Комплект дидактических и методических материалов на тему "Зима"
календарно-тематическое планирование по развитию речи

Трофимова Надежда Викторовна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «ЗИМНИЕ ПАЗЛЫ»

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие восприятия, мышления.

https://img.razrisyika.ru/kart/80/1200/316445-zimnie-igry-i-zabavy-dlya-detey-4-5-let-26.jpg

https://sun9-22.userapi.com/impg/mu524O30G1k1ONgMa7E8NGODEQltQrg-yet-Cg/tlr1HToQA1Q.jpg?size=612x608&quality=96&sign=c562e8700ea1021d9375cb9a1abc8f3a&type=album

https://sun9-12.userapi.com/impg/PaJB6UrNmHxAth5fFJdCm7ne8mcsgwIaI8GBQw/SRt1ZZay1f0.jpg?size=612x614&quality=96&sign=2533ae137f1ee0e2efb64879c598a481&type=album 

https://sun9-55.userapi.com/impg/bINYePTjcQMERzd46r4ERGFd5uXUaPyLNN8OXg/oxBEgptxOtc.jpg?size=612x614&quality=96&sign=aa332af77cfc060ab80f294716a83434&type=album

https://sun9-3.userapi.com/impg/_EmdZ9yRZOU9exZNchAbCPRDShztUn5Kkh7KFw/LTvnZmusa5k.jpg?size=612x614&quality=96&sign=7aa76b90c603ab4561e366d91f801d1f&type=album 

https://sun9-4.userapi.com/impg/bVg3DpNHENWf3Dn0kbgGkpkL31LYjF7un5-FVw/UMYPCPsoABc.jpg?size=612x615&quality=96&sign=2b1ae4f1ecd09b6e2acc52765427e54a&type=album



Предварительный просмотр:

Трофимова Надежда Викторовна

Дидактические игры

для старших дошкольников по лексической теме «Зима»

Аннотация: данная подборка дидактических игр будет полезна воспитателям и педагогам начальных классов.

Назначение: данные дидактические игры можно использовать при проведении организованной образовательной деятельности, в самостоятельной детской деятельности.

Возрастная аудитория: старший дошкольный возраст:

Цель: уточнение представлений об особенностях зимы как времени года, закрепление основных изменений, происходящих в живой и неживой природе, изменения в жизни людей при наступлении зимы.

Задачи:

- обобщить и уточнить признаки зимы;

- расширять словарный запас детей по теме;

- развивать связную речь;

- обобщить и уточнить представления об изменениях в живой и неживой природе;

- уточнить и обобщить представления о зимующих птицах и бережном отношении людей к ним;

- уточнить знание пословиц и поговорок, стихов и загадок о зиме.

  1.  «Назови зимние слова».

Цель: формирование активного запаса слов, обозначающих предмет, развитие фантазии и творчества.

Ход игры:

Воспитатель предлагает вспомнить и назвать 10 «зимних» слов.

При затруднении можно предложить показать картинки с этими явлениями природы. За каждое названное только им слово игрок получает фишку. Выигрывает тот, у кого в результате будет самое большое количество фишек.

Примеры слов: мороз, снег, лед, иней, снеговик, изморозь, Снегурочка, снежинка, крепость, снежинки и т.д.

  1. «Лишнее слово»

Цель: обогащение словарного запаса, уточнение значений слов; развитие слухового внимания.

- Я буду называть слова, а ты найди и убери лишнее слово, объясни свой выбор.

Лексический материал: Шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки (сапоги – это обувь).   Зима, весна, лето, осень, ноябрь (ноябрь – это месяц).  Белка, заяц, медведь, синица, ёж (синица – это птица).   Ёж, белка, заяц, лиса, рыба.   Шуба, шарф, панама, варежки, шапка-ушанка (панама – летний головной убор).

  1. «Подбери слова».

Цель: пополнение словарного запаса; уточнение значений слов; развитие мышления.

Взрослый называет действие или признак, а ребенок подбирает  к ним предмет.

Лексический материал: Зимой ветки засыпаны …(снегом). Расстелила зима по земле белый пушистый …(ковер). Медведь устраивает в чаще леса …(берлогу). Берлога – это глубокая …(яма в земле). В феврале у медведицы появляются …(медвежата).

  1. «Скажи, какой?»

Цель: активизация словарного запаса, расширение представлений о свойствах живой и неживой природы.

Воспитатель раздает карточки с изображением объектов природы. Ребенок подбирает по 5 слов к данному объекту.

Примеры объектов природы: снег, солнце, ветер, тучи, небо, лед, снежинки.

  1. «Слова».

Цель: учить согласовывать имена существительные с именами прилагательными.

 Ребенок отвечает на вопросы взрослого и правильно изменяет слово «белый».

Лексический материал: куртка (какая?) – белая; сапоги (какие?) – белые; поле (какое?) – белое; снеговик (какой?) – белый.

Аналогично проводится работа со словами «серебристый».

Лексический материал: снег, дорога, ветки, озеро.

  1. «Назови ласково».

Цель: учить образовывать слова при помощи суффиксов.

Оснащение: мяч.

Взрослый бросает ребенку мяч и называет словосочетание, ребенок изменяет его так, чтобы слова зазвучали ласково, и бросает мяч обратно.

Лексический материал: Шуба теплая – шубка тепленькая.   Лиса хитрая – лисичка хитренькая.  Заяц белый – зайчик беленький.  Сапоги чистые – сапожки чистенькие.   Ветка короткая – веточка коротенькая.   Шишка длинная – шишечка длинненькая.   Ворона черная – воронушка черненькая.  Снег белый – снежок беленький.

Изменить слова во фразе, чтобы слова стали ласковыми.

  1. «Кто с кем?»

Цель: учить употреблять имена существительные в творительном падеже; правильно называть детенышей животных.

Оснащение: предметные картинки диких  животных и их детенышей.

Взрослый говорит, что животные вышли со своими детенышами на прогулку. Просит рассказать ребенка, кто с кем пошел гулять. Затем предлагает  составить с этими словосочетаниями предложения или рассказ.

Лексический материал: заяц с зайчонком; лиса с лисенком; медведица с медвежонком; белка с бельчонком; волчица с волчонком; ежиха с ежонком.

  1. «Чего много».

Цель: учить употреблять в речи существительные множественного числа в родительном падеже.

Оснащение: предметные картинки.

Педагог показывает картинку с одним предметом и называет её. Ребёнок в ответ показывает свою картинку, на которой много таких же предметов и называет её.

Лексический материал: Куртка – много курток.   Шуба  – много шуб.   Шарф – много шарфов.   Платок – много платков.   Гольфы – много гольфов.   Кофта – много кофт.   Сапоги – много сапог.  Свитер – много свитеров.   Носки – много носков.

  1. «Скажи одним предложением».

Цель: учить изменять глаголы прошедшего времени по числам.

Оснащение: сюжетные картинки.

- Я скажу два предложения, а ты замени их одним и покажи соответствующую картинку.

Лексический материал: Куртка висит в шкафу. Шуба висит в шкафу. (Вещи висят в шкафу).

Валенки лежат в коробке. Сапоги лежат в коробке. (Обувь лежит в коробке).

Саша надевает сапоги. Яша надевает сапоги. (Мальчики надевают сапоги).

Катя пришивает пуговицу. Наташа пришивает пуговицу. (Девочки пришивают пуговицы).

  1. «Любопытный Незнайка».

Цель: учить употреблять в речи предлог «Из».

Оснащение: кукла Незнайка, предметные картинки.

-Это Незнайка, он очень любопытный, всё время задаёт вопросы. Ответь ему, пожалуйста.

-Из чего связаны варежки? (из шерсти). Из чего сшили пальто? (Из ткани). Из чего сделана шапка? (Из меха). Из чего сделаны санки? (Из дерева.) Из чего сшиты сапоги? (Из кожи). Из чего сшита шуба? (Из меха). Откуда достали одежду? (Из шкафа).

  1.  «Какие?»

Цель: учить согласовывать имена существительные  с прилагательными.

-Отвечай на мои вопросы, правильно изменяя слово.

Зимний. День какой? (зимний); куртка какая? (зимняя); пальто какое? (зимнее); сапоги какие? (зимние).

Кожаный. Ремень какой? (кожаный); шапка какая? (кожаная); пальто какое?  (кожаное); брюки какие? (кожаные).

Вязаный. Шарф какой? (вязаный); шапка какая? (вязаная); пальто какое?  (вязаное); рукавички какие? (вязаные).

Шерстяной. Свитер какой? (шерстяной); шапка какая? (шерстяная); платье какое? (шерстяное); носки какие? (шерстяные).

  1. «Ласковые детки».  

Цель: учить образовывать слова при помощи суффиксов.

Я говорю предложение и бросаю тебе мяч, а ты изменяешь его так, чтобы слова звучали ласково,  и возвращаешь мне мяч.

Лексический материал: Куртка тёплая – курточка тёпленькая.   Шапка жёлтая – шапочка жёлтенькая.   Шарф красивый – шарфик красивенький.  Носки чистые – носочки чистенькие.   Брюки короткие – брючки коротенькие.   Сапоги крепкие – сапожки крепенькие.

  1. «Продолжи предложение»

Цель: уточнение представлений о зиме и других временах года, активизация словарного запаса, развитие связной речи.

Воспитатель начинает предложения, ребенок заканчивает и поясняет свой ответ Если зимой день короче чем весной, то весной…

Если дерево выше скамейки, то скамейка…

Если к кормушке прилетело больше синичек, чем воробьев, то синичек… Если деревянная горка выше ледяной, то ледяная…

Если летом теплее чем осенью, то осенью…

14. «Большой – маленький»

Цель: закрепление использования в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, развитие памяти.

Педагог раздает детям картинки, изображающие объекты живой или неживой природы. Дети называют большие и маленькие предметы.

Можно предложить составить предложения с этими словами.

Примеры слов: снег, снежинка, снеговик, солнце, облако, дерево, варежка, шапка, шарф…

15. «Исправь ошибки»

Цель: формирование представлений о характерных явлениях зимой, сравнение зимы и других времен года, развитие внимания, памяти, связной речи - объяснения

Воспитатель читает детям предложение и говорит, что надо слушать внимательно, а потом исправить ошибки. Ребенок, пояснивший ошибку, получает фишку. Выигрывает тот, у кого будет больше фишек.

Примеры предложений: Пришло лето, и люди надели варежки и шапки. Пришла зима, и прилетели ласточки.

Пришла весна, и речка покрылась льдом. Закончилось лето, и пришла весна.

Пришло лето, и перелетные птицы улетели на юг.

Пришла весна, и к кормушке стали прилетать синички и голуби.

16. «Что будет, если лепить из…»

Цель:        закрепление        знаний        о        материалах,        из        которых        можно        лепить; активизировать словарь детей.

Воспитатель показывает детям три картинки: снег, пластилин, тесто и предлагает назвать, что можно слепить из этого материала.

Каждый предмет отмечается фишкой. В конце игры можно увидеть, с каким материалом дети больше всего знакомы и какие поделки они предложили изготовить.

Примеры: пластилин: посуда, мебель, фрукты, овощи, продукты и т.д. Снег: снежок, крепость, зайчик, снеговик, фигуры из снега и т.д.

Тесто: булочка, пирог, поделка, печенье и т.д.

17. «Подбери логические пары»

Цель: составление логических пар из различных предметов; развитие словарного запаса, логики и памяти.

Воспитатель раздает картинки детям и говорит, что нужно найти друг с другом пары, а потом придумать с двумя словами предложения.

Примеры слов: снеговик и метла; кормушка и синичка; мальчик и варежка; медведь и берлога; клест и шишки сосны.

18. «Расставь по порядку»

Цель: знание процесса изготовления снеговика; умение пояснять его этапы.

Воспитатель говорит, что необходимо так расставить картинки по порядку, чтобы получился снеговик. Дети комментируют процесс изготовления по схеме.

19. «Кто как из зимующих птиц голос подает?»

Цель: закрепление названия зимующих птиц и их голосов; развитие памяти и внимания.

Воспитатель раздает карточки и изображением зимующих птиц, детям предлагается вспомнить, как подает голос та или иная птица, узнав ее на картинке.

Воробей – чирикает; ворона – каркает; сорока – стрекочет; голубь – воркует; синица – тенькает; сова – ухает.

20. «Закончи пословицу о зиме»

Цель: знание пословиц и поговорок о зиме, развитие памяти и внимания.

Воспитатель начинает пословицу о зиме, дети заканчивают. Играть можно двумя командами детей. Выигрывает та команда, которая лучше запомнила пословицы и поговорки.

Примеры пословиц и поговорок о зиме: Береги нос в большой мороз.

Год кончается, а зима начинается. Декабрь год кончает, а зиму начинает. Мороз невелик, да стоять не велит.

Январь — году начало, зиме середина.

Февраль — месяц лютый: спрашивает, как обутый. Не светит зимой солнце против летнего.

Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет. В зимний холод — всякий молод.

В одну ночь зима становится.

Рекомендую педагогам организаций дошкольного образования использовать предлагаемые игры на занятиях, в развлечениях, викторинах, в индивидуальной работе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактческая игра «ПРИЗНАКИ ЗИМЫ»

Слайд 2

Цель: Формирование основ экологической культуры, закрепление признаков зимы Ход игры: ребенок из предложенных картинок должен выбрать ту картинку, которая соответствует признакам зимы. Нажав на нее, картинка передвинется в таблицу под основной картинкой, что означает , что ответ правильный. Если ребенок нажал на неправильную картинку, она исчезнет.

Слайд 4

молодцы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Четвёртый лишний»


Предварительный просмотр:

Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла...

Что за чудо-покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек –

Их укрыл пушистый...

Что за звёздочки такие

На пальто и на платке –

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь — вода в руке?

Неожиданно метели

С воем жутким налетели.

Осень в страхе убежала,

А она хозяйкой стала.

В зимний день на пруд легло

Очень скользкое стекло.

Нас в хоккей играть зовет

Синий крепкий гладкий...

Наши окна — как картинки.
Кто художник-невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал…

По тропинкам, по дорожкам
Кто идет на снежных ножках?
Кто способен на уловки,
Носик у него морковка?
По весне расстает вмиг
Это белый...


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект методических материалов по реализации индивидуального образовательного маршрута дошкольника с речевыми нарушениями в ДОУ

Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста методическое пособие   под редакциейЕ. А. СТРЕБЕЛЕВОЙМОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2005 СХЕМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕ...

«Комплект учебно-методических материалов для проведения коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОВЗ в образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Задачи коррекционно-развивающей работыФормировать умения преодолевать трудности.Формировать умение, вести себя организованно, в соответствии с принятыми нормами и правилами в обществе.Развивать долгов...

Комплект учебно-методических материалов по разработке индивидуальной адаптированной образовательной программы на ребенка дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

В комплект учебно-методических материалов входит: психолого-педагогическая характеристика дошкольника с РАС, подбор методик для педагогической оценки особенностей развития ребенка с РАС, индивидуальна...

«Комплект методических материалов для проведения коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с речевыми нарушениями в образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

Для обследования речи детей, необходимо использовать материалы, для уточнения нарушений речи. При нарушении речи уточнить знает ли ребенок о дефекте, как на это реагирует, выявить возможности его выск...

Комплект программно-методических материалов по физическому развитию детей раннего возраста «Расти здоровым, Светлячок» Авторская методическая разработка (комбинаторного типа)

Физическому развитию принадлежит одно из ведущих мест в системе образовательной работы с детьми раннего возраста, так как оно способствует разностороннему развитию ребенка, совершенствованию его двига...