Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Скоро лето».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пономарева Наталья Дмитриевна

Цель: расширить и уточнить знания детей о временах года. Обогащать и активизировать словарь по лексическим темам: «Лето», «Ягоды», «Дикие животные», «Насекомые», «Цветы», «Грибы». Закрепить употребление множественного числа имен существительных в родительном падеже; согласование имен прилагательных с существительными  в роде и числе в составе именных словосочетаний; подбор антонимов, синонимов. Закрепить знания о диких животных и их детенышах. Закреплять навыки составления пересказа с опорой на серию сюжетных картинок. Развивать координацию движений, память, внимание, мышление. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование и материалы: картинка с изображением леса;  картинки с изображениями диких животных с детенышами; цифры; муляжи насекомых (бабочка, жук, муравей и т. д.); мяч; картинки с изображением лесных ягод; серия сюжетных картинок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Конспект занятия в старшей группе

по развитию речи по теме: «Скоро лето».

Цель: расширить и уточнить знания детей о временах года. Обогащать и активизировать словарь по лексическим темам: «Лето», «Ягоды», «Дикие животные», «Насекомые», «Цветы», «Грибы». Закрепить употребление множественного числа имен существительных в родительном падеже; согласование имен прилагательных с существительными  в роде и числе в составе именных словосочетаний; подбор антонимов, синонимов. Закрепить знания о диких животных и их детенышах. Закреплять навыки составления пересказа с опорой на серию сюжетных картинок. Развивать координацию движений, память, внимание, мышление. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование и материалы: картинка с изображением леса;  картинки с изображениями диких животных с детенышами; цифры; муляжи насекомых (бабочка, жук, муравей и т. д.); мяч; картинки с изображением лесных ягод; серия сюжетных картинок.

Ход занятия.

Воспитатель                         (загадывает загадку):

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою

Я реки согреваю.

«Купайтесь» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я …

                                 (Лето)

-  Да, ребята, мы с вами сегодня будем говорить о лете.

- Ребята, а вы любите лето?

- За что вы любите лето?

- Почему вам нравится лето?

- Чего много летом?

(отвечает каждый ребёнок)

А теперь вам нужно ответить на вопрос, используя слово «лето»

- День какой? (летний день)

- Солнце какое?

- Утро какое?

- Вечер какой?

- Небо какое?

- Дни какие?

- Хорошо летом. Давайте мы с вами пойдем, прогуляемся по летнему лесу.

Физкультминутка

По дороге мы идем.                                         шагают;

Путь далек, далек наш дом.

Жаркий день, сядем в тень.                         садятся;

Мы под дубом посидим,

Мы под дубом полежим.                                 ложатся;

Полежим, отдохнем,

Потом дальше пойдем                                 встают и идут дальше.

                

- Вот мы и в лесу.

- Каких животных мы можем встретить в лесу?

- Как называются эти животные?

- Кто заботится о диких животных?

        (Отвечают – например: животные в лесу – дикие. Кто заботится? – Никто, они сами добывают себе пищу, сами строят жилища, заботятся о своих детенышах.)

Сейчас я вам предлагаю составить предложения про животных и их детёнышей. (Детям раздаёт картинки, на которых нарисован животный и его детёныш, а также отмечена цифра).

Например: - У волчицы появилось пятеро волчат.

- У медведицы появилось двое медвежат.

- У белки появился один бельчонок.

- У зайчихи появилось трое зайчат.

- У ёжихи появилось четверо ежат.

- У бобрихи появилось трое бобрят.

- У лисицы появилось двое лисят.

Ребята, а ещё в лесу очень много цветов.

- Как называются цветы, которые растут в лесу (полевые).

Сейчас мы поиграем с вами в игру с мячом, которая называется «Назови ласково»

- белая ромашка

- синий василёк

- голубая фиалка

- голубая незабудка

- розовая хохлатка

- жёлтая пижма

А теперь, Миша, возьми в руки бабочку, послушай, как она летает и покажи.

Бабочка взлетела. Над ромашкой пролетела. Под ромашку залетела, вылетела и на ромашку села.

(Аналогичное задание даётся всем детям)

В лесу летом можно встретить много насекомых. Повторите чистоговорки:

                                          - За – за – за, вот порхает стрекоза.

                                          - Ры – ры – ры, прилетели комары.

                                         - Чок – чок – чок, по листу ползет жучок.

                                          - Вей – вей – вей, прибежал к нам муравей.

Ребята, а в слове муравей какой первый звук.

Давайте мы с вами поиграем в игру «Поймай звук»

- звук – м, л, а, м, к, а, м, о, в, м…

- звук в слоге – ма, ла, са, мэ, рэ, мы, лы, ду, му…

- звук в слове -  машина, лампочка, магазин, лама, ворота, дом, дорожка, сом, мыло…

Насекомые все очень маленькие, а если мы возьмём в руки бинокли и посмотрим на них, то мы увидим

- у стрекозы не глаза, а

- у муравья не лапа, а

- у бабочки не крыло, а

- у жука не усы, а

- у кузнечика не лапы, а

- у пчелы не жало, а

Сейчас вам нужно придумать слова противоположного значения.

- Муравей ползает, а бабочка … (летает).

- Стрекоза стрекочет, а комар … (пищит).

- Оса летает, а кузнечик … (прыгает).

- Бабочка порхает, а жук … (ползает).

- Комар пищит, а жук … (жужжит).

- Муха летает, а муравей … (ползает).

В лесу летом растёт много ягод. Возьмите на столе картинки с изображением ягоды и расскажите, какое варенье, и сок вы приготовите.

- облепиха

- клубника

- крыжовник

- смородина

- вишня

- малина

Присаживайтесь, ребята, на полянку. Я вам прочитаю рассказ. Вам нужно придумать для него название, выставить картинки по порядку и пересказать этот рассказ.

А каком времени года мы сегодня с вами говорили. Что мы с вами вспомнили о лете.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме:“Беседа о семье”

Формирование у детей старшего возраста понятие « семья»....

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему «Москва золотоглавая»

Занятие ставит собой цель содействовать формированию умений составлять описательный рассказ по картине, описывать свои впечатления. Учить подбирать однокоренные слова. Упражнять в подборе синонимов и ...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Творческое рассказывание. Как мы на бал собирались"

Задачи. Связная речь: обучить навыкам составления рассказа, используя языковые средства выразительности;Словарь: обогащать словарный запас, употребляя в речи существительные, определения;Звукова...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Пересказ рассказа Л. Толстого «Лев и собачка»

Задачи. Связная речь: учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать без помощи вопросов воспитателя.              Сл...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему "Весна"

Упражнять в умении подбирать прилагательные к существительным; предметы к относительным прилагательным; закреплять умение различать и называть зимующих и перелетных птиц; развивать память, внимание, л...

Занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Скоро лето».

Расширить и уточнить знания детей о временах года. Обогащать и активизировать словарь.  Закрепить употребление множественного числа имен существительных в родительном падеже, согласование им...