«Рассказывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Шпиталева Оксана Анатольевна

Знакомство со сказкой Лисичка систричка и волк

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД

по развитию речи в средней группе

 Тема: «Рассказывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Цель: создание условий для развития навыков рассказывания русской народной сказки.

Задачи:

Образовательные: 

- Учить детей участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы полным ответом по тексту.

- Учить детей пересказывать наиболее выразительные отрывки из сказки .

- Учить строить развёрнутые высказывания.

         Развивающие:

-Развивать диалогическую форму речи.

- Расширять и активизировать словарный запас.

- Развивать память, слуховое и зрительное – внимание.

Воспитательные: 

- воспитывать интерес к русским народным сказкам;

- Воспитывать моральные качества: уважение, доброту, честность.

Оборудование:

  • Проектор, для педагога
  • Демонстрационный материал: презентация по сказке
  • Кукла Кузя, куклы лисы и волка из кукольного театра, избушка бабы яги, сундучок со сказками, горшочек, ложечка.
  • Шапочки (лиса, волк).

Методы:

  • Практический (малоподвижная игра, зрительная гимнастика, упражнение речевого дыхания, кукольный театр)
  • Наглядный (показ слайдов)
  • Словесный (рассказ, беседа)

Приемы: вопросы и ответы, использование ИКТ, отгадывание загадок, физкультминутка, беседа, рассматривание, игровая ситуация, художественное слово, кукольный театр, драматизация, поощрение.

Предварительная работа с интеграцией образовательных областей:

  • Чтение русских народных сказок, разучивание пословицы: «Что с воза упало, то пропало», («Речевое развитие»)
  • Рассматривание картин «Кто и где живет», Рисование «Лисичка-сестричка»  ( «Художественно-эстетическое развитие»)
  • Выполнение физкультминуток с проговариванием текстов к ним («Физическое развитие»«Речевое развитие»)
  • Знакомство с дикими животными,  («Познавательное развитие»)

 Словарная (лексическая)  работа:  

улучила - нашла подходящее время
прорубь - отверстие, прорубленное во льду реки, озера
коромысло - деревянная палка для носки ведер на плече
Воз – повозка, сани которые везет лошадь.

Битый – тот кого побили.

Плетусь –медленно иду
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Ход  образовательной деятельности:

Слайд 1

 Мотивационно - побудительный этап.
КУЗЯ: Ой, беда – беда, огорчение!  Помогите мне, пожалуйста.

Ой, беда – беда, огорчение!  Пропал мой волшебный сундучок со сказка-ми-и- и, играмиии. (Размышляет) Какой я теперь  Домовой без сказок. Да это ведь видно когда  я от нее сбежал, сундучок там и оставил. Ребята,  а вы мне поможете его отыскать? (Ответ детей). Но для того чтоб нам найти сундучок, нужно попасть в сказу. Ведь баба яга живет в сказке.

- А Вы знаете, что такое сказка?

Дети:

-Почему эти сказки называют русскими народными?

Дети:

- Что необычного происходит в сказках?

Дети: Волшебство

Тогда усаживайтесь поудобнее и начинаем ворожить! (Достает глиняный горшок и деревянную ложку). Итак, начинаем! В горшок с водой добавляем тысячу улыбок – все дружно улыбнулись. (Делает вид, что собирает улыбки). Одну гримасу для остроты, сделайте смешные лица! Замечательно! А сейчас нужно всем громко рассмеяться (дети смеются). Насыпаем хохот от «хи-хи» до «хо-ха»! А сейчас волшебные слова

(слова дублирует экран):

Чудо чудное явись

Нашим деткам покажись,

Дверь волшебную открой

Волшебство зовет с собой!

  • Кузя  добивается, чтобы все дети  громко прочитали волшебные слова

                           

Слайд 2

                Звучит волшебная музыка

КУЗЯ: Вот мы и оказались в сказке.

Смотрите, а вот и избушка бабы яги, и видно ее нет дома

Слайд 4

Выбегает избушка

КУЗЯ: Встань передо мной как лист перед травой (избушка останавливается)

Избушечка отдай мой сундучок ( избушка отдает)

              Ура, нашелся сундук со сказками!

Очень сказки я люблю.

И вас любить их научу.

Слайд 5

  • Открывает сундучок, звучит «волшебная» музыка.

КУЗЯ: В моем сундучке живут очень много сказок , и сегодня мы послушаем одну из них, она очень интересная сказка.

А вот какую сказочку, я вам не скажу. Вы попробуете угадать название сказки, по загадкам: Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый – краса! А зовут ее – Лиса!

Слайд 6

Кузя: А как обычно в сказках называют лису?

Дети: Ее называют по-разному: лисичка-сестричка, Патрикеевна, рыжая  плутовка, кумушка, лисонька, хитрая лисичка.

Кузя - Молодцы! В нашей сказке лису то же называют лисичка-сестричка. Вот и первый герой нашей сказки - лиса!

- А я знаю одну чистоговорку про лису.

Повторяем за мной!

 Со-со-со- лиса катит колесо

Сы-сы-сы-хвост красивый у лисы

Су-су-су-видел я в лесу лису.

-Молодцы! А вот еще одна загадка.

Дружбу водит лишь с лисой

Этот зверь сердитый, злой

Он зубами щёлк, да щёлк

Очень страшный, серый …

Дети:   волк

Слайд 7

Кузя: - Правильно,  это волк!

Ребята, как воет волк?
Дети: У-у-у….
Кузя: Молодцы!

- А я, и про волка знаю скороговорку.

-Повторяем за мной

-Волки рыщут, пищу ищут.

-Хорошо!

2. Основной (Организационно - поисковый этап).

Кузя: Ребята, а волка и лиса  они домашние или дикие?
       Какие сказки вы знаете, где главными героями являются волк и лиса? (Теремок, Колобок, Заюшкина избушка)
- Ребята, а может быть, кто-нибудь догадался, в какую сказку мы попали?

Дети:…. « Лисичка - сестричка и серый волк»

Слайд 8

Воспитатель: Правильно, молодцы!  

Это русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк». Сейчас я вам её расскажу. Но я должна вас предупредить, что в этой сказке живут слова, значения которых, вы может быть не знаете.

Слайд 9

- Первое слово - «прорубь» (раньше за водой ходили на реку и зимой, когда река замерзала, во льду прорубали отверстие, чтобы набрать воды. Это отверстие называли прорубь)

Слайд10

- Второе слово - «коромысло» (это изогнутая деревянная палка с крючками на концах на которые вешали ведра. Использовали коромысло для того, чтобы было легче нести тяжелые ведра с водой).

Слайд 11

- Третье слово «Воз» - это повозка, сани, которые везет лошадка.

Слайд 12

- четвертое слово «Плетусь» – То-есть медленно иду, еле-еле.

Битый - тот, которого побили

Калачиком - лежать, прижав конечности к телу, свернувшись. улучила - нашла подходящее время

Слайд 13 -30

Воспитатель: А теперь слушайте внимательно сказку. Садись Кузя  вместе с нами и послушай эту сказку. Напомните мне, как она называется («Лисичка-сестричка и серый волк».)

(Выразительное рассказывание сказки с опорой на иллюстрации, которые уже выводятся на экран)

Воспитатель читает сказку. 

Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец!

-Ну, что ребята, понравилась Вам сказка?

Кузя: А сейчас я хочу узнать внимательно ли  ребята слушали сказку,  я вам буду задавать вопросы , а вы мне отвечайте, только отвечать надо полным ответом.

- Кто запомнил, как называется эта сказка? ( Лисичка-сестричка и серый волк)

- Кто главные герои сказки? (Лиса и волк)

- А в какое время года происходит действие сказки? Как вы это поняли? По каким словам? (Холодно и морозно)

- В какое время года бывают морозы? (зимой)

- Как перехитрила лиса старика, чтобы полакомится рыбкой?           ( притворилась, что мертвая; свернулась калачиком; легла на снег)

- Кто увидел лису, когда ела рыбу? ( Лису увидел волк)

- Поделилась ли лиса рыбой с волком? ( Не поделилась)

- Что она ему посоветовала? (Чтобы волк сам поймал рыбу)

- Послушался ли волк лису? (Волк послушал лису)

- Какую песню запел волк? (Ловись, ловись рыбка большая и маленькая)

- Что приговаривала лиса? (Мерзни, мерзни волчий хвост!)

- Что случилось утром с волком? (Хвост застрял в проруби, Хвост у волка замерз в проруби)

- Куда тем временем попала лиса? (залезла в избушку, еще что-нибудь съесть)

- Как лиса опять перехитрила волка? (испачкалась в тесте, а сказала, что ей голову разбили)

- А какой волк показан в этой сказке? (голодный, добрый, доверчивый, серый, злой)

- Как вы думаете, какая лиса по характеру? (хитрая, жадная, плутовка, обманщица.). А давайте с вами изобразим лисичку и поиграем в игру «Хитрая лисичка»

Физкультминутка «Хитрая лисичка»        

Хитрая лисичка вышла погулять (дети ходят по кругу, выполняют упражнения «Лисичка»).

Захотелось ей кого-нибудь поймать (хлопают в ладоши, затем сцепляют пальцы в замок).

Или птичку, или рыбку (упражнение «птичка», «рыбка»).

Или зайку, или мышку (прыгают как зайки).

Но птички улетают (упражнение «птички»).

Рыбку уплывают (упражнение «рыбки»).

Зайки убегают (бегут на месте)

Мышки прячутся в нору (хлопают в ладоши за спиной).

- Давайте вспомним, чем закончилась сказка, что приговаривала лиса, когда ехала на волке? (Битый небитого везет)

- Что спрашивал волк у лисы? (Что ты мне лисонька говоришь?)
- А она, что ему ответила? (Битый битого везет)
- Давайте сейчас разыграем этот отрывок
(Распределяет роли один ребенок с помощью волшебного мешочка (достает фигурки персонажей сказки и отдает детям ). Получив роли, дети надевают шапочки-маски и показывают выбранный эпизод)
Воспитатель:
Едет лиса на волке (один держится за другого) и приговаривает.
Лиса: Битый небитого везёт.
Волк: Что ты мне лисонька говоришь?
Лиса: Битый битого везёт!
Волк: Да правильно.
Воспитатель: Довёз волк лису до норы, соскочила она, спряталась, а сама над волком …Что?
Дети: Смеётся - посмеивается.
- Ребята, вам понравилось, как сыграли наши артисты? Почему?

- Лиса - (имя) вначале была грустной? Потом была довольной? Значит справилась с ролью лисы?

-Волк - (имя) был сначала сердитый? Голос у него был грубый? Потом он пожалел лису? Разговаривал с ней по-доброму? Справился с ролью? Молодцы. Давайте поаплодируем нашим артистам. Отрывок разыгрывается еще раз с участием других исполнителей.

3. Заключительный этап. Рефлексия.

Кузя:

Вам понравилось занятие? (Ответы детей)

- С какой сказкой сегодня вы познакомились? («Лисичка-сестричка и волк»).

- Как вы думаете, чему она учит нас? (Нельзя ни кого обижать, а тем более друзей)

Правильно! На примере сказки мы убедились, что нельзя обижать друзей. Сказки для того и написаны, чтобы мы их читали и учились отличать хорошие поступки от плохих. Вы молодцы сегодня!
Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок! Ну а мне пора, но я скоро к вам приду с новой сказкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ознакомлению с художественной литературой в старшей логопедической группе. Рассказывание сказки «Лисичка-сестричка и Серый волк»

С помощью русской народной сказки можно не только развивать речь ребенка, но и обогатить его эмоциями....

Рассказывание русской народной сказки "Лисичка - сестричка и серый волк"

Рассказывание русской народной  сказки " Лисичка -сестричка и серый волк" .Как лисичка обманула волка  и деда. Лиса притворилась мертвой  и выбросила всю рыбу. Волк поплатился сво...

конспект театрализованного занятия по сказке "лисичка -сестричка и серый волк" (старшая группа)

сюрпризный момент1часть: детям нужно восстановить картинки по содержанию2часть:описать характер героев3часть инсценирование отрывка сказкиитог: игра смячом...

Конспект ОД «Речевое развитие» В средней группе «Рассказывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» в обработке М. Булатова.

Задачи образовательных областей: 1.Обучающие:- Познакомить детей с новой русской народной сказкой в обработке М. Булатова «Лисичка-сестричка и серый волк».- Учить детей, понятно для слушат...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»»

Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»Обучающие задачи:Познакомить с чувашской народной сказкой «...

Конспект НОД по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата Тема: чтение р. н. с. «Лисичка-сестричка и волк»Цель: ознакомление детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый в

Цель: ознакомление детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и  серый волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения. Обучающая ...