Конспект занятия Знакомство с мнемотехникой "Разгадывание загадок" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Карцева Елена Юрьевна

Конспект занятия

Знакомство с мнемотехникой

"Разгадывание загадок"

для детей старшего дошкольного возраста

 

Подготовила: Карцева Елена Юрьевна, воспитатель 1кв.к. МОУ ИРМО «Дзержинская НШДС»

Задачи:

1. Обогащение активного и пассивного словарного запаса.

2. Расширение представлений об окружающем мире.

3. Развитие связной и устной речи.

4. Развитие слуховой и зрительной памяти.

5. Развитие внимания и логики.

Материалы и оборудование:

1. Карточки  с изображением сказочных героев.

2. Карточки мнемотаблиц.

     Воспитатель:

     Ребята, сегодня мы с вами будем разгадывать загадки, но не простым способом, а с помощью картинок-схем. Этот метод называется "Мнемотехника" - искусство запоминания. Это слово вам показалось наверное сложным и непонятным, хотя вы встречаетесь с этим каждый день. Заходя в раздевалку вы подходите к своему шкафчику, где нарисована картинка, по которой вы узнаете свой шкафчик. Так же в туалетной комнате вы по картинке пользуетесь своим полотенцем и в спальне вы легко находите свою кроватку по картинке. И во всем этом вам помогают " Мнемоквадраты", которые вы запомнили. Это и есть "Мнемотехника". Она помогает нам очень часто везде и во всем.

     И сегодня мы будем с помощью мнемотаблиц разгадывать загадки. Готовы к увлекательному занятию?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Знакомство с мнемотехникой

"Разгадывание загадок"

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила: Карцева Елена Юрьевна, воспитатель 1кв.к. МОУ ИРМО «Дзержинская НШДС»

Задачи:

1. Обогащение активного и пассивного словарного запаса.

2. Расширение представлений об окружающем мире.

3. Развитие связной и устной речи.

4. Развитие слуховой и зрительной памяти.

5. Развитие внимания и логики.

Материалы и оборудование:

1. Карточки  с изображением сказочных героев.

2. Карточки мнемотаблиц.

     Воспитатель:

     Ребята, сегодня мы с вами будем разгадывать загадки, но не простым способом, а с помощью картинок-схем. Этот метод называется "Мнемотехника" - искусство запоминания. Это слово вам показалось наверное сложным и непонятным, хотя вы встречаетесь с этим каждый день. Заходя в раздевалку вы подходите к своему шкафчику, где нарисована картинка, по которой вы узнаете свой шкафчик. Так же в туалетной комнате вы по картинке пользуетесь своим полотенцем и в спальне вы легко находите свою кроватку по картинке. И во всем этом вам помогают " Мнемоквадраты", которые вы запомнили. Это и есть "Мнемотехника". Она помогает нам очень часто везде и во всем.

     И сегодня мы будем с помощью мнемотаблиц разгадывать загадки. Готовы к увлекательному занятию?

     А для начала давайте поиграем. (показ карточек с изображением сказочных героев) Ответы детей.

      И продолжаем дальше. Сейчас будьте внимательны. Загадки - обманки.

Ребята, суть этих загадок в том, что ответ который хочется дать в рифму,

является не правильным. Нужно совсем немножко подумать, чтобы догадаться какое слово является разгадкой на самом деле. Итак начинаем:

1. Белым снегом все одето

     Значит наступает... (зима)

2. Ночью каждое оконце

     Слабо освещает... (луна)

3. Кукарекает спросонок

     Милый, добрый...(петушок)

4. Под деревом четыри льва,

     Один  ушел осталос... (три)

5. С пальмы вниз, на пальму снова,

     Ловко прыгает... (обезьяна)

6. Зимой в берлоге видит сон

     Лохматый ,косолапый...(медведь)

7. В теплой лужице своей

     Громко квакал... (лягушонок)

     Молодцы! Вы все справились очень хорошо.

Физкульминутка:

     В темном лесу есть избушка (Дети шагают.)

     Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)

     В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)

     Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)

     Нос крючком, (Показывают пальчиком.)

     Глаза большие, (Показывают.)

     Словно угольки горят. (Покачивают головой.)

     Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

     Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

     Ребята, я для вас приготовила такие мнемотаблицы - загадки. Попробуем их сейчас отгадать вместе. (Показ мнемотаблиц и объяснение значения каждого мнемоквадрата, находя между ними логическую связь.)

1. Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец)

2. Сидит дед во сто шуб одет,

    Кто его раздевает,

   Тот слезы проливает.  (Лук)

3. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)

4. Он округлый, но не шар,

Медный - не монета,

В нём пылает алый жар,

Им вода согрета.

Чай готовить он мастак,

Чайник вспомнил даром!

Ведь зовут его в веках

люди (самоваром)

     Молодцы ребята хорошо справились с заданием. А теперь давайте вместе с вами придумаем схему к новой загадке. (Воспитатель зачитывает новую загадку и вместе с детьми составляет по ней мнемотаблицу)

     Замечательно! Занятие наше подошло к концу и я хочу вам сейчас рассказать китайскую мудрость.

     " То, что я услышал, я забыл

      То, что я увидел, я помню

      То, что я сделал, я знаю."

     Это означает то, что когда нам просто рассказали о чем - то новом, мы не всегда это запоминаем, а если мы это увидели, то обязательно запомним, а когда мы сделаем что - то сами, то конечно мы это уже умеем и знаем.

Вопросы:

1. С каким новым словом мы познакомились? И что оно означает?

2. Чем помогает нам этот способ?

3. Как мы сегодня разгадывали загадки?

4. Какую китайскую мудрость вы узнали?

   

C:\Users\Елена\Desktop\Мнемотаблицы\IMG_20231013_165846.jpg

C:\Users\Елена\Desktop\Мнемотаблицы\IMG_20231013_170019.jpg

C:\Users\Елена\Desktop\Мнемотаблицы\IMG_20231013_165653.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"

В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...

Авторский конспект занятия по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: « ВАШИ ПРАВА ДЕТИ"

Авторский конспект  занятия по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста  на  тему: « ВАШИ ПРАВА ДЕТИ" Цели1.    Уточнить знания детей о гражданск...

Конспект Занятие по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста с ОНР в группе компенсирующей направленности. «Перелётные птицы» (возраст 6 – 7 лет)

Конспект занятия по физической культуре  для детей старшего дошкольного возраста с ОНР в группе компенсирующей направленности. «Перелётные птицы»        ...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема занятия: «Каргопольские игрушки из пластилина - Полкан»

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста.Тема занятия: «Каргопольские игрушки из пластилина - Полкан»...

Конспект занятия по музыкальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста занятие по теме:"Святки"

Коллективный просмотр по теме"Инновационные технологии в работе специалистов", в соответствии с планом воспитательно-образовательной работы МБДОУ"Детский сад комбинированного вида №167...