ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа)

Гузель Мубараковна Хусаинова

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ  И ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_slovarya_po_temam_nedel.docx78.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска Детский сад №41 «Росинка»

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.  

ОБОГАЩЕНИЕ  СЛОВАРЯ ПО ТЕМАМ НЕДЕЛИ.

Выполнил воспитатель:

Хусаинова Гузель Мубараковна

г Нижневартовск.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ

МЕСЯЦ

ТЕМА

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ

КАТЕГОРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

ИГРЫ

СЕНТЯБРЬ

1  НЕДЕЛЯ

«ЗДРАВСТВУЙ, ДЕТСКИЙ САД!»

  • Активизация предметного словаря.

Детский сад, группа, спальня, раздевалка, участок, ребенок, заведующий, воспитатель, няня, музыкальный руководитель, медицинская сестра, повар, дворник, занятие,  прогулка, наблюдение, игра, игрушка, любовь, забота.

  • Активизация глагольного словаря.

Заниматься, рисовать, лепить, приклеивать, считать, бегать, прыгать, играть, гулять, петь, танцевать есть, убирать, одеваться, раздеваться, умываться, наблюдать, заботиться, любить, стирать, готовить, убирать, помогать, дружить.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Веселая, дружная, заботливая, интересная, ласковая.

  • Уточнение и активизация словаря наречий.

Дружно, весело, интересно.

  • Активизация словаря антонимов.

Веселый – грустный, маленький – большой, чистый – грязный.

Словообразование:

Образование и употребление уменьшительно-ласкательных форм существительных (няня - нянечка).

Д/и «Повтори».

Д/и «Назови».

Д/и «Кто работает в детском саду?».

Д/и «Путешествие по группе?».

Д/и «Назови действия».

Д/и «Что мы делаем в детском саду?».

Д/и «Назови ласково».

Д/и «Скажи наоборот».

СЕНТЯБРЬ

2  НЕДЕЛЯ

«ДЕРЕВЬЯ»

  • Активизация предметного словаря.

Дерево, растение, ель, береза, клен, рябина, липа, дуб, лес, ствол, корни, ветка, лист, листва, желудь, шишка, куст.

  • Активизация глагольного словаря.

Расти, цвести, шуметь, падать, собирать, рубить.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Зеленый, высокий, низкий, молодой, старый, могучий, стройный, резной, осенний, желтый.

  • Уточнение и активизация словаря наречий.

Высоко, низко, густо, редко.

  • Активизация словаря антонимов.

Высокий – низкий, толстый - тонкий, старый – молодой, густо - редко.

Словообразование:

Образование и употребление уменьшительно-ласкательных форм существительных (дочь - доченька).

Д/и «Повтори».

Д/и «Узнай и назови».

Д/и «Назови части дерева».

Д/и «Осенние листья» (лото).

Д/и «Какой это лист?»

Д/и «Назови ласково».

Д/и «Скажи наоборот».

СЕНТЯБРЬ

3 НЕДЕЛЯ

«МОЯ СЕМЬЯ»

  • Активизация предметного словаря.

Семья, папа, мама, брат, сын, дочь, сестра, бабушка, дедушка, внук, внучка; любовь, забота.

  • Активизация глагольного словаря.

Родиться, расти, заботиться, любить, стирать, готовить, убирать, дружить.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Старый, молодой, большой, маленький, дружная, ласковая, любимая, дорогая.

  • Уточнение и активизация словаря наречий.

Дружно, весело.

     Словообразование:

Относительные прилагательные (мама - мамина).

Сравнительная степень (старший – старше).

Образование и употребление уменьшительно-ласкательных форм существительных (дочь - доченька).

Д/и «Узнай и назови».

Д/и «А у вас?».

Д/и «Назови ласково».

Д/и «Какой? какая?».

Д/и «Кто что делает?»        

Д/и «Чья, чей, чье».

СЕНТЯБРЬ

4 НЕДЕЛЯ

«МОЙ ГОРОД»

  • Активизация предметного словаря.

Город, улица, площадь, парк, тротуар, переход, светофор, магазин, школа, детский сад, больница, музей, продавец, учитель, воспитатель, врач.

  • Активизация глагольного словаря.

Строить, расти, хорошеть.

  • Активизация и обогащение словаря признаков

Большой, маленький, родной, чистый, тихий, шумный, нарядный.

  • Активизация и обогащение словаря наречий

Чисто, шумно, нарядно, празднично.

Д/и «Повтори».

Д/и «Что есть в городе?».

Д/и «Какая?, какой?, какие?».

Д/и «Что можно делать в городе?».

Д/и «Назови ласково».

ОКТЯБРЬ

1НЕДЕЛЯ

«ОСЕНЬ»

  • Активизация и обогащение предметного словаря.

Листопад, дождь, время года, осень, погода, ветер, листва.

  • Активизация глагольного словаря.

Капать, светить, поспевать, убирать, падать, дуть.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Осенний, пасмурный, дождливый, опавший, цветной (цвета).

  • Активизация словаря наречий.

Дождливо, холодно, тепло, ветрено, хмуро, пасмурно.

         Словообразование:

Прилагательных от наречий (поздно – поздний, хмуро – хмурое).

Прилагательных от существительных (холод – холодный).

Д/и «Что бывает осенью?» Д/и «Узнай и назови».

Д/и «Какой это лист?»

Д/и «Угадай по признаку  действию».

ОКТЯБРЬ

2 НЕДЕЛЯ

«ГРИБЫ»

  • Активизация и обогащение предметного словаря. 

Гриб, сыроежка, боровик, поганка, мухомор, масленок, подосиновик, подберезовик.

  • Активизация глагольного словаря. 
  • Активизация и обогащение словаря признаков. 

Красный, зелёный, коричневый, серый, белый, съедобный, ядовитый.

  • Активизация словаря антонимов.

Большой – маленький, съедобный – несъедобный.

Д/и «Повтори».

Д/и «Узнай и назови».

Д/и «Сбор грибов».

Д/и «Назови ласково».

Д/и «Скажи наоборот».

ОКТЯБРЬ

 3 НЕДЕЛЯ

«ОВОЩИ»

  • Активизация предметного словаря.

Овощи, капуста, картошка, свекла, лук, горох, перец, кабачок, морковь, огурец, помидор, грядка, урожай, огород.

  • Активизация глагольного словаря.

Собирать, мыть, чистить, резать, готовить, растить, выдернуть, выкопать.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.
  1. Цвета (оттенки);
  2. Формы (круглый, овальный);
  3. Размеры (большой, средний);
  4. Вкус (сладкий, горький).
  • Уточнение и активизация словаря наречий.

Во рту (как?) – кисло, сладко, горько.

          Словообразование:

Образование и употребление уменьшительно-ласкательных форм существительных (горошек, огурчик, помидорчик).

Д/и «Что это?».

Д/и «Я собрал в огороде…» Д/и «Чудесный мешочек". Д/и «Назови ласково».

Д/и «Какой овощ пропустили?».

Д/и «Расскажи, какой?».

Д/и «Поваренок».

Д /и «Подскажи словечко».

ОКТЯБРЬ

 4 НЕДЕЛЯ

«ФРУКТЫ»

  • Активизация предметного словаря.

Фрукты, банан, яблоко, груша, слива, сад, дерево, варенье, компот, сок, садовник.

  • Активизация глагольного словаря.

Собирать, мыть, чистить, резать, варить, ухаживать, растить, собирать, есть.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.
  1. Цвета (оттенки);
  2. Формы (круглый, овальный);
  3. Размеры (большой, средний);
  4. Вкус (сладкий, горький).
  • Уточнение и активизация словаря наречий.

Во рту (как?) – кисло, сладко, горько.

           Словообразование:

Образование и употребление уменьшительно-ласкательных форм существительных (слива – сливка, яблоко - яблочко).

Д/и «Что в корзинке?»

Д/и «Чудесный мешочек». Д/и «Я собрал в саду…»

Д/и «Расскажи, какой?».

Д/и «Назови ласково».

Д/и «Подбери признак».

НОЯБРЬ

1НЕДЕЛЯ

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ».

  • Активизация предметного словаря.
  1. Названия животных и их детенышей: бык, корова, теленок, лошадь, конь, жеребенок.
  2. Части тела животных: рога, копыта, хвост, грива, вымя, усы.
  • Активизация глагольного словаря.

Мычать, ржать, мяукать, лаять, хрюкать, рычать, прыгать, бегать, скакать, есть, пить.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Большой, маленький, полезный, короткий, умный, пушистый, верный, быстрый, густой.

Антонимы.

Большой – маленький, быстро – медленно.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Быстро, медленно, жалобно, тонко, полезно, тепло.

           Словообразование:

Существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (собака - собачка).

Глаголов от звукоподражаний (мычать, хрюкать).

Д/и «Кто это?».

Д/и «Отгадай загадку, покажи отгадку».

Д/и «Помоги маме найти своих детенышей».

Д/и «Назови ласково».

Д/и «Скажи наоборот».

НОЯБРЬ

2 НЕДЕЛЯ

«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ».

  • Активизация предметного словаря.

Птицы, петух, курица, цыпленок, утка, утенок, гусь, гусенок, крыло, клюв, лапы, шея, хвост, гребень, птенцы, корм, двор.

  • Активизация глагольного словаря.

Клевать, кормить, кричать, плавать, шипеть, крякать, кудахтать.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Большой, маленький, белый, пестрый, желтый, пушистый, легкий.

Антонимы.

Большой – маленький, быстро – медленно.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Быстро, медленно, жалобно, тонко, полезно, тепло.

Словообразование:

Существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (утка - уточка).

Глаголов от звукоподражаний (крякать, пищать).

Д/и «Угадай, кто это?».

Д/и «Скажи какой, какая». Д/и «Для чего?».

Д/и «Подбери парное слово».

НОЯБРЬ

3 НЕДЕЛЯ

«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

  • Активизация предметного словаря.

Лес, животные, звери, белка, бельчонок,  еж, ежонок, медведь, медвежонок, заяц, зайчонок, лиса, лисенок, волк, волчонок.

Берлога, логово, нора, дупло.

Морда, хвост, уши, туловище, лапы, когти.

  • Активизация глагольного словаря.

Нападать, защищать, искать, питаться, рычать, прыгать, грызть, охотиться.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Пушистый, косолапый, неуклюжий, зубастый, свирепый, хищный, всеядный, травоядный, гордый, сильный, трусливый, хитрый, маленький, слабый, белый и т.д.

     •        Активизация словаря антонимов.

Большой – маленький, съедобный – несъедобный.

Маленький – большой, высокий – низкий, трусливый – храбрый, добрый – злой, неповоротливый – проворный, короткий – длинный.

Словообразование:

Существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (белка -белочка).

Д/ и «Давай познакомимся».  

Д/и «Угадай, кто это?»

Д/и «Кто, что делает?».

Д/и «Большое – маленькое».

Д/и «Скажи наоборот».

Д/и «Про кого можно сказать?»

НОЯБРЬ

4 НЕДЕЛЯ

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

  • Активизация предметного словаря.
  1. Названия.

Грач, скворец, ласточка, кукушка, гуси, утки, ворона, сорока, воробей, галка, сова, голубь, дятел.

  1. Особенности внешнего вида (величина, части тела, цвет оперения).
  • Активизация глагольного словаря.

Кричат, щебечут, каркают, чирикают, воркуют, летают, клюют, зимуют, голодают, поют, щебечут, свистят.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Шумные, певчие, перелетные, полезные, голосистые, яркий, пестрый, зимующие, суетливые, драчливый, невзрачный, крылатый, маленький,  шустрый.

Словообразование:

Существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (гнездо -гнездышко).

Д/и «Повтори».

Д/ и «Кто это?».  

Д/и «Для чего?».

Д/и «Скажи ласково».

ДЕКАБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

«ЗИМА»

  • Активизация предметного словаря.

- существительные, характеризующие состояние природы зимой (метель, вьюга, мороз, снег, лед, гололед, сосулька, снегопад, сугроб, кормушка, узоры, январь, февраль, декабрь, иней, и т.д.).

  • Активизация глагольного словаря.

Падать, покрывать, ложиться, скользить, заметать, морозить, кружиться, блестеть, искриться, хрустеть.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Холодный, морозный, искристый, блестящий, хрупкий, резной, легкий, белый, глубокий, мягкий, рыхлый, зимний.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Холодно, морозно, зябко.

Словообразование:

Существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (снег - снежок).

Д/и «Что бывает зимой?».

Д/и «Подбери признак».

Д/и «Подбери слова-действия».

Д/и «Назови ласково».

ДЕКАБРЬ

2 НЕДЕЛЯ

«ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

  • Активизация предметного словаря.

- существительные, характеризующие зимние забавы (снеговик, лыжи, коньки, снегокат, снегоход, санки, каток, снежки).

  • Активизация глагольного словаря.

Лепить, скользить, ехать, взбираться.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Скользкий, деревянные, пластмассовые, железные.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Скользко, морозно.

Д/и «Узнай и назови».

Д/и «Что лишнее?».

Д/и «Подбери признак».

Д/и «Назови ласково»

ДЕКАБРЬ

3 НЕДЕЛЯ

«ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ»

  • Активизация предметного словаря.

Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

  • Активизация глагольного словаря.

Рисовать, лепить, вырезать.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

1.        Цвета (оттенки);

2.        Формы (круглый, овальный);

3.        Размеры (большой, средний);

          Словообразование:

Существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (круг - кружок).

Д/ и «Что это?».  

Д/и «Разложи фигуры».

Д/и «Расскажи какой?».

Д/и «Назови ласково».

Д/и «Чудесный мешочек».

ДЕКАБРЬ

4 НЕДЕЛЯ

«НОВЫЙ ГОД»

  • Активизация предметного словаря.

- существительные, характеризующие новогодний праздник (Снегурочка, Дед Мороз, Новый год, маски, подарок, елка, праздник, фейерверк).

  • Активизация глагольного словаря.

Праздновать, блестеть, веселиться, маскарад.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Новогодний, веселый, яркий, нарядный.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Празднично, нарядно, красочно, весело.

Д/и «Повтори».

Д/и «Кто больше назовет?».

Д/и «Подбери признак».

Д/и «Хлопни в ладоши».

Д/и «Назови ласково».

ЯНВАРЬ

2 НЕЕЛЯ»

«ИГРУШКИ»

  • Активизация предметного словаря.

Игрушки, пирамидка, матрешка, неваляшка, погремушка, кубики, конструктор, машина, кораблик, самолет, магазин, мяч, шар.

  • Активизация глагольного словаря.

Прыгать, катать, играть, надувать, складывать, строить, убирать, разбрасывать, делиться.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Игрушечный, любимый, мягкий, маленький, большой, железный, пластмассовый, резиновый, деревянный, круглый, овальный, квадратный, плюшевый.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Интересно, много, мало, тихо, шумно, весело, дружно.

Словообразование:

Существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (машина - машинка).

Д/и «Узнай игрушку».

Д/и «Назови ласково».

Д/и «Что из чего?»

Д/и «Назови действие».

Д/и «Расскажи, какой?»

ЯНВАРЬ

3 НЕЕЛЯ»

«СКАЗКА В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА»

  • Активизация предметного словаря.

Герои сказок «Репка», «Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят».

  • Активизация глагольного словаря.

Прыгать, катится, испекла, тянуть,  стучать, пищать, квакать, реветь, петь, убегать,

Активизация и обогащение словаря признаков.

Дружные, сильные, хитрая, рыжая, серый,  злой, белый, злая, дикие, добрая.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Интересно, много, мало, тихо, шумно, весело, дружно.

  • Уточнение и активизация словаря антонимов.

Большой – маленький, злой - добрый.

Словообразование:

Существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (мишка - мишенька).

Д/и «Узнай героя».

Д/и «Расскажи, какой, какая».

Д/и «Расскажи, что делает герой сказки?».

ЯНВАРЬ 4 НЕДЕЛЯ

«ЧАСТИ ТЕЛА И ЛИЦА»

  • Активизация предметного словаря.

Шея, плечи, колено, локоть, спина, рука, нога, живот, пальцы, лица, ухо, рот, лоб, глаза, зубы, язык, кости, витамины, спорт.

  • Активизация глагольного словаря.

Дышать, смотреть, ходить, бегать, прыгать, мыть, расчесывать, вытирать, стричь, болеть, лечить.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Высокий, низкий, большой, маленький, левый, правый, здоровый, грязный, чистый, смелый, сильный, слабый, больной, спортивный.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Лево, право, чисто, грязно, аккуратно, полезно, быстро, медленно.

  • Уточнение и активизация словаря антонимов.

Грязный – чистый, здоровый – больной, высокий – низкий, большой – маленький.

Словообразование:

Образование и употребление уменьшительно-ласкательных форм существительных (рука - ручка).

Д/и «Повтори».

Д/и «Узнай и назови».

Д/и «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть чистым и опрятным?».

Д/и «Олины помощники».

Д/и «Для чего?».

Д/и «Великан и гномик».

Д/и «Скажи наоборот».

ФЕВРАЛЬ

1 НЕДЕЛЯ

«ПОСУДА»

  • Активизация предметного словаря.

Посуда, кастрюля, сковорода, половник, нож, кружка, блюдо, тарелка, вилка, ложка, блюдце, чайник, носик, ручка, крышка, дно, стакан, завтрак, обед, ужин, кухня, столовая, повар.

  • Активизация глагольного словаря.

Варить, жарить, чистить, резать, вытирать, мыть, накладывать, готовить, кушать.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

- по материалу (стеклянная, фарфоровая, чугунная).

- цвет, форма, размер.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Удобно, горячо, чисто, красиво, вкусно, сладко.

Словообразование:

Прилагательных от существительных (стекло – стеклянный).

Образование и употребление уменьшительно-ласкательных форм существительных (чашка – чашечка).

Д/и «Повтори».

Д/и «Узнай и назови».

Д/и «Что исчезло?»

Д/и «Подбери слова – действия к предметам».

Д/и «Большой и маленький».        

ФЕВРАЛЬ 2 НЕДЕЛЯ

«ТРАНСПОРТ»

  • Активизация предметного словаря.
  1. Предметный словарь: самолет, вертолет, ракета; корабль, лодка, паром, пароход, автомобиль, машина, грузовик, такси, автобус, метро, паровоз, электричка.
  2. Составные части: кабина, кузов, салон, сиденье, колеса, руль, мотор, двери, фары, вагон, прицеп, хвост, нос, якорь, парус, топливо.

3.  Водитель, шофер, пилот, матрос,.

4. Дорога, рельсы, переход, светофор, движение, остановка, аэропорт, аэродром, порт.

  • Активизация глагольного словаря.

Ехать, плыть, лететь, заводить, выруливать, перевозить, останавливаться, взлетать, приземляться, отчаливать, тормозить, сигналить…

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Легковой, грузовой, пассажирский, городской, железнодорожный, воздушный, водный, наземный, подземный.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Быстро, медленно.

Словообразование:

Существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (корабль - кораблик).

Д/и «Повтори».

Д/и «Узнай и назови».

Д/и «Назови часть целого».

Д/и «Подбери слова».

Д/и «Закончи предложение».

ФЕВРАЛЬ

3 НЕДЕЛЯ

«НАША АРМИЯ СИЛЬНА»

  • Активизация и обогащение предметного словаря.
  1. Общие понятия.

Родина, Отечество, армия, войска, защитник.

  1. Название воинских профессий.

Моряки: матросы, капитан.

Летчики: пилот; артиллерист, танкист.

  • Активизация глагольного словаря.

Защищать, воевать, стрелять, заряжать, охранять.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Смелые, бесстрашные, геройские, отважные, меткие, решительные.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Смело, решительно, стремительно, отважно, метко, быстро.

Словообразование:

Существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (корабль - кораблик).

Д/и «Повтори».

Д/и «Кто служит в Армии?».

Д/и «Подбери признак».

Д/и «Кто что делает?».

Д/и «Скажи наоборот».

ФЕВРАЛЬ

4 НЕДЕЛЯ

«ПРОФЕССИИ»

  • Активизация и обогащение предметного словаря.

Врач, больница, пациент, справка, укол, прививка, лечение, температура, градусник, фонендоскоп, лекарство.

  • Активизация глагольного словаря.

Лечить, болеть, измерять, взвешивать, осматривать.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Больной, здоровый, высокая, низкая, горькое.

      Словообразование:

Существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (укол - укольчик).

Д/и «Повтори».

Д/и «Узнай и назови».

Д/и «Продолжи предложения».

Д/и «Кому что нужно для работы?».

Д/и «Подбери слово».

Д/и «Назови действия».

Д/и «Назови ласково».

МАРТ

1 НЕДЕЛЯ

«МАМОЧКА ЛЮБИМАЯ»

  • Активизация предметного словаря.

Весна, праздник, женщина, мама, сестра, бабушка, воспитательница, продавщица, учительница, няня, повариха, певица, медсестра, уборщица.

  • Активизация глагольного словаря.

Трудится, заботится, воспитывает, любит, печь, варить, жарить, шить, вязать, готовить, убирать.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.
  1. Качественные прилагательные.

Любимая, красивая, добрая, отзывчивая.

  1. Относительные прилагательные.

Мамины, бабушкины, сестрины.

  1. Антонимы.

Молодая – старая, больная – здоровая, добрая – злая.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Сурово, сердито, ласково, нежно, строго.

Д/и «Назови, какая».

Д/и «Кто что делает».

Д/и «Назови ласково».

МАРТ

2 НЕДЕЛЯ

«МЕБЕЛЬ»

  • Активизация предметного словаря.

Название предметов мебели: мебель, стол, стул, кресло, табуретка, диван, кровать, стенка, шкаф, полка.

  • Активизация глагольного словаря.

Сидеть, лежать, отдыхать; заправлять, расставлять, задвигать, передвигать; продавать, покупать, стоять, мастерить, чинить, вытирать и т.д.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Деревянный, железная, пластмассовая; квадратный, круглый; удобный, мягкий, уютный; высокий, низкий, письменный, журнальный, обеденный, кухонный, детский и т.д.

Антонимы.

Высокий – низкий, большой – маленький, узкий – широкий.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Удобно, мягко, красиво, слева, справа.

Словообразование:

Существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (стол – столик).

Д/и «Повтори».

Д/и «Что это?».

Д/и «Подбери признак».

Д/и «Для чего?».

Д/и «Большой – маленький».

Д/и «Скажи наоборот».

МАРТ

3 НЕДЕЛЯ

«ОДЕЖДА. ОБУВЬ»

  • Активизация и обогащение предметного словаря.

Предметный словарь: названия верхней одежды, нижнего белья, летней, зимней, демисезонной одежды; названия обуви, головных уборов.

  • Активизация глагольного словаря.

Надевать (что?), одевать (кого?), шить, стирать, чинить, зашивать, гладить, мыть, ремонтировать, чистить, обувать, зашнуровывать.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Спортивная, сменная, зимняя, летняя, теплая, легкая.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

 Длинные – короткие, нарядная – повседневная, надевать – снимать, чисто – грязно, детская – взрослая, снимать - обувать, пачкать – чистить, сломать – отремонтировать.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Удобно, тепло, холодно, нарядно, чисто, аккуратно.

Словообразование:

Образование и употребление уменьшительно-ласкательных форм существительных (халат - халатик).

Д/и «Повтори».

Д/и «Что это?».

Д/и «Назови ласково».

Д/и «Скажи наоборот».

Д/и «Разложи по полочкам».

 

МАРТ

4 НЕДЕЛЯ

«ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

  • Активизация словаря.

Предметный словарь: названия головных уборов.

  • Активизация глагольного словаря.

Надевать (что?), одевать (кого?), шить, стирать, зашивать.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Ситцевый, шелковый, шерстяная, меховая, шелковый, спортивная, зимняя.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Удобно, тепло, холодно, нарядно, чисто, аккуратно.

Словообразование:

Образование и употребление уменьшительно-ласкательных форм существительных (шапка - шапочка).

Д/и «Повтори».

Д/и «Узнай и назови».

Д/и «Расскажи какой, какая».

Д/и «Назови ласково».

АПРЕЛЬ

1 НЕДЕЛЯ

«ВЕСНА»

  • Активизация предметного словаря.

Весна, проталины, капель, лужи, подснежник,  оттепель, первоцвет, почки, трава; гнезда, скворечник, скворец, грач, половодье, ручей, верба, насекомые.

  • Активизация иобогащение глагольного словаря.

Вьют, щебечут, распускаются, зацветают; порхают, бежать, журчать, звенеть, цвести, петь, кружиться, сажать, набухать, таять, копать, светить, греть.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Зеленый, пушистый, холодный, прозрачный, звонкий, быстрый, нежны, душистый, удобный, весенний, тонкий, яркий, ароматный, проворный, быстрый, заботливый, прохладный.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Холодный – теплый, сильный – слабый, быстрый – медленный, ранняя – поздняя, светлый – темный.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Тепло, звонко, ярко, светло, холодно, красиво.

Словообразование:

Существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (лужа - лужица).

Д/и «Найди общее слово». Д/и «Подбирай, называй». Д/и «Что происходит весной?»

Д/и «Скажи наоборот».

АПРЕЛЬ

2 НЕДЕЛЯ

«ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ»

  • Активизация предметного словаря.

Космос, космонавт, ракета, планета, звезда, комета, луна, солнце, телескоп, скафандр, иллюминатор, Гагарин.

  • Активизация и обогащение глагольного словаря.

Лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться, отражать, наблюдать..

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Солнечный, лунный, земной, звездный, космический, межзвездный, межпланетный, первый, смелый, сильный, здоровый, умный, маленькая, яркая, желтая, красивая.

  • Активизация и обогащение словаря антонимов.

Далеко – близко, высоко – низко, улететь – прилететь, темно – светло.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Тепло, ярко, светло, холодно, красиво.

Д/и «Повтори».

Д/и «Что это?».

Д/и «Подбери признаки».

Д/и «Кто делает? Что делает?». 

АПРЕЛЬ

3 НЕДЕЛЯ

«СТОП МАШИНА! ТИШЕ ХОД! НА ДОРОГЕ ПЕШЕХОД!»

  • Активизация предметного словаря.

Светофор, переход, пешеход, водитель, движение, дорога, тротуар, остановка, улица, перекресток, авария, милиционер, регулировщик, жезл, свисток.

  • Активизация и обогащение глагольного словаря.

Переходить, переводить, соблюдать, нарушать, регулировать, следить.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Красный, жёлтый, зелёный, опасный, дорожный, милицейский.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Холодный – теплый, сильный – слабый, быстрый – медленный, ранняя – поздняя, светлый – темный.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Быстро, ярко, далеко, близко.

Словообразование:

Существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (светофор – светофорчик).

Д/и «Повтори».

Д/и «Что это?».

Д\и «Подбери действие».

АПРЕЛЬ 4 НЕДЕЛЯ

«ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН»

  • Активизация предметного словаря.

Лев, тигр, жираф, гепард, кенгуру, слон, обезьяна, верблюд, крокодил, зебра.

Африка, пустыня, джунгли.

  • Активизация и обогащение глагольного словаря.

Подкрадываться, охотится, рычать, скакать, добывать.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Красивый, быстроногий, огромный, полосатый, пятнистый, гибкий, лохматый, неуклюжий, быстрый, медлительный.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Быстро, жарко, солнечно, тепло.

Словообразование:

Существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (бегемот - бегемотик).

Д/и «Повтори».

Д/и «Кто это?».

Д/и «Какой? Какая?».

Д/и «Закончи предложение».

Д/и «Назови ласково».

МАЙ

1 НЕДЕЛЯ

«ПРАЗДНИК МАЙ»

  • Активизация предметного словаря.
  1. Общие понятия.

Победа, враги, защитники Родины, подвиг, отвага, смелость, стойкость.

     2.Название воинских профессий.

  • Активизация и обогащение глагольного словаря.

Защищать, воевать, стрелять, заряжать, охранять.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Смелые, бесстрашные, геройские, отважные, меткие, решительные.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Смело, решительно, стремительно, отважно.

Д/и «Повтори».

Д/и «Кто служит в Армии?».

Д/и «Подбери признак».

Д/и «Кто что делает?».

Д/и «Скажи наоборот».

МАЙ

2 НЕДЕЛЯ

«ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

  • Активизация предметного словаря.

Птицы, ласточка, аист, скворец, грач, кукушка, лебедь, гнездо, яйца, птенцы, стая, крыло, хвост, клюв, лапа, скворечник.

  • Активизация и обогащение глагольного словаря.

Поют, кричат, щебечут, летают, вьют, высиживают, кормят, клюют.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Красивые, перелетные, заботливые, крылатые, маленькие, голосистые.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Высоко, низко, громко, тихо, быстро.

Д/и «Повтори».

Д/и «Кто это?».

Д/и «Для чего?».

МАЙ

3 НЕДЕЛЯ

«НАСЕКОМЫЕ»

  • Активизация и обогащение предметного словаря.

Насекомые, бабочка, стрекоза, муравей, жук, муха, оса, пчела, шмель, комар, гусеница, божья коровка, крылышки, голова, лапки, спинка, полет, жужжание, муравейник.

  • Активизация и обогащение глагольного словаря.

 Летать, порхать, жужжать, кусать, жалить, прыгать, стрекотать, пищать, собирать, вредить, поедать, ловить, приносить, ползать.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Красивые, нарядные, разноцветные, прозрачные, вредные, полезные, опасные, яркие, рогатый.

  • Активизация и обогащение словаря антонимов.

Маленький – большой, громко – тихо, быстро – медленно, вредный – полезный.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Быстро, медленно, больно, громко, тихо, высоко.

Словообразование:

Прилагательных от существительных (комар - комариный).

Существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (комар - комарик).

Глаголов от существительных (писк – пищит).

Д/и «Повтори».

Д/и «Узнай и назови».

Д/и «Закончи предложение».

Д/и «Какой? Какая?»

Д/и «Назови ласково».

МАЙ

4 НЕДЕЛЯ

«ЛЕТО»

  • Активизация предметного словаря.

Лето, жара, солнце, отпуск, отдых, погода, море, пляж, загар, июнь, июль, август, панама, сарафан, босоножки, сандалии, велосипед, удочка, очки, купальник, лес, сад, огород, ягоды, огородник, ягодник, садовник, качели, ливень, гроза, радуга.

  • Активизация и обогащение глагольного словаря.

Цвести, расти, собирать, одевать, обувать, отдыхать, загорать, плавать, купаться, греть, созревать, жарить, играть.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Солнечный, жаркий, летний, теплый, прохладный, дождливый.

Антонимы.

Холодный – жаркий, солнечный – дождливый, тепло – свежо.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Тепло, жарко, прохладно, свежо, весело, ярко.

Словообразование:

Существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (солнце - солнышко).

Д/и «Повтори».

Д/и «Назови летние слова».

Д/и «Какой? Какая? Какие?».

Д/и «Назови ласково».

Д/и «Я начну, а ты продолжи».

ОКТЯБРЬ

3 НЕДЕЛЯ

«ОДЕЖДА,ОБУВЬ,

ГОЛОВНЫЕ  УБОРЫ»

  • Активизация словаря.

Предметный словарь: названия верхней одежды, нижнего белья, летней, зимней, демисезонной одежды, детской, взрослой; названия обуви, головных уборов.

Профессии: ткачиха, портной, закройщик, швея, художник- модельер, обувщик, сапожник, шляпница.

Ткани и материалы для одежды, обуви, г/уборов: шелк, ситец, драп, лен, фетр, кожа, мех, замша…

Детали одежды: капюшон, рукав, манжет, воротник, карман,  молния, петля.

  • Активизация глагольного словаря.

Надевать (что?), одевать (кого?), шить, стирать, кроить, чинить, зашивать, гладить, мыть, шить, ремонтировать, чистить, обувать, зашнуровывать, выбирать.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Ситцевый, льняной, полотняный, шелковый, шерстяной, кожаные, фетровая, шерстяная, меховая, шелковый, спортивная, сменная, зимняя, демисезонная..

Антонимы.

 Длинные – короткие, нарядная – повседневная, шить – распарывать, надевать – снимать, чисто – грязно, детская – взрослая, снимать -  обувать, пачкать – чистить, сломать – отремонтировать, тесный - свободный.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Удобно, тепло, холодно, нарядно, чисто, аккуратно.

Словообразование:

Образование и употребление уменьшительно-ласкательных форм существительных (халат - халатик).

«Кто во что одет».

 «Назови ласково»

«Скажи наоборот».

«Разложи по полочкам».

 «Из чего какой?».

ОКТЯБРЬ

4 НЕДЕЛЯ

«ПОСУДА»

  • Активизация предметного словаря.
  1. Предметы.

Кофейник, самовар, блюдо, дуршлаг, сервиз гончар и т.д.

  1. Классификация.

Кухонная посуда: кастрюля, сковорода, чайник.

Столовая посуда: мелкие и глубокие тарелки, супница, блюдо, салатница.

Чайная посуда: блюдце, чашка.

Столовых приборов: вилка, ложка, нож.

Детали посуды: крышка, ручки, носик, стенка, дно.

  • Активизация глагольного словаря.

Варить, жарить, чистить, резать, разбивать, вытирать, мыть,накладывать, готовить, кушать.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

- по классификации (кухонная, столовая, чайная);

- по материалу (стеклянная, фарфоровая, чугунная).

- цвет, форма, размер.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Удобно, горячо, чисто, красиво, вкусно, сладко.

Словообразование:

Прилагательных от существительных(стекло – стеклянный).

Образование и употребление уменьшительно-ласкательных форм существительных (чашка - чашечка).

Существительных от существительных (салат – салатница).

«Магазин».

«Что из чего – какое?».

«Кто внимательнее».

«Большой – маленький».

«Подбери слова – действия к предмету».

НОЯБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

«ПРОДУКТЫ  ПИТАНИЯ»

  • Активизация предметного словаря.

  Классификация продуктов:

- молочные (сметана, кефир, йогурт, простокваша, мороженое;

-  мясные (колбаса, мясо, котлета, сосиска);

-  рыбные;         

- хлебобулочные (хлеб, батон, бутерброд).

  • Активизация глагольного словаря.

Варить, жарить, печь, кипятить, месить, тушить, тереть, резать, лепить, мешать, есть, обедать, завтракать, ужинать.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Вкусный, острый, соленый, перченый, кислый, мучной, молочный, сладкий, пышный, мягкий, свежий, горячий, холодный.

Антонимы.

 Горячий – холодный, сладкий – горький, острый – пресный, мягкий – твердый, свежий – черствый.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

 Горячо, кисло, горько, вкусно, сладко.

Словообразование:

Прилагательных от существительных (мука – мучной).

Образование и употребление уменьшительно-ласкательных форм существительных (торт - тортик).

Прилагательных от словосочетаний (мясо свиньи –свинина).

«Разложи по полочкам».

«Что приготовим».

«Для чего нужен предмет».

«Найди ошибку».

НОЯБРЬ

2 НЕДЕЛЯ

«ДОМАШНИИЕ

ПТИЦЫ»

 

  • Активизация и обогащение предметного словаря.
  1. Представители домашних птиц.

Утка, селезень, гусь, гусыня, индюк, индюшка, курица, петух, цыпленок, птенцы, наседка, несушка.

  1. Названия, связанные с птицеводством.

Птичник, птицеферма, птицефабрика, хозяйка, птичница.

  1. Части  тела.

Клюв, туловище, голова, крыло, перо, лапы, хвост, гребень, перепонки.

  • Активизация глагольного словаря.

Клевать, кормить, нестись, кричать, плавать, шипеть, щипать, переваливаться, гоготать, кудахтать, высиживать.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Крупный, мелкий, белый, пестрый, желтый, пушистый, легкий, большой, маленький, важный.

НОЯБРЬ

3НЕДЕЛЯ

«ДИКИЕ ПТИЦЫ»

  • Активизация предметного словаря.
  1. Названия.

Грач, скворец, ласточка, иволга, кукушка гуси, журавль, утки, цапля, аист, ворона, сорока, воробей, галка, сова, голубь, дятел, клест.

  1. Особенности внешнего вида (величина, части тела, цвет оперения).
  • Активизация глагольного словаря.

Кричат, щебечут, каркают, чирикают, воркуют, кружат, летают, клюют, зимуют, голодают, нахохлился, поют, курлычут, щебечут, свистят.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Шумные, певчие, перелетные, полезные, суетливые, голосистые, насекомоядные, яркий, пестрый, зимующие, суетливые, взъерошенный, драчливый, невзрачный, крылатый, маленький,  шустрый.

Словообразование:

Прилагательных от существительных (ворона - воронье).

Существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (гнездо -гнездышко).

Глаголов от звукоподражаний (каркает, чирикает).

Существительных от существительных (галка – галчонок).

Сложных слов (длинношеяя, водоплавающая).

«Разложи картинки».

«Скажи какой, какая».

«Скажи ласково».

 «Для чего?».

НОЯБРЬ

4НЕДЕЛЯ

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ».

  • Активизация предметного словаря.
  1. Названия животных и их детенышей: бык, корова, теленок, лошадь, конь, жеребенок.
  2. Профессии: телятница, доярка, свинарка, конюх.
  3. Части тела животных: рога, копыта, хвост, грива, вымя, усы.
  • Активизация глагольного словаря.

Мычать, блеять, ржать, мяукать, лаять, хрюкать, рычать, прыгать, бегать, скакать, есть, пить.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Крупный, мелкий, большой, маленький, полезный, короткий, горбатый, умный, пушистый, верный, быстрый, густой.

Антонимы.

Большой – маленький, крупный – мелкий, быстро – медленно.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Быстро, медленно, жалобно, тонко, полезно, тепло.

Словообразование:

Прилагательных от существительных (коза - козий).

Существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (собака - собачка).

Глаголов от звукоподражаний (мычать, хрюкать).

«Отгадай загадки».

«Кто как голос подает?».

«Кто как ест?».

«Какой?, какая?».

 «Чей хвост?, Чья голова?».

«Великан и гномик».

ДЕКАБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

«ДИКИЕ  ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»

  • Активизация предметного словаря.

Лес, животные, звери, белка, бельчонок,  еж, ежонок, медведь, медвежонок, заяц, зайчонок, лиса, лисенок, волк, волчонок.

Берлога, логово, нора, дупло.

Морда, хвост, уши, туловище, лапы, когти.

  • Активизация глагольного словаря.

Нападать, защищать, искать, питаться, рычать, прыгать, грызть, охотиться.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Пушистый, косолапый, неуклюжий, зубастый, свирепый, хищный, всеядный, травоядный, гордый, сильный, трусливый, хитрый, маленький, слабый, белый и т.д.

Антонимы.

Маленький – большой, крупный – мелкий, высокий – низкий, трусливый – храбрый, добрый – злой, неповоротливый – проворный, короткий – длинный.

Словообразование:

Прилагательных от существительных (заяц - заячий).

Существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (белка -белочка).

«Угадай, кто это?».

 «Назови семью».

«Про кого можно сказать ...».

«Большое – маленькое».

«Скажи наоборот».

ДЕКАБРЬ

2 НЕДЕЛЯ

«ЗИМА»

  • Активизация предметного словаря.

- существительные, характеризующие состояние природы зимой (пурга, метель, вьюга, мороз, снег, лед, наст, поземка, гололед, сосулька, снегопад, сугроб, кормушка, узоры, январь, февраль, декабрь, иней, буран, следы и т.д.).

- существительные, характеризующие зимние забавы (снеговик, лыжи, коньки, снегокат, снегоход, санки, каток, снежки).

  • Активизация глагольного словаря.

Падать, покрывать, ложиться, лепить, скользить, заметать, морозить, кружиться, блестеть, искриться, хрустеть.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Холодный, морозный, искристый, блестящий, хрупкий, резной, легкий, белый, глубокий, мягкий, рыхлый, зимний.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Холодно, морозно, зябко.

Словообразование:

Прилагательных от существительных (зима – зимний, заяц - заячий).

Приставочных глаголов (слепить, вылепить).

«Отгадай загадки».

«Подбери слова».

«Подбери признак».

«Подбери предмет к действию».

«Четвертый лишний».

ДЕКАБРЬ

3НЕДЕЛЯ

«НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК»

  • Активизация предметного словаря.

Утренник, Новый год, Дед Мороз, Снегурочка, новогодняя елочка, подарки, маски.

  •  Активизация глагольного словаря.

Наряжать, украшать, праздновать, встречать, веселиться, петь, танцевать, читать (стихи), играть.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.
  1. Подбор эпитетов, характеризующих предмет по внешнему виду (шарик – стеклянный, круглый, блестящий).
  2. Подбор качественных прилагательных (новогодняя, сказочная, блестящая, волшебная, нарядная, разноцветная).
  • Активизация и  словаря наречий.

Шумно, весело, дружно, празднично, дружно.

«Что будешь делать».

«Подбери признак».

«Хлопни в ладоши».

ДЕКАБРЬ

4НЕДЕЛЯ

«МЕБЕЛЬ»

  • Активизация предметного словаря.

Название предметов мебели: мебель, стол, стул, кресло, табуретка, диван, тахта, кушетка, софа, кровать, стенка, этажерка, шкаф, буфет, сервант, полка, гарнитур.

Названия деталей мебели: столешница, спинка, подлокотники, дверцы, ручки.

Названия материалов: дерево, пластмасса, металл, дуб, береза, сосна.

  • Активизация глагольного словаря.

Сидеть, лежать, отдыхать; заправлять, расставлять, задвигать, передвигать; продавать, покупать, расставлять, стоять, мастерить, чинить, полировать, вытирать  и т.д.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Деревянный, железная, пластмассовая; квадратный, круглый; удобный, мягкий, уютный; высокий, низкий, спальный, письменный, журнальный, обеденный, кухонный, сервировочный, детский и т.д.

Антонимы.

Высокий – низкий, большой – маленький, узкий – широкий.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Удобно, мягко, жестко, комфортно, красиво, слева, справа.

Словообразование:

Прилагательных от существительных (береза – березовый; дерево - деревянный).

Существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (стол – столик).

Прилагательных от словосочетаний (стол для обеда – обеденный).

ЯНВАРЬ

3 НЕДЕЛЯ

«ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА»

  • Активизация и обогащение предметного словаря.

Север, Антарктида, Антарктика, белый медведь, олень, пингвин, тюлень, котик, морж, нерпа, песец, кит, дельфин.

  • Активизация и обогащение глагольного словаря.

Подкрадываться, охотится, рычать, скакать, добывать, плавает, ныряет. 

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Повадки.

Красивый, быстроногий, огромный, гибкий, лохматый, неуклюжий, быстрый, медлительный.

  1. Внешний вид.

Огромный, лохматый, косолапый.

  1. Антонимы.

Проворный – неповоротливый, быстрый – медлительный, колючий – пушистый.

Словообразование:

Прилагательных от существительных (медведь - медвежий).

Существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (пингвин - пингвинчик).

Отгадай по описанию».

«4-й лишний».

«У кого кто» (детеныши).

«Чья шуба теплее».

«Поезд для зверей».

«Кому что нужно (кто чем питается)».

«Большой - маленький».

ЯНВАРЬ

4 НЕДЕЛЯ

«ПРОФЕССИИ»

  • Активизация предметного словаря.

Армия: танкисты, моряки, артиллеристы, летчики.

Сельское хозяйство: доярка, фермер, телятница, пастух.

Строительство: архитектор, чертежник, каменщик, плотник, столяр, стекольщик.

Наука: профессор, ученый, инженер, физик, химик, биолог.

Медицина: врач, хирург, педиатр, ортопед.

Детский сад: воспитатель, логопед, музыкальный руководитель, медсестра, повар.

Ателье: закройщик, лекальщик, портной.

Профессии родителей, бабушек, дедушек.  

Орудия труда: ножницы, грабли, молоток, лопата, тряпка, дрель, ручка, карандаш и др.

  • Активизация глагольного словаря.

Защищает, шьет, строит, воспитывает, лечит, готовит, красит, ухаживает, растит.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Трудолюбивый, смелый, умелый, внимательный старательный, исполнительный, добрый.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Аккуратно, красиво, ровно, точно, ловко, профессионально, умело.

Словообразование:

Существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (топор - топорик).

Существительных от существительных (сапог – сапожник).

«Назови профессию».

«Назови женские профессии».

«Кому что нужно для работы».

«Назови действия».

«Подбери слово».

ФЕВРАЛЬ

1 НЕДЕЛЯ

«ТРАНСПОРТ»

  • Активизация предметного словаря.
  1. Предметный словарь: самолет, вертолет, ракета; корабль, катер, лодка, шлюпка, паром, ледокол, пароход, теплоход, атомоход, яхта, парусник; автомобиль, машина, грузовик, самосвал, фургон, такси, автобус, троллейбус, трамвай, метро, паровоз, тепловоз, электровоз, электричка; сани, телега, кибитка, карета, упряжка, дровни.
  2. Составные части: кабина, кузов, салон, сиденье, поручни, колеса, руль, корпус, крыло, мотор, двери, фары, вагон, прицеп, пропеллер, трап, хвост, нос, корма, борт, якорь, винт, парус, палуба, трюм, рубка, топливо.

Водитель, шофер, рулевой, пилот, штурман, радист, матрос, бортпроводник, перелет.

Шоссе, дорога, трасса, рельсы, переход, светофор, движение, остановка, пристань, аэропорт, аэродром, порт, маршрут…

  • Активизация глагольного словаря.

Ехать, плыть, лететь, заводить, выруливать, перевозить, останавливаться, взлетать, приземляться, отчаливать, приставать, тормозить, сигналить…

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Легковой, грузовой, пассажирский, городской, международный, железнодорожный, воздушный, водный, наземный, подземный, почтовый, скорый

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Быстро, медленно.

Словообразование:

Прилагательных от существительных (трамвай - трамвайный).

Существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (корабль - кораблик).

«Что? Где?».

«Кто чем управляет».

«Что из чего?».

«Подбери слова».

«Четвертый лишний».

ФЕВРАЛЬ

2 НЕДЕЛЯ

«СПОРТ»

  • Активизация и обогащение предметного словаря.
  1. Классификация.

          Летние виды спорта: бег, легкая атлетика и т.д.

          Зимние виды спорта: лыжи, фигурное катание, конькобежный спорт и   т.д.

  1. Названия спортсменов: боксер, лыжник, пловец, тяжелоатлет, конькобежец, велосипедист.
  2. Спортивное снаряжение: велосипед, мяч, штанга, обруч, боксерские перчатки и т.д.
  • Активизация глагольного словаря.

Бегать, прыгать, бросать, метать, плавать и т.д.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Быстрый, ловкий, выносливый, смелый, спортивный, тяжелая, легкая, хорошие, плохие, золотая, серебряная, бронзовая, футбольный, баскетбольный и д.р.

Словообразование:

Прилагательных от существительных (футбол – футбольный).

«Узнай и назови».

«Кому что нужно».

«Какой? Какая? Какие?».

«Кто? Что? делает».

ФЕВРАЛЬ

3 НЕДЕЛЯ

«ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА

ОТЕЧЕСТВА»

  • Активизация и обогащение предметного словаря.
  1. Общие понятия.

Родина, Отечество, армия, войска, защитник.

  1. Название воинских профессий.

Моряки: матросы, радиста, штурман, капитан.

Летчики: пилоты, штурманы, радисты.

 Артиллеристы: наводчик, расчет.

 Танкисты: водитель, наводчик.

  • Активизация глагольного словаря.

Защищать, воевать, стрелять, заряжать, охранять.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Смелые, бесстрашные, геройские, отважные, меткие, решительные.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Смело, решительно, стремительно, отважно, метко, быстро.

Словообразование:

Прилагательных от существительных (танк - танковые).

Существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (корабль - кораблик).

«Кто служит в Армии?».

«Подбери признак».

«Кто что делает?».

«Скажи наоборот».

МАРТ

1 НЕДЕЛЯ

«8 МАРТА»

  • Активизация предметного словаря.

Весна, праздник, женщина, мама, сестра, бабушка,воспитательница, продавщица, учительница, няня, повариха, портниха,  певица, художница, скрипачка, пианистка,  медсестра, уборщица, ткачиха.

  • Активизация глагольного словаря.

Трудится, заботится, воспитывает, любит, печь, варить, жарить, шить, вязать, готовить, убирать.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.
  1. Качественные прилагательные.

Любимая, красивая, добрая, отзывчивая.

  1. Относительные прилагательные.

Мамины, бабушкины, сестрины.

  1. Антонимы.

Молодая – старая, больная – здоровая, добрая – злая.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Сурово, сердито, ласково, нежно, строго.

«Назови какая».

«Кто что делает».

«Назови женские профессии».

МАРТ

2 НЕДЕЛЯ

«ВЕСНА»

  • Активизация предметного словаря.

Весна, проталины, капель, лужи, ледоход, подснежник,  оттепель, первоцвет, почки, трава; гнезда, скворечник, скворец, грач,  птенцы, купание; половодье, наводнение, ручей, верба, насекомые.

  • Активизация иобогащение глагольного словаря.

Вьют, купаются, щебечут, плещутся, выводят, откладывают; распускаются, зацветают; порхают, бежать ,журчать, звенеть, цвести, пробиваться, петь, кружиться, сажать, проклевываться, набухать, таять, копать, светить, греть.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Клейкий, зеленый, пушистый, холодный, прозрачный, звонкий, быстрый, нежны, белоснежный, хрупкий, душистый, удобный, весенний, тонкий, яркий, ароматный, проворный, быстрый, заботливый, прохладный.

Антонимы.

Холодный – теплый, прозрачный – мутный, сильный – слабый, быстрый – медленный, ранняя – поздняя, светлый – темный, ранняя – затяжная.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Тепло, звонко, ярко, светло, холодно, красиво.

Словообразование:

Прилагательных от существительных (весна - весенний).

Существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (лужа - лужица).

Прилагательных от наречий (дружно – дружная).

«Назови признаки весны».

«Кто, что делает?».

«Расскажи какой?, какая?, какие?».

«Скажи наоборот».

МАРТ

3 НЕДЕЛЯ

«ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН»

  • Активизация предметного словаря.

Лев, тигр, антилопа, жираф, шакал, леопард, гепард, кенгуру, слон, пантера, обезьяна, буйвол, ягуар, верблюд, крокодил, зебра,  детеныши животных.

Африка, пустыня, джунгли, степь.

  • Активизация и обогащение глагольного словаря.

Подкрадываться, охотится, рычать, скакать, добывать.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Красивый, быстроногий, огромный, полосатый, пятнистый, длинношеее, гибкий, лохматый, неуклюжий, быстрый, медлительный.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Быстро, жарко, солнечно, тепло.

Словообразование:

Прилагательных от существительных (жираф - жирафий).

Существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (бегемот - бегемотик).

«Кто это?».

«У кого — кто?».

«Какой? Какая?».

«Назови ласково».

МАРТ

4 НЕДЕЛЯ

«ЧАСТИ ТЕЛА, ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ

ЧЕЛОВЕКА»

  • Активизация предметного словаря.

Шея, плечи, грудь, колено, локоть, пятка, ступня, спина, нога, рука, живот, кисть, пальцы, ухо, волосы, лицо, рот, нос, щека, глаз, подбородок, лоб, в еко, ресницы, бровь, губа, зубы, язык, мышцы, кости, коса, затылок, челка, сердце, желудок, почки, печень, позвоночник, мозг, сосуды.

  • Активизация глагольного словаря.

Дышать, смотреть, ходить, сгибать, слышать, нюхать, бегать, прыгать, моргать, мыть, расчесывать, вытирать, стричь, смеяться, плакать, перерабатывать.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Высокий, низкий, длинный, короткий, курносый, левый, правый, большой, чистый, грязный, хмурый, веселый, грустный, кудрявый, сильное, крепкое, старое.

Антонимы.

Грязный – чистый, здоровый – больной, высокий – низкий, красивый – безобразный, короткий – длинный, большой – маленький.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Лево, право, весело, грустно, чисто, аккуратно, страшно, удивленно, грязно, быстро, медленно, громко.

Словообразование:

Прилагательных от существительных (зуб - зубной).

Существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (рука – ручка).

Сложных слов (кареглазый, большеротый).

«Подбери слова».

«Какие вещи нужны человеку, чтобы быть чистым и опрятным?».

 «Для чего».

«Великан и гномик».

АПРЕЛЬ

1 НЕДЕЛЯ

«НАША СТОЛИЦА, Н АШ ГОРОД, НАША УЛИЦА»

  • Активизация предметного словаря.

 Москва, Серпухов, город, улица, переулок, проспект, бульвар, перекресток, дорога, тротуар, парк, сад, детская площадка, дом, школа, больница, магазин, памятник, вокзал, площадь, стадион, музей, театр, Родина, страна, Россия.

  • Обогащение глагольного словаря.

Город (что делает?) – строится, хорошеет, растет.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.
  1. Качественные прилагательные.

Проспекты (какие?) – широкие, длинные, нарядные, праздничные, многолюдные).

Дома (какие?) – многоэтажны, жилые, одноэтажные, разноцветные, благоустроенные.

  1. Антонимы.

Тесно – просторно, тихо – шумно, спокойно – тревожно, спокойно – тревожно, широко – узко.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

На улице (как?), - празднично, шумно, нарядно.

Возле фонтана (как?) - прохладно, сыро, весело, свежо.

В сквере (как?) – зелено, тенисто, тихо, задумчиво.

«Что есть в городе?».

«Что у нас, а что у вас?».

«Какая?, какой?, какие?».

«Скажи наоборот».

«Доскажи словечко».

«Подбери слово-действие».

АПРЕЛЬ

2 НЕДЕЛЯ

«ДЕРЕВЬЯ»

  • Активизация предметного словаря.

Названия деревьев, ствол, древесина, крона, лист, почка, сережка, желудь, шишка, хвоя, семена, ветви, кора, корни, хвоя, тайга, бор, дубрава, роща.

  • Активизация и обогащение глагольного словаря.

Расти, цвести, шуметь, падать, рубить, собирать.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Зеленый, хвойный, молодой, старый, дряхлый, лиственный, смешанный, высоких, низкий, могучий, стройный, резной, узкий, широкий, пышный, осенний, весенний, желтый, оранжевый, багряный.

Антонимы.

Высокий – низкий, толстый – тонкий, гладкий – шероховатый, густо – редко.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Пышно, высоко, низко, густо, редко.

Словообразование:

Прилагательных от существительных (осина - осиновый).

Существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (дуб - дубок).

«Узнай по описанию».

«Расскажи какой».

«Скажи ласково».

«Скажи наоборот».

АПРЕЛЬ

3 НЕДЕЛЯ

«ЦВЕТЫ»

  • Активизация предметного словаря.
  1. Названия цветов.

Роза, астра, гладиолус, ирис, пион, георгин, тюльпан, колокольчик, ромашка, василек, медуница, мать-и-мачеха, одуванчик, кувшинка, подснежник, ландыш, лилия.

  1. Части цветка.

Стебель, корень, лист, цветок, бутон, семечко, луковица, букет.

  1. Место произрастания.

Клумба, поле, луг, лес, розарий, цветник.

Цветовод, цветочница.

  • Активизация и обогащение глагольного словаря.

Расти, цвести, засыхать, опадать, раскрываться, сажать, выкапывать, срывать, собирать, нюхать.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Водные, полевые, луговые, садовые, лесные, нежные, ароматный, яркий, красочный, белоснежный, фиолетовый, душистый, красивый, синий, голубой, розовый, бордовый.

Антонимы.

Яркий – блеклый, крупный – мелкий, большой – маленький, живой – искусственный.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Ярко, рано, быстро, долго.

Словообразование:

Прилагательных от существительных (поле - полевой).

Существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (астра - астрочка).

«Узнай по описанию».

«Что где растет?»

«Закончи предложение».

«Большой – маленький

АПРЕЛЬ

4 НЕДЕЛЯ

«ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ»

  • Активизация и обогащение предметного словаря.

Электроприборы, электричество, розетка, шнур, вилка; телефон, пылесос, холодильник, магнитофон, фен, торшер, лампа, утюг, светильник; электрик, хозяйка, домохозяйка.

  • Активизация и обогащение глагольного словаря.

Включать, выключать, работать, гудеть, помогать, сушить, готовить, убирать, гладить, охлаждать, морозить, пылесосить, светить.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Электрический, опасный, домашний, полезный, удобный.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Быстро, чисто, опасно, удобно, уютно.

Словообразование:

Глаголов от существительных (пылесос – пылесосить).

Существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (утюг - утюжок).

«Узнай и назови»

«Что для чего?».

«Расскажи какой».

«Скажи ласково».

МАЙ

1 НЕДЕЛЯ

«ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

  • Активизация предметного словаря.
  1. Общие понятия.

Победа, враги, защитники Родины, подвиг, отвага, смелость, стойкость.

2.Название воинских профессий.

  • Активизация и обогащение глагольного словаря.

Защищать, воевать, стрелять, заряжать, охранять.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Смелые, бесстрашные, геройские, отважные, меткие, решительные.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Смело, решительно, стремительно, отважно.

«Кто служит в Армии?».

«Подбери признак».

«Кто что делает?».

«Скажи наоборот».

МАЙ

2 НЕДЕЛЯ

«НАСЕКОМЫЕ»

  • Активизация и обогащение предметного словаря.

Насекомые, бабочка, стрекоза, муравей, жук, муха, оса, пчела, шмель, комар, гусеница, божья коровка, крылышки, голова, брюшко, хоботок, лапки, спинка,  личинка, яйцо, куколка, полет, жужжание, рой, улей, гнездо, муравейник, тля, жук-дровосек, жук-водомер.

  • Активизация и обогащение глагольного словаря.

 Летать, порхать, жужжать, кусать, жалить, прыгать, стрекотать, пищать, повреждать, собирать, вредить, поедать, откладывать, ловить, приносить, ползать.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Красивые, нарядные, разноцветные, прозрачные, вредные, полезные, опасные, яркие, рогатый.

Антонимы.

Маленький – большой, громко – тихо, быстро – медленно, вредный – полезный.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Быстро, медленно, больно, громко, тихо, высоко.

Словообразование:

Прилагательных от существительных (комар - комариный).

Существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (комар - комарик).

Глаголов от существительных (писк – пищит)

 «Узнай и назови».

«Кто как передвигается?».

 «4-й лишний».

«Подбери признак».

«Подбери действие».

«Узнай по описанию».

МАЙ

3 НЕДЕЛЯ

«ШКОЛА»

  • Активизация и обогащение предметного словаря.

Школа, портфель, тетрадь, дневник, учебник, пенал, линейка, альбом, ручка, карандаш, фломастер, мел, циркуль. Ученица, ученик, учитель, школьник, школьница, уроки, перемены, каникулы, отличник.

  • Активизация и обогащение глагольного словаря.

Заниматься, обучаться, учить, читать, считать, писать, сидеть, звонит.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Школьный, шариковая, заточенный, деревянный, толстый, тонкий, разноцветный.

Антонимы.

Тупой – острый, длинный – короткий, толстый – тонкий, умный – глупый, высокий – низкий, веселый – грустный.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Хорошо, весело, интересно, приятно, просторно, прекрасно.

Словообразование:

Прилагательных от существительных (школа - школьный).

Существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (карандаш - карандашик).

«Что положишь в портфель».

«Измени слова».

«Предложение договори и его ты повтори».

«Для чего нужен предмет».

«Расскажи Какой? Какая?».

МАЙ

4 НЕДЕЛЯ

«ЛЕТО»

  • Активизация предметного словаря.

Лето, жара, солнце, отпуск, отдых, погода, море, пляж, загар, пора, июнь, июль, август, панама, сарафан, босоножки, сандалии, велосипед, удочка, очки, купальник, лес, сад, огород, ягоды, огородник, ягодник, садовник, качели, ливень, гроза, радуга, зелень, прохлада.

  • Активизация и обогащение глагольного словаря.

Цвести, расти, собирать, одевать, обувать, отдыхать, загорать, плавать, купаться, греть, созревать, жарить, играть.

  • Активизация и обогащение словаря признаков.

Изумрудная, свежая, солнечный, жаркий, летний, теплый, прохладный, дождливый.

Антонимы.

Холодный – жаркий, солнечный – дождливый, тепло – свежо.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Тепло, жарко, прохладно, свежо, весело, ярко.

Словообразование:

Прилагательных от существительных (лето - летний).

Существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (солнце - солнышко).

«Назови летние слова».

 «Подбери слова – действия».

«Какой? Какая? Какие?».

«Назови ласково».

ЯНВАРЬ 4 НЕДЕЛЯ

«День здоровья»

  • Активизация предметного словаря.

Мыло, зубная щетка, полотенце, расческа, зубная паста, полезная еда, вредная еда, витамины, спорт, зарядка.

  • Активизация глагольного словаря.

Дышать, смотреть, ходить, бегать, прыгать, мыть, расчесывать, вытирать, делать зарядку

  •  Активизация и обогащение словаря признаков.

Здоровый, грязный, чистый, смелый, сильный, слабый, больной, спортивный.

  • Активизация и обогащение словаря наречий.

Лево, право, чисто, грязно, аккуратно, полезно, быстро, медленно.

  • Уточнение и активизация словаря антонимов.

Грязный – чистый, здоровый – больной, высокий – низкий, большой – маленький, полезный – вредный.

Словообразование:

Образование и употребление уменьшительно-ласкательных форм существительных (рука - ручка).

Д/и «Повтори».

Д/и «Узнай и назови».

Д/и «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть чистым и опрятным?».

Д/и «Олины помощники».

Д/и «Для чего?».

Д/и «Великан и гномик».

Д/и «Скажи наоборот».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы с детьми второй младшей группы по образовательной области «Музыка»

Перспективное планирование работы с детьми второй младшей группы по образовательной области "Музыка" по программе "Детство"...

Перспективное планирование по развитию речи второй младшей группы.

Перспективное планирование по развитию речи второй младшей группы....

Перспективное планирование игровой деятельности во второй младшей группе

Перспективный план игровой деятельности на месяц. Тема: транспорт...

перспективное планирование по лепке во второй младшей группе

Планирование составлено для воспитателей детских садов...

Перспективное планирование работы с детьми второй младшей группы по ФГОС

Планирование работы с детьми второй младшей группы на 2013- 2014 учебный год по всем образовательным областям в соответствии с ФГОС...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ.

Материал может быть использован в работе с детьми младшей группы. Он поможет в усвоении наименований предметов, действий с ними, частей предметов, форм и т.д....