«Развитие коммуникативных способностей у дошкольников с ОВЗ посредствам дидактических игр»
материал по развитию речи

Рожкова Ольга Викторовна

       Успешная подготовка дошкольников с ОВЗ к дальнейшей интеграции в социуме требует поиска новых путей воспитания, обучения, реабилитации и дальнейшей адаптации в обществе. Все мы рождаемся разными, особенно тяжело приходится детям с ОВЗ, порой их ограничения результат наложенный природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие коммуникативных способностей у дошкольников с ОВЗ посредствам дидактических игр»

Успешная подготовка дошкольников с ОВЗ к дальнейшей интеграции в социуме требует поиска новых путей воспитания, обучения, реабилитации и дальнейшей адаптации в обществе, нахождения своего места в нем.

Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не должно приводить к тому, что быть не таким как все определяет у таких детей меньшие шансы. Наличие той или иной особенности не должно восприниматься как что-то неправильное, с точки зрения нормального развития в обществе. У детей с ОВЗ зачастую присутствуют нарушения всех психических процессов: памяти, внимания, речи, мышления, общей и мелкой моторики и как следствие эмоциональной сферы.

В современном обществе к человеку предъявляют определенные требования и нормы сосуществования в нем. Поэтому при работе с детьми с ОВЗ встаёт вопрос о том, насколько уже сформированы коммуникативные навыки и умения. В общей педагогике термин «коммуникативные умения», под собой подразумевает более обширный спектр навыков и умений, которые обеспечивают полноценное вовлечение ребенка в процесс общения. Овладение процессом общения как, и во многих других умениях, у особого ребенка идет намного дольше, чем у ребенка в норме. А зачастую без специальной коррекции не наступает вообще: дети замыкаются и не желают ни с кем общаться, не интересуются окружающими. Сформированный уровень развития коммуникативных способностей накладывает отпечаток их дальнейшую роль в социуме.

Чтобы помочь детям с особыми образовательными потребностями необходимо развивать любознательность, познавательную активность, формировать верное отношение к предметам окружающего мира и его объектам, осваивать различные способы деятельности: двигательные умения, художественные, трудовые, развить самостоятельность и пробуждать интерес к творчеству и само творчеству. Все выше сказанное позволит сформировать необходимые коммуникативные навыки.

Коммуникативные навыки – это навыки общения друг с другом по средствам использования речи и без неё. Т.е. посредствам жестов, используя язык тела и мимики.

Обучение детей с ОВЗ лучше всего проводить в повседневной жизни, там, где им более всего комфортно, в игре. Для любого ребенка игра является основным видом деятельности. Именно она наиболее эффективно и доступно будет способствовать формированию коммуникативных навыков, что положительно скажется на психологическом развитии и эмоциональном состоянии. Только через игру следует развивать все основные психические процессы, способности ребенка, его волевые и нравственные качества личности, формировать элементы социальной активности.

Во время игры дети взаимодействуют с окружающим миром и тем самым развиваются, формируется и их речь: объем словаря увеличивается, грамматический строй речи развивается. Кроме этого, формируется умение думать и слушать, выражать свои чувства и потребности с помощью невербальных и вербальных средств общения, жестов, движений, мимики.

Игры собраны в комплекс, что помогает решить коррекционно-развивающие задачи по формированию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ, формировать определенные умения и знания доброжелательного поведения, воспитывать хорошие манеры, сформировать умение различать эмоции других людей и владеть своими собственными, учить сопереживать и огорчаться из-за чужих неудач и радоваться чужим успехам. Они приобретают определенный опыт, а вместе с ним необходимые навыки и умения так необходимые для полноценного сосуществования в обществе, адекватного поведения, проводить саморегуляцию.

У каждого ребенка развитие происходит в своем режиме, поэтому задача любого педагога – относится бережно к этому процессу, формировать условия для индивидуального личностного роста. Развивать игровой опыт ребенка, помогать знакомиться с новыми возможностями игрового отражения мира, формировать интерес к творческим проявлениям, к общению со сверстниками в игре, воспитывать добрые отношения друг к другу, доверие к окружающим. Положительное эмоциональное общение будет формироваться на основе совместных манипуляций, которые будут подкреплены улыбкой, ласковым словом, проявлением заботы.

Заботливое, внимательное отношение и применение дидактических игр, даст положительный результат и составит основу правильного воспитания для полноценного развития. Повышение социальной активности детей, идет через развитие коммуникативных навыков в системе. Дети становятся более любознательными, инициативными, доброжелательными и внимательными по отношению друг к другу. Таким образом у них формируется уверенность в своих силах.

Позволяют значительно расширить кругозор ребенка дидактические игры, что способствует развитию памяти, восприятия, воображения и мышления. А еще происходит обогащение и активация словарного запаса, и воспитание звуковой культуры речи, что необходимо для развития ребенка.

Вот некоторые игры, которые я предлагаю для развития коммуникативных навыков. Они направлены на развитие умения конструктивно общаться, умения получать положительные эмоции от общения, умение слышать и что особо важно, слушать другого человека, формировать способность работать в коллективе.

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Цель: воспитать уверенность в своих силах и в себе.

Описание игры. Ребёнок заканчивает любую из предложенных фраз взрослым: “Я хочу…”, “Я умею…”, “Я добьюсь…”, “Я смогу…”. Неговорящие дети могут показывать.

Дидактическая игра «Воспитанные слова».

Цель: развивать уважение при общении.

Описание игры. Дети стоят в кругу + мяч. По очереди называя вежливые слова дети бросают друг другу мяч. Условие, называть только слова благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи) и т.д.

Подвижная игра «Возьми игрушку».

Цель: развивать навык общения, умение попросить.

Описание игры. Дети стоят в кругу, в центре лежат игрушки. Взрослый предлагает «Возьми пожалуйста… (куклы, машинку, кубики и т.д.)». Если ребенок не нашел сказанной игрушки – становится и водит.

Игра-драматизация «Один подарок на всех».

Цель: развивать умение дружить.

Описание игры. Даётся задание на развитие фантазии: “Если бы ты имел волшебную палочку или был волшебником и мог сотворить чудо, то что бы ты сейчас подарил всем нам вместе?”.

Игра-имитация «Мартышка»

Цель: развивать способность к подражанию мимике и жестам.

Описание игры. Одному из детей предлагают на время стать мартышкой, в это время остальные дети должны повторять все его движения: мартышка машет руками - все машут, мартышка приседают – все приседают, мартышка шагает – все шагают и т.д.

Таким образом, навыки полученные в результате развития коммуникативных способностей дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как метод развития коммуникативных способностей у дошкольников

Игровое общение очень важно для ребенка!Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельност...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться,  сотрудничать и взаимодействовать с  людьми в разнообразных жизненных ситуациях.Умение выстраивать и поддерж...

Консультация для воспитателей "Технология развития коммуникативных способностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Консультация для воспитателей "Технология развития коммуникативных способностей у дошкольников  посредством театрализованной деятельности"...

Представление своего опыта для педагогов, тема" «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников посредствам ознакомления с художественной литературой»

Современное общество, переживая быстрые и существенные изменения социально-экономических условий жизни, остро чувствует потребность в формировании культуры современного человека. Широкое понятие культ...