Открытое занятие по развитию речи.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

иксарь олеся

 формирование звуковой культуры речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_14.04.2022.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по развитию речи.

Тип занятия: занятие развивающего типа.

Цельформирование звуковой культуры речи детей 

Задачи:

  1. Упражнять детей определять последовательность звуков в словах
  2. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение детей делить слова на части
  3. Воспитывать в детях уверенность в себе, доброжелательность, желание помогать другим, чувство принадлежности к дружному коллективу.
  4. Активизировать словарь ( бездельник, белёк, белокурый, ).

Предварительная работа: Ритуал приветствия, задания на развитие фонематического восприятия, умения делить слова на части, игра «Я - вам, вы- мне».

Оборудование и материалымячик,  раздаточные листы по количеству детей, карточки-пиктограммы, презентация к занятию.

Методы и приемы: беседа, игровой, наглядно - слуховой, словесный, показ, творческий.

Словарная работа: бразды, кибитка, удалая,  бездельник, белёк, белокурый,

Ход деятельности:

(Дети с воспитателем стоят в кругу, у воспитателя в руках мячик).

Воспитатель:

Ребята, давайте себе поднимем настроение,  улыбнемся друг другу. И,  поиграем с вами в игру "Назови свое имя ласково".

Воспитатель:

Воспитатель: Вы, ребята, будущие школьники и уже знаете, что предложение состоит из слов. А еще вы умеете называть слова в предложении в правильной последовательности.   Даже если это большое предложение. Я сейчас прочитаю вам предложение из произведения ».А.Пушкин „Зима! Крестьянин, торжествуя…“  например, вот такое  : «Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая». Давайте вместе проговорим предложение, что бы запомнить его.( Слайд 1)

Воспитатель: Ребята, в этом предложении есть слова, которые мы не используем в нашей современной речи. Как вы думаете, что обозначает слово бразды? ( ответы детей)

Воспитатель: Что автор (А.С. Пушкин) в этом предложении имел ввиду, говоря «взрывая»? (ответы детей)

А что такое кибитка?  (ответы детей)

Что значит удалая? Какими словами можно заменить это слово? (ответы детей) (лихая, быстро несущаяся)

Вы молодцы!

Так какая же картинка иллюстрирует лучше всего это предложение? (слайд2) (ответы детей),

Воспитатель: Ребята я предлагаю нам поиграть в игру «Не пропусти слова» (педагог раздает детям карточки-пиктограммы, в картинках которых зашифрованы слова из предложения, (воспитатель просит детей выстроиться в цепочку слов в правильной последовательности с помощью пиктограмм, чтобы получилось это предложение. Один желающий ребенок проверяет правильность расположения слов в предложении, остальные дети помогают).

Воспитатель:

Ребята, вы молодцы!.

  Дидактическая игра .

  Воспитатель напоминает детям, что они уже умеют считать слова в предложении и называть их по порядку.

   «А сегодня мы поиграем  в игру  «Я вам - вы мне»– Сначала я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество слов в нем и назовете их. Затем кто-нибудь из вас произнесет свое предложение. При этом надо проговорить следующую фразу: „Олеся Юрьевна, сосчитайте слова в моем предложении и назовите их“. Запомнили

Педагог произносит предложение, дети считают сколько в предложении слов.

   После этого кто-нибудь из детей (по желанию) проговаривает свое предложение, а педагог анализирую его.

Ребята а  теперь давайте вспомним сколько слогов с словах.  Покажите (любым способом), сколько слогов в словах зималетит, беги, помидор и назвать эти части.

Вспомните, какой слог первый в слове беги? Правильно, бе-. Назовите другие слова, начинающиеся со слога бе-.  Посмотрим, кто из вас всех больше назовет слов? (бегемот, бетон, бегун, беда). Молодцы, ребята, как много слов назвали.

 А из словаря я выписала вот какие словабездельник, белек, белокурый. Можете объяснить, что обозначают эти слова ?( Ответы детей)

Воспитатель объясняет словарное значение подобранных им слов.

Воспитатель: Какие вы умные!

Ребята давайте вспомним, что такое звук, а что такое буква, чем они отличаются. Звук это, что мы произносим, а буква, это то, что мы пишем.  А, так же, звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки произносятся легко мы их можем пропеть, а согласные встречают у нас во рту препятствия.  Звуки, считают себя очень важными и любят четкую последовательность. Нам надо научиться определять количество и последовательность звуков в словах. Например, в слове мак три звукам, а, к.

В слове кот тоже три звука, какие? (ответы детей). А сколько звуков в слове коты? (ответы детей). Что это за звуки? Назовите их (ответы детей). Назовите звуки в словах сыр, сыры (ответы детей).

Воспитатель:

У вас замечательно получилось! А теперь предлагаю размять наши пальчики.

Пальчиковая игра "В гости"

В гости к пальчику большому (большой пальчик на левой руке отогнут, остальные сжаты в кулак)

Приходили прямо к дому:

Большой, указательный и средний, (в соответствии с текстом прижимать поочередно пальцы правой руки, можно несколько раз)

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики — друзья, (соединить пальцы правой и левой руки друг с другом несколько раз)

Друг без друга им нельзя (сжать пальцы в кулак и разжать их).

Воспитатель раздает картинки.

Воспитатель: вам нужно догадаться какая картинка в каждом ряду лишняя и зачеркнуть лишнюю картинку. Обратите внимание на первый звук, чем они похожи в каждом ряду и чем отличаются. (Дети самостоятельно  выполняют задание).

Воспитатель: Ребята вы такие молодцы, замечательно занимались.

Воспитатель: Что мы сегодня делали ?( Ответы детей)

Литература

  1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2015г.
  2. Яндекс картинки

Приложения

Словарь

Бразды –борозды, неглубокие продольные углубления на чем-нибудь, например, следы на снегу от саней.

Кибитка – крытая дорожная повозка

Удалая - преисполненная удали, отваги, лихай, быстро несущаяся

Бездельник - так в народе называют человека, под любым предлогом избегающего работы, не выполняющего свои обязанности, основным занятием которого является бездействие, безделье, лень

Белёк - новорожденный тюленей, имеющий длинную густую белую или желтоватую шерсть.

Белокурый - имеющий светло русые волосы; светловолосый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи .Открытое занятие по развитию речи "В гости к мишке" младшая группа

Дети входят в группу  обращают  внимание на  паравозик. Дети рассматривают  паравозик, воспитатель читает стихотворение про  паравозик. Воспитатель предлагает поехать   в...

Открытое занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»

Открытое  занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...