Звук о
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Петрова Ирина Валерьевна

Задачи:

 1) Учить детей определять позицию звука в словах: начало, середина, конец.

2) Закрепить характеристику звука О, развивать умение детей выделять на слух звук О.

3) Продолжать учить детей проводить звуковой анализ и синтез простых слов.

4) Закрепить знание детьми буквы О.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote_zvuk_o_i_bukva_o.doc39 КБ
Файл zvuk_o_1.pptx2.66 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте

Тема: «Звук О, буква О.»

 (для детей 6-7лет)

Задачи:

 1) Учить детей определять позицию звука в словах: начало, середина, конец.

2) Закрепить характеристику звука О, развивать умение детей выделять на слух звук О.

3) Продолжать учить детей проводить звуковой анализ и синтез простых слов.

4) Закрепить знание детьми буквы О.

5) Познакомить детей с понятиями «ударение», «ударный слог»; дать представление о способе определения.

6) Развивать фонематическое восприятие, фонематический слух, память.

7) Воспитывать культуру общения.

Ход НОД:

1. Организационный момент: письмо от девочки Оли, которая скоро идет в школу и не знает, с какого звука начинается её имя. В конверте лежит листок с загадками:

Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо.

( ОСА ).

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

( СОМ ).

В дивном бору за любою сосною

Прячется дивное диво лесное.

Крикни «Ау!» - и оно отзовется,

Захохочи – и оно рассмеётся.

( ЭХО).

Воспитатель предлагает детям произнести звук (О) и рассказать, что такое – звук (О): что звук (О) можно произнести протяжно, спеть, его легко говорить, произнести тихо, громко;

артикуляция звука: губы похожи на окошечко, вытянуты вперед, но не сильно.

Вывод: звук (О) – гласный.

-Дети, в конверте лежит листок с играми. Оля предлагает нам эти игры.

2. Фонематическое восприятие.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Где прячется звук?»:

Педагог называет слова, выделяя звук О.

Дети определяют его позицию в слове (начало, середина, конец).

Примерные слова:

ОКНА, ОСЛИК, ОЧКИ;
МОРЕ, СТОЛ, ДОМИК;
КИНО, ПШЕНО, ПАЛЬТО.

Воспитатель продолжает:

- У каждого звука есть своя буква. Дети, давайте вспомним, чем отличается звук от буквы?

Ответы детей (индивидуальные).

Вывод: звуки - слышим, произносим, а буквы – видим, пишем, читаем.

- Дети, вспомните и скажите, каким цветом обозначают гласный звук? Согласный?

Ответы детей (индивидуальные).

3. Звуко – слоговой анализ:

Слово: КИНО.

1) Сколько в этом слове слогов? (прохлопать, протопать, прошагать)

2) Сколько всего звуков?

3) Сколько гласных звуков?

4) Сколько согласных звуков?

5) Какой по счёту звук О?

Дети работают со звуковой линейкой, выкладывая на ней синие и красные квадраты.

4. Ударение.

Воспитатель показывает значок «ударение». Его можно представить в виде молоточка.

Звуковой анализ слова МУКА.

-Какие гласные есть в слове МУКА?

Ответы детей (индивидуальные): -у, -а.

-Послушайте, как я скажу слово, чтобы в нем услышали ударный гласный звук: МУКААА. Кто скажет это слово так же, что бы мы услышали ударный гласный звук?

Ответы детей (индивидуальные): МУКААА.

- Ударный гласный звук А во втором слоге. Ставим знак ударения.

Затем воспитатель переставляет ударный знак на букву У и предлагает прочитать слово с новым ударением.

- Какое слово получилось?

Ответы детей (индивидуальные): МУУКА.

- Да, получилось слово МУУКА. Так говорят, когда кто-нибудь страдает, мучится.

Послушайте стихотворение, в котором рассказывается, как девочка Нина лепила из глины пирожки:

Пересохла глина,

Рассердилась Нина,

Не мукА, а мУка –

Поварам наука.

/ Воспитатель обращает внимание детей на то, что от смены ударения в слове получилось новое слово. Ударение помогает нам различать слова./

Воспитатель предлагает послушать стихотворение (читает):

Ударный слог,

Ударный слог –

Он назван так недаром…

Эй, невидимка – молоток,

Отметь его ударом!

И молоТОК стуЧИТ, стуЧИТ,

И ЧЁТКО

РЕЧЬ

МОЯ

звуЧИТ.

(А.Шибаев)

5. Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре –

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре –

Хлопаем руками.

Руки вытянуть пошире –

Раз, два, три, четыре.

Наклониться – три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Все мы делаем зарядку.

Соответствующие движения.

6. Знакомство с буквой О.

1) Воспитатель предлагает послушать стихотворение (читает):

В этой букве нет угла,

Оттого кругла она.

Посмотри на колесо –

И увидишь букву … О.

2) Анализ буквы О:

- На что похожа буква О? (показ указкой)

Дети дают индивидуальные ответы.

3)Далее, дети прописывают в воздухе букву О и конструируют из ниток О на столе.

Воспитатель дает по ходу работы рекомендации, показ.

4) Читают букву О в сочетании с согласными:

С

О Н

М

5) Работа в тетради. Дети пропечатывают букву О и слог СО.

7. Закрепление пройденного.

Воспитатель предлагает детям листы бумаги с овалом.

- Это не просто овал. Это чьё-то лицо! На какой звук оканчивается слово «лицо»? Дорисуйте части лица. Но есть одно условие: если в названии части лица, которую ты хочешь дорисовать, есть звук О, рисуй его оранжевым цветом, а если нет – зеленым.

/Воспитатель предлагает лист с условными обозначениями:

рот, нос, волосы - оранжевые, глаза, уши – зеленые/

8. Итог НОД.

Воспитатель обращается к детям:

-Ребята, как вы считаете, мы помогли Оле узнать, с какого звука начинается её имя?

Вам понравилось занятие? Что вам больше всего запомнилось?

Ответы детей.

Я предлагаю, давайте отправим наши рисунки, чтобы она лучше запомнила, с какого звука начинается её имя. Спасибо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ф и з м и н у т к а . Лучшие качели ( пружиним в коленях раскачивая руки вперед назад) Гибкие лианы Это с колыбели Знают обезьяны Кто весь век качается, Да-да-да! ( хлопаем в ладоши) Тот не огорчается Никогда! ( прыгаем)

Слайд 3

В этой букве нет угла, Оттого она кругла. До того она кругла, Покатиться бы могла. В старом дереве дупло Ну, совсем как буква… О

Слайд 4

На что похожа буква О

Слайд 5

Сказка «В городе гласных звуков и букв» Ж ил был звук О . Любил звук О петь. Он пел много и с душою. Когда звук О пел, рот его становился похож на небольшой кружок « О, О , О ». Звук О был в восторге от всего: « О какое красивое облако! О ! Какое глубокое озеро! О ! Какой зелёный остров!» Очень многим нравился звук О , ведь он похож на облако на озеро, на остров. А ещё, звук О любил говорить скороговорки: О ,О , О будет хорошо, О ,О ,О у Оли новое пальто, О ,О, О не ходите далеко.

Слайд 7

Соотнесение буквы, звука и символа. Произнесение звука О хором и индивидуально. 1. И з ряда гласных — а, у, о, э, у, а, о, у, о, и, о. 2. Р яда слогов — ку, со, ра , ма , от, уг , эл, ол , во. 3. Р яда слов – жаба, зонт, облако, Оля, бублик, жук, бок.

Слайд 8

О О С Ё Л

Слайд 9

К Р Ы Л О

Слайд 10

Р О З А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...