Методическая разработка Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте Для подготовительной группы (6-7лет) «Как дети прогнали космических пиратов»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Анисимова Оксана Борисовна

Аннотация к занятию:

К.Д. Ушинский говорил, что сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова. Поэтому он рекомендовал начинать обучать грамоте детей с анализа звучащего слова. Упражнения детей в нахождении заданных звуков в словах, подбор слов с заданным звуком, разложение слов на слоги и слогов на звуки, перестановка звуков в словах не только развивают внимание, память и ум ребенка, но и готовят его к пониманию того, что предстоит читать, пробуждает интерес к обучению грамоте.

Разнообразные задания и упражнения, которые имеют многофункциональный характер, вызывают интерес у детей, облегчают усвоение материала по обучению грамоте. Занятие включает задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

. 629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ,г. Надым, ул. Набережная им. Оруджева С.А., дом 35 тел/факс 8 (3499) 52-35-42, 52-35-47

E-mail: alenkiy5tsvetochek@mail.ru ОКПО 321317749 ОГРН 1158903000233,

ИНН/КПП 8903034333/890301001

Методическая разработка

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте

Для подготовительной группы (6-7лет)

«Как дети прогнали космических пиратов»

                                           

                                                                Подготовила воспитатель:      

Анисимова О.Б

Надым

2024 г

Аннотация к занятию:

К.Д. Ушинский говорил, что сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова. Поэтому он рекомендовал начинать обучать грамоте детей с анализа звучащего слова. Упражнения детей в нахождении заданных звуков в словах, подбор слов с заданным звуком, разложение слов на слоги и слогов на звуки, перестановка звуков в словах не только развивают внимание, память и ум ребенка, но и готовят его к пониманию того, что предстоит читать, пробуждает интерес к обучению грамоте.

Разнообразные задания  и упражнения, которые имеют многофункциональный характер, вызывают интерес у детей, облегчают усвоение материала по обучению грамоте. Занятие включает задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.

Возрастная категория: 5-6 лет.

Образовательная область: «Развитие речи».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: создание условий для обучения детей основам грамоты в процессе  изучения лексической тесы «Космос».

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить умение осуществлять звуковой анализ и синтез слов;
  • отработать умение образовывать имена прилагательные от имён существительных;
  • закрепить умение делить слова на слоги;
  • учить составлять слова из букв по образцу;
  • закрепить прямой и порядковый счет;

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, воображение, память;
  • развивать слуховое внимание;
  • способствовать развитию связной речи;
  • развивать артикуляционный аппарат;

Воспитательные:

  • воспитывать взаимовыручку, отзывчивость;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование: колокольчик, презентация, модули для конструирования, карточки с картинками и домики, крупные карточки с буквами «У – Х – О – Д – И – Т – Е», угощение.

Используемые технологии: ИКТ, игровые, здоровьесберегающие.

Ход:

Воспитатель звенит в колокольчик, собирая детей.

Воспитатель:

Колокольчик, позвени,

и ребяток позови,

Ребята бегут

в круг встают,

руку другу подают.

Здравствуй, друг,

здравствуй, подруга

Рады видеть мы друг друга!

(после ритуала приветствия дети занимают места на стульчиках, на экран выводится изображение инопланетянина и сообщение, воспитатель зачитывает его)

слайд 2

Привет, жители планеты Земля!

Мы, жители планеты Грамотейка, просим вас о помощи! Космические пираты напали на нас сегодня ночью и навели жуткий беспорядок. Одним нам не справиться. Помогите нам!

Воспитатель: Ребята, какое несчастье случилось с бедными жителями планеты Грамотейки. Я думаю, что вы сможете им помочь. Вы готовы отправится в спасательную операцию прямо в космос?

Отлично! Какой космический транспорт нам понадобиться? (ракета)

Правильно, это ракета, вот и она.

(на ковре стоят стульчики в форме ракеты)

Ребята, давайте подготовимся к полету, чтобы выполнить задания быстро и правильно потренируем наши язычки:

(проговаривают хором чистоговорки)

Им – им – им, в космос полетим.

Та – та – та – ждет нас быстрая ракета.

Ды –ды – ды, долетим мы до звезды.

Ой – ой – ой, вернёмся счастливые домой.

Воспитатель: 

Отлично, я вижу, что вы готовы к полету, пора занимать места в ракете. Но для этого вам нужно образовать от слова, отвечающего на вопрос «что?» слово, отвечающее на вопрос «какой?».

(воспитатель называет существительное, ребенок образовывает от него прилагательное и садится на стульчик; например – звезда – звездный).

Воспитатель: А теперь готовимся к старту и начинаем обратный отсчет – 10-9-8-7….

(дети считают в обратном порядке)

слайд 3

Воспитатель: Ребята, кажется, я вижу планету Грамотейка.  А вот и пираты!

слайд 4

А это их первое задание:

1 задание – определить количество слогов в словах.

Воспитатель: Ребята, пираты выпустили всех животных планеты Грамотейки, и они не могут найти свои домики. А жили они так:

С одним слогом в названии - в синем домике (варианты: слон, кот, волк, бык, ёж, тигр).

С двумя слогами – в желтом (кошка, лиса, медведь, заяц, коза, кролик)

С тремя слогами – в синем (курица, носорог, корова, лошадь).

(дети распределяют картинки по домикам)

слайд 5

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы справились с заданием! Ой, посмотрите, на нашем пути черная дыра! Чтобы нас в нее не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова.

2 задание: сделать звуковой анализ слова

- Сколько слогов в слове дыра? (2)

- На какой слог падает ударение? (на второй)

- Дайте характеристику звукам этого слова.

([д] согласный, твёрдый звонкий;

 [ы] гласный, безударный;

 [р] согласный, твёрдый, звонкий;

 [а] гласный, ударный.

А теперь найдите правильную схему этого слова.

слайд 6

(на экране дети выбирают нужную схему)

Воспитатель: Уф, черная дыра позади! Ребята, посмотрите, какое небо звездное!

слайд 7

(проводится физминутка)

Над Землёю ночью поздней,

(дети поднимают руки вверх, в стороны, вниз) 
Только руку протяни,

(дети тянут руки вверх) 
Ты ухватишься за звёзды:

(дети сжимают руки в кулачки) 
Рядом кажутся они.

(дети выставляют руки перед глазами) 
Можно взять перо Павлина,

(дети ставят ноги вместе, руки поднимают вверх, покачиваются) 
Тронуть стрелки на Часах,

(дети наклоняются вниз, машут руками из стороны в сторону) 
Покататься на Дельфине,

(приседают, руки вытягивают вперед) 
Покачаться на Весах.

(дети ставят ноги на ширину плеч, руки разводят в стороны, покачиваются) 
Над Землёю ночью поздней,

(дети опускают руки вниз, поднимают голову вверх) 
Если бросить в небо взгляд,

(потягиваются вверх, руки тянут. вверх) 
Ты увидишь, словно гроздья, 
Там созвездия висят.

(имитация – руками собирают созвездия) 

(на экран выводится звезда)

Воспитатель: Какая красивая звездочка! Давайте нарисуем звезду глазками, следуя стрелочкам.

(проводится зрительная гимнастика)

3 задание – подобрать родственные слова.

слайд 8

Воспитатель: Пираты и здесь натворили дел: звезда жила в домике со своими родственниками – давайте вернем их! Вы ведь знаете, что такое родственные слова?

(дети выбирают из предложенных картинок однокоренные слова к слову «звезда»: созвездие, звездочёт, звездолёт)

Воспитатель: Молодцы, и здесь мы навели порядок! Летим дальше! На планете Грамотейка все звуки живут в своих домиках, но пираты разрушили домик, где жили слова на букву З, и все они разлетелись по галактике. Давайте построим домик и вернем в него все слова обратно.

4 задание – построить домик из крупных модулей (по замыслу)

5 задание определить звуки на слух.

(воспитатель произносит слова, услышав звук [з], дети хлопают: звездочёт, телескоп, звезда, солнце, астроном, созвездие, космонавт, земля, полёт, космос, звёздочка, звездопад, луна, планета)

6 задание: составление слова из букв.

Воспитатель: Ну что ж, кажется, мы навели порядок на планете! Чтобы прогнать пиратов, нужно выложить слово – оно на экране. Это слово «уходите».

слайд 9

(дети составляют слово по образцу на полу)

Воспитатель: Теперь пираты ушли, а на планете снова царит порядок. Ребята, наша космическая миссия завершена, пора возвращаться на Землю, занимайте свои места на ракете. Начинаем отсчет – 1-2-3-…

слайд 10

(дети считают в прямом порядке)

слайд 11

Воспитатель: Вот мы и вернулись в родной детский сад. Какое доброе дело мы с вами сделали?

Что показалось вам наиболее сложным? А легким?

Как вы справились с заданиями? Покажите 5 те, кто выполнил все задания (дети оценивают себя)

Молодцы, ребята! А те, кто справился не со всеми заданиями, не расстраивайтесь, в следующий раз все получится!

(на экран выводится изображение инопланетян и сообщение)

слайд 12

Спасибо за помощь!

Мы отправили вам летающую тарелку с подарками, ждите, скоро будет!

(в этот момент раздается стук в дверь, у входа стоит коробка, оформленная в виде летающей тарелки, в ней лежат угощения; занятие окончено)

Список используемой литературы:

  1. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 5-6 лет. -  Москва: Просвещение, 2006.
  2. Кулешова Л.А. Занятия по обучению грамоте в ДОУ. -  Воронеж: ТЦ Учитель, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в доступной, игровой  занимательной форме поможет педаго...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

Методическая разработка образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе.

Цель: развивать познавательно-речевую деятельность детей, закрепить  гласные звуки, познакомить детей с буквой «Т», «т». Научить находить букву и звук в слогах, словах.Задачи:Воспитательные:...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР " В стране грамоты"

Конспект предназначен для учителей - логопедов и моспитателей ДОУ. Предложенный материал поможет разнообразить занятия по обучению грамоте, совершенствовать навыки анализа и синтеза,формировать у дете...

Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема:«Звук и буква А».

- Учить выделять гласный звук [А] и обозначать его буквой.- Формирование фонематического слуха и восприятия, звукослогового анализа и синтеза слогов.- Закрепление понятия...