НОД по развитию речи "Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить подбирать родственные (однокоренные) слова, учить пересказывать текст, используя метод моделирования. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему «Зима» в соответствии с ФГОС

Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить подбирать родственные (однокоренные) слова, учить пересказывать текст, используя метод моделирования. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Словарь: снежная, морозная, холодная, ледяной, снегоочиститель, снегири, снегопад, снежок.

Оборудование: ёлка; снежинки

Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках

Ход деятельности:

Кто к нам в гости пришла?

- ёлка

А как вы думаете почему?

-Потому что зима и скоро будет Новый год

На дворе зима. А как же называются зимние месяцы?

Какая у нас зима? (снежная, холодная, морозная, суровая, красивая, хрустальная);

А как вы думаете сможем ли мы ёлочку нарядить?

- Нет, потому что на ней много снежинок

А снежинки непростые, они с играми.

Давайте возьмём первую снежинку

1. Развитие связной речи

Рассказ воспитателя «Зимушка-зима»

«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом.

Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз.

Все стали одеваться теплее. Люди подкармливают животных и птиц.

Барсук, ёж и медведь в спячке, а лиса ищет себе добычу.

Дети катаются на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».

Первичное восприятие рассказанного воспитателем: - Кто пришел к нам в гости? - Чем зима накрыла землю? - Как стали люди одеваться? - Кого они подкармливают зимой? - Кто спит и ищет себе добычу? Какие зимние забавы у детей зимой?

2. Составление рассказа о зиме по мнемотаблице:

Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы подготовьтесь к пересказу. (Пересказывают 2-3 человека)

3. Пойдёмте и возьмём вторую снежинку "Массаж"

Вокруг ёлочки делаем массаж друг другу

"Белка хвостиком метёт (гладим спинку)

Рыбка по морю плывёт (ладонь ребром)

Как по небу облака (гладим спинку)

Так мы гладим бока (гладим бока)

Как летят снежинки (стукаем пальчиками)

Так мы гладим спинки (гладим спинку)"

4. Берём следующею снежинку «Загадки» отгадывание загадок:

Хоть сама - и снег и лёд,

А уходит - слезы льет. (Зима)

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять - так надевать,

Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички)

Что за нелепый человек

Пробрался к нам

В двадцатый век?

Морковкой нос,

В руке метла,

Боится солнца

И тепла? (Снеговик)

Он слетает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)

Их треплют, катают,

А зиму таскают. (Валенки)

Мы - проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы, В дождь - лежим, в снег - бежим, уж такой у нас режим. (Лыжи.)

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые. (Снежинки)

Белый дед, белее нет.

Старый, горбатый,

Лежит возле хаты.

Лежит всю зиму

- Никто не поднимет.

Весна придет

- Он сам уйдет. (Сугроб)

Что за дворник удалой снег сгребал на мостовой? Не лопатой, не метлой, а железною рукой. (Снегоочиститель.)

Я снежная, я белая,

Меня ребята сделали,

Днём они всегда со мной,

Вечером идут домой.

Ну, а ночью под луной

Очень грустно мне одной. (Снежная баба)

Кручу, урчу,

Знать никого не хочу. (Метель)

5. Следующая снежинка игра «Зимние слова»

Передаём мячик и называем любое слово относящие к зиме

6. Последняя снежинка игра «доскажи словечко»:

Тихо-тихо, как во сне, падает на землю…снег!

С неба всё скользят пушинки - серебристые….снежинки!

На поселке, на лужок, всё снижается…. снежок!

Вот веселье для ребят - все сильнее…снегопад!

Все бегут в перегонки, все хотят играть в…. снежки!

Словно в белый пуховик, нарядился….снеговик!

Рядом – снежная фигурка, это девочка….снегурка!

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой…снегири!

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…снег!

Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик)

На какое слово они все похожи? (на слово «снег»)

Итог занятия. Ребята, а сейчас мы с вами сможем нарядить ёлку? Чем? Наряжаем ёлку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...