Консультация для воспитателей «Основные характеристики речи».
консультация по развитию речи (старшая группа)

Кожемякина Лариса Николаевна

 Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок, и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно. Речь ребенка формируется только при условии общения со взрослыми и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза, параллельно с физическим и умственным развитием  и служит показателем  общего развития ребенка . Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми.  Усвоение ребенком родного языка проходит в строгой закономерности и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

Своевременное и правильное речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Основные характеристики речи.»

 Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок, и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно. Речь ребенка формируется только при условии общения со взрослыми и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза, параллельно с физическим и умственным развитием  и служит показателем  общего развития ребенка . Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми.  Усвоение ребенком родного языка проходит в строгой закономерности и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

В становлении речи исследователи выделяют разное количество этапов и указывают различные возрастные границы каждого.

 Так А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й — подготовительный — до одного года;

2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;

3-й — дошкольный — до 7 лет;

4-й — школьный.

Краткая характеристика этапов:

    Первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года). В это время происходит подготовка к овладению речью.

У ребенка с момента рождения появляются голосовые реакции: крик и плач, которые далеки от звуков человеческой речи, но и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Примерно через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца малыша можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Суть позже он начинает поворачивать головку в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.

К двум месяцам появляется гуление и к началу третьего месяца — лепет (сочетание неопределенно артикулируемых звуков).

К пятому месяцу ребенок слышит звуки, замечает у окружающих артикуляционные движения губ и пытается им подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.

Полугодовалый ребенок путем подражания уже произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).

Так путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

Во втором полугодии ребенок воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями, и в это же время он все ще реагирует на весь комплекс воздействия: слова, ситуацию, интонацию. Все это помогает образованию комплекса временных связей (запоминание слов и реакция на них). .

К десяти- одиннадцати месяцам у малыша появляются реакции на сами слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).

И в это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).

К концу первого года жизни появляются первые слова.

   Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет).

С появлением первых слов у ребенка заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время ребенок особо внимателен к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш часто путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово папа может означать какую-то вещь папы, папа пришел; нет папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в конкретной ситуации, в той , в которой или по поводу которой и происходит данное  общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

У полуторогодовалого ребенка слово приобретает обобщенный характер и возможность понимания словесного объяснения взрослого, накопления новых слов.

В течение второго и третьего года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

Различные исследователи приводят разные количественные данные о росте словаря детей.

Чаще всего приводятся данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к полутора годам — около 7-20 слов; к концу второго года — минимум 50 – ближе к 300 слов ; к трем годам— около 1000 -1500 слов.

В раннем детстве речь ребенка, выступает средством общения со взрослыми и с другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой ребенком. Деятельность ребенка этого возраста осуществляется в большинстве случаев или совместно со взрослыми, или при их помощи; поэтому и его общение носит ситуативный характер,что придает речи особую форму –  ситуативной речи. Эта речь носит диалогический характер и представляет собой или ответы на вопросы взрослого, или вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникающими в ходе деятельности, или требование об удовлетворении тех или иных потребностей, или, наконец, вопросы, возникающие при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности.

Диалогическая форма речи ребенка раннего детства является следствием и вместе с тем выражением недостаточной самостоятельности ребенка.

    Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет).

Переход к дошкольному возрасту заключается в существенном изменении условий развития ребенка, и прежде всего в изменении его отношений к взрослым. На основе возросших возможностей ребенка и требований взрослых к его большей самостоятельности, а также на основе запросов самого ребенка к самостоятельной деятельности возникает реальная самостоятельная деятельность детей.

В дошкольном этапе большинство детей имеет те или иные  нарушения звукопроизношения. На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка активно развивается навык слухового контроля за собственным произношением, параллельно умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, у ребенка формируется фонематическое восприятие речи.

Активный словарь ребенка к 4 — 6 годам достигает 3000 — 4000 слов. Значения слов продолжают уточняться, но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорит о «чувстве языка», т е у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется способность к словотворчеству.

К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении.

Как уже указывалось, параллельно с развитием словаря у ребенка этого возраста идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. Именно после трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем, усложняется структура предложений. По определению А. Н. Гвоздева, к трем годам у детей оказываются сформированными почти все основные грамматические категории.

Дети четвертого года жизни уже пользуются в речи простыми и сложными предложениями. К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

 К пяти годам дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, высказывания детей уже напоминают короткий рассказ.  Их ответы на вопросы включают в себя несколько предложений.

В этом возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ из 40 — 50 предложений, что свидетельствует об овладении монологической речью.

Также в этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, — сонорные, шипящие и свистящие звуки.

К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

На протяжении дошкольного периода постепенно формируется отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

Функции и формы речи на протяжении дошкольного возраста становятся чрезвычайно разнообразными.

А.М.Леушина провела специальное исследование развития связной речи у детей дошкольного возраста. А.М.Леушина вслед за С.Л.Рубинштейном выделила особую форму речи – «ситуативную речь» – и противопоставила ее «контекстной речи». По мысли автора, «ситуативная речь не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Содержание ее понятно собеседнику только при учете им той ситуации, о которой рассказывает ребенок, а также при учете им жестов, движений, мимики, интонации и т. д. Контекстная речь характеризуется тем, что ее содержание раскрывается в самом контексте и тем самым становится понятным для слушателя, вне зависимости от учета им той или иной ситуации».

Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет).

На данном этапе главная особенностью развития речи является ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом и усваивают грамматические правила построения высказываний.

Ведущую роль занимает новый вид речи — письменная речь.

Таким образом, в школьный период происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

Любой из указанных этапов не имеет четких границ, так каждый плавно переходит в последующий с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка, и имеет лишь общее значение.

Однако чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:

 быть здоровым психически и соматически;

 иметь нормальные умственные способности;

 иметь нормальный слух и зрение;

 обладать достаточной психической активностью;

 обладать потребностью в речевом общении;

 иметь полноценное речевое окружение.

На основании вышеизложенного можно сделать выводы:

Нормальное протекание процесса овладения речью определяется сформированностью совокупности различных факторов психологического, анатомо-физиологического и социального характера. Указанные факторы можно назвать основными условиями, необходимыми для нормального развития речи ребенка.

Своевременное и правильное речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.

Кожемякина Л.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Основные направления взаимодействия воспитателей ДОУ с родителями воспитанников"

Одной из сторон деятельности воспитателя ДОУ является взаимодействие с родителями, осуществляемое в разных формах. От этого во многом зависит развитие ребенка и успех педагогического процесса. Консуль...

Консультация для воспитателей "Психологическая характеристика особенностей развития мышления дошкольников".

Вопросы психологии лежат в основе всей работы с ребенком. Не зная психологии невозможно правильно построить работу....

Консультация для воспитателей «Основные формы и методы развития речи во второй младшей группе»

Консультация для воспитателей «Основные формы и методы развития речи во второй младшей группе»Цель: повышение психолого-педагогической компетентности в вопросе успешной организации занятия...

Консультация для воспитателей «Основные положения методики развития речи детей»

Методологическая основа МРР - это положения материалистической философии о языке, как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей, о ...

Консультация для воспитателей "Основные методы и приемы развития речи".

Метод обучения — способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение детьми знаний, умений и навыков....

Консультация "Воля, ее основные характеристики"

Консультация "Воля, ее основные характеристики" для педагогов...

Эссе на тему: "Основные характеристики речи".

Небольшое рассуждение об основных характеристиках речи....