картотека грамматический строй речи в средней группе
картотека по развитию речи (средняя группа)

Гусейнова Надежда Александровна

картотека развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramoticheskiy_stroy_rechi.docx626.56 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Один и много

Цель: образование множественного числа существительного (трудные формы)

Методические указания: В этой игре ребёнок должен обязательно сопровождать речь жестом.

Показывай и называй

hello_html_6169f9eb.jpg


Это рот, 

а это ... (рты).

hello_html_m27e28842.jpg

Это ухо,hello_html_5faf7e61.jpgа это ... (уши).

hello_html_4e5bcc63.jpg


Это лев, 

а это ... (львы).

hello_html_113e0d30.jpg



Это пень,

а это ... (пни).

hello_html_31d4c581.jpg


Это ком, а это ... (комья)

hello_html_m7002d384.jpg Это брат,

hello_html_7ca7f22b.jpg

а это ... (братья).

hello_html_1e0feb92.jpg


Это сестра,

а это ... (сестры).

hello_html_m2df25719.jpg


hello_html_66529975.jpg

Это человек, а это ... (люди).


hello_html_m2e42e609.jpg

Это ребёнок,

 а это ... (дети).

Это пальто,

hello_html_72e59717.jpg

hello_html_m24e03c0b.jpg а это ... (пальто).

Почитаем вместе

Цель: употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Образец:

И. п., ед. ч. 

И. п., мн. ч.

Р. п., мн. ч.

кто? что?

кто? что?

кого? чего?

заяц, полотенце

зайцы, полотенца

зайцев, полотенец

Я сейчас буду читать то, что здесь написано, а ты помоги мне, пожалуйста. Когда я покажу тебе картинку — назови то, что ты на ней увидишь.

hello_html_m7368da15.jpg


На птичьем дворе много (уток), (гусей) и (кур).

hello_html_3ccc5970.jpg

На веревке много (полотенец), (простыней).

hello_html_d5f6afe.jpg


На рынке много (капусты), (яблок), (моркови), (огурцов). 

hello_html_m5c5632e5.jpghello_html_45a453ea.jpghello_html_m5c5632e5.jpghello_html_45a453ea.jpg

hello_html_m5c5632e5.jpghello_html_45a453ea.jpghello_html_m5c5632e5.jpghello_html_45a453ea.jpghello_html_45a453ea.jpghello_html_m5c5632e5.jpg

На столе много (чашек) и (блюдец)

hello_html_m5582f3ec.jpg

Бабушка связала много (шарфов) и (носков).

hello_html_m763fe8a8.jpghello_html_ma032ddc.jpg

Мы почистили много (сапог) и (ботинок).

У кого – кто

Цель: употребление существительных — названий детёнышей животных в единственном и множественном числе.

Методические указания. Игра проводится в два этапа. На первом этапе ребёнок знакомится с животными, у которых названия детёнышей не вызывают затруднений. На втором этапе задача усложняется — «родители» и «дети» называются по-разному.

Задание можно выполнить дважды. Первый раз ребёнок называет детёнышей только в единственном числе (первый столбик), второй — в единственном и множественном числе.

Посмотри на картинки и скажи.

hello_html_m272355cd.jpghello_html_bfb1768.jpghello_html_m3bf12041.jpg

У гуся - гусёнок. А это - гусята.

hello_html_685bb4a6.jpghello_html_m14b1c92.jpg

А это? (Козлята)hello_html_m34b93fd3.jpghello_html_m34b93fd3.jpg

hello_html_m34b93fd3.jpghello_html_m34b93fd3.jpg

hello_html_m34b93fd3.jpghello_html_m34b93fd3.jpg

У вороны — ... (воронёнок). А это? (Воронята.)

А теперь задание посложнее. Вспомни, как зовут детёнышей этих животных.

hello_html_3424ae21.jpghello_html_129131d0.jpg

У собаки — ... (щенок). А это? (Щенята.)

hello_html_m31880736.jpghello_html_m7c734e2c.jpg

У коровы — ... (телёнок). А это? (Телята.)

hello_html_m21ec594a.jpghello_html_2b6259b1.jpghello_html_m56fca177.jpg

У свиньи — ... (поросёнок). А это? (Поросята.)

hello_html_58b89950.jpghello_html_m6dd7c9da.jpg

У курицы — ... (цыплёнок). А это? (Цыплята.)

Что в магазине?

Цель: согласование прилагательного с существительным во множественном числе.

Методические указания. Начинает игру взрослый. Он даёт ребёнку образец ответа.

Ответь на вопрос.

У меня красное яблоко, а в магазине? В магазине красные яблоки.

У меня зелёный огурец, а в магазине? (В магазине зелёные огурцы.)

У меня тёплая куртка, а в магазине? (В магазине тёплые куртки.)

У меня новый самокат, а в магазине? (В магазине новые самокаты.)

У меня воздушный шар, а в магазине? (В магазине воздушные шары.)

У меня вкусный пряник, а в магазине? (В магазине вкусные пряники.)

У меня меховая шапка, а в магазине? (В магазине меховые шапки.)

У меня интересная книга, а в магазине? (В магазине интересные книги.)

Большой и маленький

Цель: согласование прилагательных с существительными, образование уменьшительно-ласкательных форм прилагательных.

Я буду говорить о большом предмете, а ты — о маленьком.hello_html_229f5d8e.jpg

Цветок красный, а цветочек красненький.

hello_html_38062468.jpg

Яблоко сладкое, а ... (яблочко сладенькое).

hello_html_m56d10093.jpg

Чашка синяя, а ... (чашечка синенькая).

hello_html_4d0b7d33.jpg

Цыплёнок пушистый, а ... (цыплёночек пушистенький).hello_html_m18ab8ad6.jpg

Ведро синее, а ... (ведерко синенькое).

Дом низкий, а ... (домик низенький). hello_html_m1ad7345d.jpg

hello_html_m1d49454b.jpg

Морковь вкусная, а ... (морковочка вкусненькая).


Слова иностранцы 

Цель: употребление несклоняемых существительных.

В русском языке есть слова, которые пришли из других стран, из других языков. Это слова-иностранцы, они особенные. Некоторые слова-иностранцы всегда звучат одинаково и никогда не меняются.

Послушай фразы с этими словами:

У меня одно пальто, а на вешалке висит много пальто.

Паша учится играть на гитаре и пианино.

На столе стоят два стакана чая и три чашки кофе.

Однажды слова-иностранцы собрались вместе и сочинили целый рассказ.

День рождения

Сегодня у Вовы день рожденья. К нему пришли Таня и Ваня. Они принесли подарки. Эти подарки они сделали сами. Таня подарила Вове панно. Она смастерила его из сухих листьев и мха. Ваня сделал маску тигра из папье-маше и нарисовал кенгуру.

Вова угощал своих друзей яблочным пюре и лимонным желе. Мама приготовила вкусный кофе со сливками и сладкое какао. Дети ели пирог с киви, а потом эскимо.

Ребятам было весело. Сначала они смотрели интересное кино. Потом Таня играла на пианино, а Вова и Ваня пели песни.

Вечером Таня и Ваня отправились домой. Они надели свои пальто и вышли на улицу. Дети перешли шоссе, спустились в метро и быстро доехали домой.


Вопросы к рассказу

hello_html_m37b197da.jpghello_html_m727d0dbd.jpghello_html_53034eb0.jpg

Что подарила Вове Таня? Что подарил Вове Ваня?

(Панно.) (Маску из папье-маше,

рисунок кенгуру.)

hello_html_m15d325f8.jpghello_html_m2ab0abf5.jpghello_html_m92bf066.jpg

Чем Вова угощал своих гостей? Что дети пили?

(Яблочным пюре, лимонным желе, (Кофе, какао.)

эскимо.)

hello_html_m36cd3f4b.jpghello_html_7326d7f.jpg

С какими фруктами был пирог? Что дети смотрели по телевизору?

(Пирог с киви.) (Кино.)

hello_html_m29529109.jpghello_html_6fcadf4f.jpg

На чем играла Таня? (На пианино.) Что, уходя, надели дети? (Пальто.)

hello_html_m2643c86d.jpg

Какую улицу перешли Таня и Ваня? (Шоссе.)

hello_html_m1b3cb743.jpg

На чём дети поехали домой? (На метро).«У меня и у куклы».

Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Ход игры: воспитатель помещает на наборное полотно пару предметных картинок с изображениями девочки и куклы.

Воспитатель. Кого вы видите на картинках?

Дети. Девочку и куклу.

Воспитатель. Сравните их по размеру.

Дети. Девочка большая, а кукла маленькая.

Воспитатель. Обратите внимание на обувь девочки и куклы.

1-й ребенок. У девочки обувь большая.

2-й ребенок. У куклы обувь маленькая.

Воспитатель. Послушайте, как я назову обувь куклы, чтобы было понятно, что она маленькая: у девочки сапоги, а у куклы сапожки. А теперь я буду выставлять пары картинок, а вы будете называть обувь девочки и куклы. Называйте обувь куклы так, чтобы было понятно, что она маленькая.

Воспитатель выставляет предметные картинки с изображениями одинаковой обуви (но разной величины) снизу под картинками с девочкой и куклой.

1-й ребенок. У девочки туфли. У куклы туфельки.

2-й ребенок. У девочки тапки. У куклы тапочки.

3-й ребенок. У девочки кроссовки. У куклы кроссовочки.

4-й ребенок. У девочки ботинки. У куклы ботиночки.

Воспитатель. Молодцы!

«Чего не стало?».

Цель: развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи (образование формы родительного падежа существительных).

Ход игры: воспитатель ставит на стол корзину с овощами.

Воспитатель. Посмотрите-ка, что я принесла на занятие. Что это?

Дети. Овощи.

Воспитатель. Давайте рассмотрим их.

Педагог позволяет детям рассмотреть и потрогать овощи. Дети рассматривают и называют их. Воспитатель обращает внимание детей на то, что овощи имеют разную форму, что они разные на ощупь.

Воспитатель. А теперь я оставлю на столе только 4 овоща. Назовите их и запомните.

1-й ребенок. Помидор.

2-й ребенок. Огурец.

3-й ребенок. Лук.

4-й ребенок. Редиска.

Воспитатель. Вы правильно назвали овощи. А теперь крепко закройте глаза. Проверим, как вы запомнили, что лежит на столе.

Дети закрывают глаза. Воспитатель убирает со стола помидор.

Воспитатель. Открывайте глаза и скажите, чего не стало.

Дети. Не стало помидора.

Воспитатель. Верно. Молодцы!

Упражнение повторяется 3-4 раза, каждый раз с новым набором овощей.

«Расскажи о животном»

Цель: расширение и уточнение словаря. Развитие диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде).

Ход игры:

Воспитатель. Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Кто на них изображен?

Дети. Домашние животные.

Воспитатель. Кто сможет сказать о своем животном, какое оно? Посмотри на корову, Ариша. Обрати внимание на размер животного, цвет, рога. Подумай, какая корова, если у нее есть рога.

1-й ребёнок. Корова большая, рогатая, коричневая.

Воспитатель. Отлично. А Ваня расскажет о козе. Какого она размера, цвета? Какая она, если у нее есть борода?

2-й ребенок. Коза небольшая, белая, бородатая.

Воспитатель. Очень хорошо. О кошке расскажет Вадик. Не забудь сказать, какого она размера и цвета. Какая кошка, если у нее есть усы?

3-й ребенок. Кошка маленькая, рыжая, усатая.

Воспитатель. Верно. И о собаке расскажет Рома. Какая собака, если ее шкура покрыта пятнами, если у нее длинные уши? Какая она по размеру?

4-й ребенок. Собака небольшая, пятнистая, ушастая.

Все молодцы!

«Сосчитай»

Цель: совершенствование элементарных математических представлений (навыки счета в пределах пяти). Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными).

Ход игры: на столе разложены предметные картинки.

Воспитатель. Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Сосчитайте детенышей на них. Скажите, сколько у вас детенышей?

1-й ребенок. У меня пять лисят.

2-й ребенок. У меня три зайчонка.

3-й ребенок. У меня четыре медвежонка.

4-й ребенок. У меня пять ежат.

Воспитатель. Правильно. Молодцы!

«Кто какую пользу приносит?»

Цель: расширение и уточнение представлений о домашних животных. Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, памяти. Совершенствование синтаксического строя речи, умения строить простые предложения из 3-4 слов.

Ход игры: воспитатель приглашает детей к магнитной доске, на которой закреплены плоскостные изображения.

Воспитатель. Посмотрите внимательно на доску. Кого и что вы там видите?

Дети. Корову, собаку, кошку, козу, дом, мышку, коробку молока, клубочек шерсти.

Воспитатель. Сейчас вы вспомните, какую пользу приносит человеку каждое из домашних животных, которых вы назвали, соедините линией животное с одним из предметов и расскажете, почему вы так сделали.

Дети по очереди берут фломастер и проводят линии от фигурки животного к одному из предметов.

1-йребёнок. Корова дает молоко.

2-й ребенок. Собака охраняет дом.

3-й ребенок. Кошка ловит мышей.

4-й ребенок. Коза дает шерсть.

Воспитатель. Молодцы! Вы правильно выполнили задание.

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

1. Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем

Цель игры. Учить детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать творческое воображение, сообразительность.

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня мы поиграем в такую игру. Тот из вас, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит: «Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!» Выбирают водящего, он выходит.

Воспитатель изображает, что будто бы он пилит дрова. «Что я делаю?» — спрашивает он у детей. — «Дрова пилите». — «Давайте все будем пилить дрова».

Приглашают водящего. «Где вы были? Что вы делали?»— спрашивает он. Дети отвечают хором: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Дети и воспитатель изображают пилку дров, водящий отгадывает: «Вы пилите дрова». Для продолжения игры выбирают другого водящего.

Когда новый водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать: умываться, танцевать, рисовать, рубить дрова, играть на пианино и др.

Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов. В случае если, отгадывая, ребенок неправильно употребляет форму глагола, говорит, например: «Вы танцеваете, рисоваете», воспитатель добивается, чтобы ребенок усвоил, как нужно сказать правильно. «Дети, что вы делаете? — спрашивает воспитатель. — Правильно сказал Вова?» Дети: «Мы рисуем». «Вова, скажи правильно, что делают дети», — предлагает воспитатель. Вова: «Они рисуют».

2. Мыши

Цель игры. Развивать речевую и двигательную активность детей, вырабатывать реакцию на словесный сигнал.

Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Сейчас мы поиграем в игру «Мыши». Выберем мышек (выбирают 3—4 детей), они будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой». Дети с воспитателем ходят по кругу и произносят такие слова:

Ах, как мыши надоели!

Все погрызли, все поели.

Всюду лезут — вот напасть!

Доберемся мы до вас.

Берегитесь вы, плутовки!

Как поставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их, пропуская мышек.

Когда воспитатель произносит слово «хлоп», дети опускают руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг.

3.Воробушки и автомобиль

Цель игры. Упражнять детей в правильном звукопроизношении, вырабатывать реакцию на словесный сигнал.

Ход игры. Дети сидят на стульях в стороне от площадки, где будут летать воробушки. Воспитатель держит в руках руль и говорит: «Дети, это — руль. Я буду автомобилем. Автомобиль гудит: «У-у-у». Как сигналит автомобиль?»— «У-у-у», — повторяют дети. «Сейчас мы поиграем так, — продолжает воспитатель. — Я — автомобиль, а вы все — воробушки. Послушайте, я прочитаю о воробушках стихотворение:

Воробей с березы

На дорогу — прыг!

Больше нет мороза,

Чик-чирик!

Когда я скажу слово «прыг», вы встаете со стульев и попрыгаете тихонько на носочках по дороге (показывает на то место, где дети будут прыгать). Вместе со мной вы будете говорить: «Прыг, прыг, прыг». Когда я скажу «чик-чирик!», вы полетите, кто куда хочет, будете махать крылышками и чирикать: «Чик-чирик!» А как услышите сигнал автомобиля, летите в свои гнездышки».

После объяснения игры воспитатель вместе с детьми выполняет все движения, но не стремится выполнять движения первым. Пусть дети сами услышат слова «прыг», «чик-чирик» и начнут выполнять соответствующие движения.

Игра повторяется 2—3 раза. Затем, когда дети запомнят четверостишие, они могут играть самостоятельно.

4. Кто в домике живет?

Цель игры. Закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.

Ход игры. Воспитатель делит детей на несколько групп (сначала на 3, потом на 4-5). Дети изображают знакомых им птиц или животных.

Каждая группа строит себе из стульев домик. Воспитатель говорит детям, что они будут находиться в своих домиках и кричать так, как кричит то животное, которое они изображают. Затем с каждой группой воспитатель повторяет те звуки, которые дети должны произносить. После этого он по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: «Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?» Дети отвечают: «Му-му-му», «Ме-е», «Мяу-мяу», «Бе-е, бе-е», «И-го-го», «Га-га-га», «Ко-ко-ко». Воспитатель отгадывает, кто же в домике живет.

Если дети произносят звуки недостаточно хорошо, т. е. недостаточно четко и громко, воспитатель просит их повторить. Если на вопрос: «Кто в этом домике живет?» — дети отвечают: «Мы» или «Кошечки, собачки», — воспитатель говорит: «А как кошечки мяукают?» и т. п.

Игра повторяется несколько раз, количество животных постепенно увеличивается.

Не следует менять роли детей на одном занятии: это их путает, они забывают, кого им надо изображать. Когда малыши усвоят правила игры, стучать в домики и отгадывать, кто там живет, может один из них.

5. Так бывает или нет?

Цель игры. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит/тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть.

Примерные рассказы воспитателя:

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».

«Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем для птиц скворечники!» — предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям».

«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье.

Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?»

«Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы пока катаемся на санках, на лыжах, на коньках», — сказала Света. «А я люблю купаться в реке, — сказала Люда, — мы с мамой будем ездить на речку и загорать».

Примечание. Вначале в рассказ следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают, но их не должно быть больше трех.

6. Коршун

Цель игры. Упражнять детей в диалогической речи, учить быстро реагировать на словесный сигнал.

Ход игры. Воспитатель рассказывает детям о коршунах, о том, что они иногда нападают на наседок с цыплятами и уносят цыплят. «Сегодня мы поиграем з игру, где цыплята должны убегать от коршуна. Вот послушайте, какой разговор был у наседки с коршуном»,— говорит воспитатель.

Коршун, коршун, что ты делаешь? — спрашивает

наседка.

Ямочку копаю, — отвечает коршун.

Что в ней ищешь?

Камешек.

Зачем тебе камешек?

Чтобы носик точить.

Зачем тебе носик точить?

Чтобы твоих детушек клевать.

«Сейчас мы считалочкой выберем коршуна, наседку, а все остальные будут цыплятами, — продолжает воспитатель. — Как только вы услышите слова «детушек клевать», бегите в курятник, вот сюда (показывает на место; обведенное мелом или окруженное стульями). Наседка будет защищать своих цыплят, прогонять коршуна: «Кыш, кыш, злой коршун». Старайтесь не попадаться в лапы коршуну».

Роль наседки в первый раз берет на себя воспитатель. При повторном проведении игры и коршуна, и наседку выбирают из числа играющих.

7. Карусель.

Цель игры. Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.

Ход игры. Воспитатель знакомит детей с правилами игры, предварительно разложив веревку в виде кольца: «Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Давайте, дети, станем возле веревки в круг, возьмем ее в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произносить такие слова:

Еле, еле, еле,еле

Завертелись карусели,

А потом кругом, кругом —

Все бегом, бегом, бегом.

Сначала пойдем медленно, а после слова «бегом» побежим по кругу. После того как я скажу слово «поворот», мы повернемся, возьмем веревку в левую руку и пойдем в другую сторону, произнося такие слова:

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз и два, раз и два —

Вот и кончилась игра.

Карусель начинает кружиться медленно, наконец останавливается. Когда карусель остановится, вы сходите с нее (кладете веревку на пол), бегаете по площадке, а по сигналу (удар в бубен, звонок) снова садитесь на карусель».

При повторении игры воспитатель может уже не становиться в круг, а только наблюдать за игрой и напоминать детям текст.

8. Что сажают в огороде?

Цель игры. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает».

Морковь.

-Да!

Огурцы.

-Да!

Свекла.

Да!

Сливы.

Нет!

Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимателен!» Так же можно провести игры: «Накроем стол для гостей» (воспитатель называет столовую посуду), «Посадим сад», «Мебель», «Одежда» и др.

9. Какое время года

Цель игры. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» — и, открывая карточку, читает текст. Дети отгадывают.

10. Что подарили Наташе?

Цель игры. Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.

Ход игры. Воспитатель рассказывает: «Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке что-то круглое, гладенькое, зеленое, а с одного бока красное, откусишь его — вкусное сочное. Растет на дереве. «Забыла, как это называется», — подумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала?»

Другой вариант. Воспитатель вспоминает: «Однажды в детский сад пришел гость. Одет он был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая бор(ь да, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник в детском саду?»

Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.

11. Добавь слово

Цель игры. Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.

Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Давайте вспомним, где у нас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначают слова «впереди меня» и «позади меня»? (Уточняет и эти понятия.) А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол.) Я буду начинать предложение, называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете добавлять слова: «справа», «слева», «позади», «впереди» — отвечать, где этот предмет находится. Воспитатель начинает:

Стол стоит... (называет имя ребенка).

Позади

Полочка с цветами висит...

Справа.

Дверь от нас...

Слева.

Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.

Какая рука у тебя ближе к окну?

Правая.

Значит, где находится от тебя окно?

- Справа.

Можно эту игру провести и так. Воспитатель произносит слова: «слева», «справа», «впереди», «позади», а дети говорят, какие предметы находятся в названном направлении.

Для проведения этой игры детей не следует сажать в кружок, их лучше посадить с одной стороны стола, так, чтобы предметы по отношению к ним были расположены одинаково. В более старших группах детей можно сажать в кружок. Это усложняет решение игровой задачи, но дети успешно справляются с заданием, так как уже хорошо ориентируются в пространстве.

12. Когда это бывает?

Цель игры. Уточнить и углубить знания детей о временах года.

Ход игры. Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем года. «А сейчас я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Например, я скажу: «Весна» — и положу камешек Вове, Вова быстро вспомнит и скажет, что бывает весной. Например: «Весной тает снег». Потом он передаст камешек рядом сидящему и тот вспомнит еще что-нибудь о весне». Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в средней группе для детей с ОНР "В гостях у бабушки в деревне"

НОД для закрепления представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках, уточнения, расширения и активизации словаря по теме «домашние животные». Совершенствование грамматическо...

конспект занятия по формированию грамматического строя речи в средней группе

развёрнутый конспект занятия поформированию предложно - падежных конструкций у детей среднего дошкольного возраста....

Занятия по развитию речи по теме: « Грамматический строй речи в средней группе, с использованием ИКТ». « Наш любимый К. И. Чуковский».средняя группа.

Познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского.-Учить понимать юмор его произведений.В процессе занятия дети знакомяться с такими произведениями, как "Мойдодыр", 2Муха-цокотуха&qu...

Конспект НОД по развитию грамматического строя речи в средней группе. Тема: «Фрукты»

Развитие грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста....

Конспект по грамматическому строю речи в средней группе на тему «Весна».

Конспект по грамматическому строю речи в средней группе на тему «Весна»....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в средней группе. Тема. Винительный падеж существительных . «Овощи»

Вашему вниманию представлен подробный конспект  занятия  по формированию  лексико-грамматичского строя  речи в средней логопедичексой группе....

Технологическая карта с коррекционной структурой НОД по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в средней группе «Подснежник» на тему «Развитие речи у детей с ТНР среднего дошкольного возраста»

В технологической карте представлен конспект занятия по развитию речи в группе среднего дошкольного возраста на тему "Развитию речи удетей с ТНР"....