Взаимосвязь в работе педагогов для предупреждения и коррекции нарушений речевой моторики дошкольников
консультация по развитию речи (младшая группа)

Нефедова Лариса Алексеевна

Единство подходов и требований к выполнению артикуляционной гимнастики у воспитателей и специалистов имеет большое значение.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Взаимосвязь в работе педагогов для предупреждения и коррекции нарушений речевой моторики дошкольников»                                                                                   

Взаимосвязь в работе педагогов по предупреждению и коррекции речевой моторики дошкольников способствует успешному формированию правильного звукопроизношения.

Единство подходов и требований к выполнению артикуляционной гимнастики у воспитателей и специалистов имеет большое значение.

Почти все дети дошкольного возраста имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в д/с, школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.

Воспитатель регулярно с детьми проводит артикуляционную гимнастику, которая позволяет научить говорить правильно четко и красиво,  так же укрепляет мышечную систему языка, губ, щек, Удерживать определенную артикуляционную  позу, увеличить амплитуду движений, уменьшить напряженность органов артикуляции. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков.  

Наблюдая за детьми, педагог может заметить особенности выполнения упражнений артикуляционной гимнастики, на которые следует обратить внимание:

  1. Ребенок не пытается выполнить инструкцию педагога (открой рот, покажи язычок, сделай как я). Если ребенок не воспринимает и не повторяет за взрослым, отводит взгляд, то можно заподозрить признаки аутизма (чаще всего таких детей вообще нельзя усадить, чтобы делать какие-либо упражнения).
  2. Так же педагог может выявить у ребенка асимметрию выполнения упражнения (отсутствие или нарушение симметрии) Например, упражнение «часики» («Часики». Губы в улыбке, рот приоткрыт, выполнять движения языком от одного угла рта к другому), ребенок в одну сторону делает в другую нет, или в одну сторону амплитуда выполнения достаточная, а в другую значительно меньше. Например, при выполнении упражнения «Улыбка» ("Улыбка". Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.) на счет до 10 один уголок рта всегда находится выше другого или рот перекошен.
  3. Слюнотечение при выполнении упражнений может быть признаком неврологических нарушений, которые неблагоприятно сказываются на развитии звукопроизношения.
  4. Снижена амплитуда выполнения упражнений (например, при выполнении упражнения «качели» ("Качели". Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы и удерживать в таком положении под счёт от одного до трёх Затем поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от одного до трёх. Так поочерёдно менять положение языка. Следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.) ребенок не может довести кончик языка до верхних и нижних зубов, выполняет упр очень быстро, «мельтешит», а медленно, четко и под счет выполнить не может).
  5. Не достаточна сила мышц или видны насильственные движения при выполнении упражнений: «Горка» («Горка». Губы в улыбке, рот приоткрыт, язык широкий, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, спинку языка выгнуть «горочкой». Удерживать язык в таком положении на счёт до 5.) ребенок не может удержать язык за нижними зубами при выполнении упражнения или язык дергается, «ходит ходуном», тогда, как должен упираться за нижними зубами и не двигаться.
  6. Тремор (дрожание) и посинение языка также является настораживающим для педагога признаком.
  7. При выполнении артикуляционной гимнастики воспитатель может заметить органические нарушения в строении органов артикуляции (ребенок не может вытянуть язык вперед, поднять вверх, можно заметить раздвоение кончика языка, укороченная подъязычная связка, нарушения в строении зубного ряда). В презентации вставьте фото этих нарушений
  8. Воспитатель может заметить нарушение прикуса, делая упражнение забор (верхняя челюсть должна немного перекрыть нижнюю челюсть). "Заборчик." Улыбнуться без напряжения, так чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счёт от одного до пяти. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не выдвигалась вперёд.

Таким образом, педагоги ДОУ могут обратить внимание на те или иные затруднения при выполнении ребенком артикуляционных упражнений. Это может свидетельствовать о наличии факторов, неблагоприятно влияющих на формирование звукопроизношения и речи в целом.

При таких особенностях ребенка воспитатель обращается к логопеду, для более глубокого обследования.

Дети, имеющие выраженные трудности в развитии речи, проходят через ППк (психолого-педагогический консилиум). В состав ППк входит педагог-психолог, учитель-логопед, старший воспитатель и все педагоги ДОУ.  По решению ППк, воспитаник может быть направлен на городскую ПМПК для получения заключения о том, по какой программе должен обучаться ребенок и является ли он ребенком с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Совместная работа воспитателей, педагога-психолога, учителя логопеда и других специалистов по своевременному выявлению и преодолению нарушений речевой моторики приводит к положительным результатам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

основные направления логопедической работы по предупреждению и коррекции нарушений письма и чтения

основные задачи коррекционного обучения и направления коррекционной работы...

Коррекция нарушений мелкой моторики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Дошкольникам с интеллектуальной недостаточностью необходимо постоянно развиватьь мелкую моторику пальцев.В своей работе использую пластилинографию, использую различные виды аппикации.....

Конспект музыкального логоритмического занятия "Взаимосвязь музыки, речи и движений в коррекции нарушений речевого и психомоторного развития детей Старшего возраста с ОНР"

Коррекция нарушений речи средствами музыки через речевые и музыкально-двигательные упражнения и игры.Использование технологий: здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных, танцевальных.Показан ...

Написание рабочей программы учителя-логопеда, раздел «Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития. Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей»

Проектирование данного раздела осуществляется на основе анализа содержания основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, выявленных нарушений в развитии речи воспитаннико...

Консультация для логопедов-воспитателей "Коррекция нарушений мелкой моторики у дошкольников с неврозоподобным заиканием посредством занятий лепкой из пластилина"

Одним из самых проверенных методов для недоразвития мелкой является такой вид лепка из пластилина, так как деятельности требует усилий со стороны кистей рук, скоординированности движений, а та...

Взаимосвязь в работе педагога-психолога и учителя логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения

Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть организована по принципу оказания комплексной психолого-педагогической помощи. На индивидуальных и групповых занятиях учитель-логопед и педагог...