существительных в родительном падеже, согласование имен прилагательных с существительными  в роде и числе в составе именных словосочетаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ

в старшей группе по развитию речи

на тему: «Скоро лето»

Программное содержание: расширить и уточнить знания детей о временах года. Обогащать и активизировать словарь по лексическим темам: «Лето», «Ягоды», «Дикие животные», «Насекомые». Учить составлять связный рассказ с опорой на схему, картину. Закрепить употребление множественного числа имен существительных в родительном падеже, согласование имен прилагательных с существительными  в роде и числе в составе именных словосочетаний. Закрепить знания о диких животных и их детенышах, уточнить названия жилищ диких животных. Развивать координацию движений. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование и материалы: картинки по временам года;  карточки для игры «Чего много летом?»;  картинка с изображением леса;  картинки с изображениями диких животных с детенышами; картинки с изображением насекомых (стрекоза, комар, жук, муравей и т. д.); игра «Чей домик?»;  картинки с изображениями домиков белки, медведя, зайца, пчелы, муравья, мыши, птиц; картинки с изображением лесных ягод; картинки для деформированного рассказа (солнышко, трава, цветы, грибы, ягоды, листья, птицы, лес).

Ход занятия.

Воспитатель                         (загадывает загадку):

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою

Я реки согреваю.

«Купайтесь» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я …

(Лето)

-  Да, ребята, мы с вами сегодня будем говорить о лете.

Воспитатель:                 Выставляет большие картинки и говорит:

- Ребята, а вы любите лето?

- За что вы любите лето?

- Почему вам нравится лето?

Дети:                         (Отвечают на заданные вопросы)

Воспитатель:                  - А теперь поиграем.

Игра «Чего (кого) много летом?»

Воспитатель:                 Выставляет картинки и спрашивает:

- Чего (кого) много летом?

Дети:                         (Отвечают на заданные вопросы):

Летом много цветов, грибов, бабочек, листочков, дождей и т. д.

Воспитатель:                 - Назовите летние месяцы.

- Назовите первый месяц лета, последний.

Дети:                         (Отвечают на заданные вопросы):

Артикуляционная гимнастика «Улыбка-хоботок»

Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Работа над звуковой стороной речи.

 Чистоговорка ( дети стоят в кругу)

Ло-ло-ло — лето к нам пришло!

Ето-ето-ето — наступило лето!

 Ето-ето-ето — солнцем всё согрето! 

Сенсорное развитие. Формирование представлений о смене времен года. Выставляются картинки с временами года.

Воспитатель:                 - Скоро придет жаркое …

Дети:                         (Отвечают -  лето)

Воспитатель:                 - А потом наступит прохладная …

Дети:                         (Отвечают -  осень)

Воспитатель:                 - А после осени наступит холодная …

Дети:                         (Отвечают -  зима)

Воспитатель:                 - А после зимы наступит теплая …

Дети:                         (Отвечают -  весна)

Дидактическая игра «Какой, какая, какое?»

Воспитатель:         Называет природные явления, дети должны образовать словосочетания с прилагательным «летний» согласовав его с существительным в роде, числе.

- Но скоро наступит лето, и будет:

- День какой?

- Дождь какой?

- Солнце какое?

- Утро какое?

- Вечер какой?

- Закат какой?

- Небо какое?

- Дни какие?

- Вечера какие?

и т. д.

Дети:                         (Отвечают – например: день – летний и т. д.)

Воспитатель:         - Хорошо летом. Давайте мы с вами пойдем, прогуляемся по летнему лесу. …

Физкультминутка

Воспитатель читает                         Дети выполняют упражнения:

стихотворение и

показывает движения

По дороге мы идем.                                         шагают;

Путь далек, далек наш дом.

Жаркий день, сядем в тень.                         садятся;

Мы под дубом посидим,

Мы под дубом полежим.                                 ложатся;

Полежим, отдохнем,

Потом дальше пойдем                                 встают и идут дальше.

Воспитатель(показывает картинку и говорит):  - Вот мы и в лесу.

Дидактическая игра

«Закончи предложения названиями детенышей»

Воспитатель задает вопросы:                                 Дети отвечают:

- У волчицы появились…?                                                - волчата;

- У медведицы родилось двое …?                                        - медвежат;

- У белки появился один …?                                                - бельчонок;

- У зайчихи родилось трое …?                                        - зайчат;

- У лисы появилось двое …?                                                - лисят;

- У ежика родились …?                                                        - ежата.

Воспитатель:         - Как хорошо летом: тепло, ярко светит солнышко, можно долго гулять. Вот и лесные жители обрадовались теплому летнему дню и вышли из своих домиков погулять.

- Держите картинки лесных жителей.

(Раздает детям картинки с изображениями лесных жителей)

- Но вот большая туча закрыла солнышко, загремел гром, пошел сильный дождь.

- Помогите лесным жителям найти свои домики.

(Раскладывает на столе картинки с изображением домиков)

- Кто изображен на твоей картинке?

- Где живет …?

- Кто живет в норке?

- Кто живет в дупле?

Дети:                         (Отвечают)

Образование родительного падежа

Воспитатель:                 - Мы ходили в лес и набрали ягод.

(Выставляет картинки с изображениями  ягод: земляники, черники, брусники, клюквы, малины, ежевики и т. д.)

Воспитатель спрашивает:  Дети отвечают:

- Ягоды, какие?                  - ароматные, душистые, сладкие, вкусные;

- Мама сварила варенье из малины.

Какое варенье получилось?                                 - малиновое;

- Джем из земляники. Какой джем?                 - земляничный;

- Сироп из черники. Какой сироп?                         - черничный;

- Повидло из ежевики. Какое повидло?                 - ежевичное;

- Компот из брусники. Какой компот?                 - брусничный;

- Сок из клюквы. Какой сок?                                 - клюквенный.

Воспитатель:         - Ребята, хорошо мы с вами погуляли в лесу. Пора нам возвращаться в группу, а возвращаться мы будем на машине, поехали ( звучит музыка «би-би-бика поехали кататься».

Вот мы и приехали; - ребята где мы с вами были?

                                   Что мы делали?

                                         Кого встретили?

                                         Вам понравилось наше путешествие?

                                        Что вам больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме:“Беседа о семье”

Формирование у детей старшего возраста понятие « семья»....

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему «Москва золотоглавая»

Занятие ставит собой цель содействовать формированию умений составлять описательный рассказ по картине, описывать свои впечатления. Учить подбирать однокоренные слова. Упражнять в подборе синонимов и ...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Творческое рассказывание. Как мы на бал собирались"

Задачи. Связная речь: обучить навыкам составления рассказа, используя языковые средства выразительности;Словарь: обогащать словарный запас, употребляя в речи существительные, определения;Звукова...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Пересказ рассказа Л. Толстого «Лев и собачка»

Задачи. Связная речь: учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать без помощи вопросов воспитателя.              Сл...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Скоро лето».

Цель: расширить и уточнить знания детей о временах года. Обогащать и активизировать словарь по лексическим темам: «Лето», «Ягоды», «Дикие животные», «Насекомы...