Инсталляция-путешествие в мир нетрадиционного искусства
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Cтепанова Лариса Николаевна

Данный текст представляет собой описание опыта работы по формированию у дошкольников духовно-нравственных качеств и сопричастности к культурному наследию и традициям своего народа через использование арт-педагогической технологии - инсталляции. Рассматривается значение сказки как отражение человеческой культуры и педагогический потенциал, особенности ее влияния на развитие личности дошкольников. Также подробно описывается сама технология "инсталляция" и ее использование в работе с детьми, включая родителей, в подготовительной к школе группе. Описывается алгоритм работы с инсталляциями, как для педагогов, так и для детей.

Ключевые слова: инсталляция, сказка, дети, культурное наследие, арт-педагогическая технология, формирование качеств, эстетическое чувство, родной край, пространственное мышление, деятельность, алгоритм работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_installyatsiya.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Инсталляция: путешествие в мир нетрадиционного искусства»

Л. Н. Степанова

МБДОУ «Елань – Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1»,

Борисоглебский филиал ФГБОУ ВО «ВГУ»

e-mail: stepanova.Larisa.2010@yandex.ru

Аннотация: Данный текст представляет собой описание опыта работы по формированию у дошкольников духовно-нравственных качеств и сопричастности к культурному наследию и традициям своего народа через использование арт-педагогической технологии - инсталляции. Рассматривается значение сказки как отражение человеческой культуры и педагогический потенциал, особенности ее влияния на развитие личности дошкольников. Также подробно описывается сама технология "инсталляция" и ее использование в работе с детьми, включая родителей, в подготовительной к школе группе. Описывается алгоритм работы с инсталляциями, как для педагогов, так и для детей.

Ключевые слова: инсталляция, сказка, дети, культурное наследие, арт-педагогическая технология, формирование качеств, эстетическое чувство, родной край, пространственное мышление, деятельность, алгоритм работы.

 Хочу поделиться опытом работы по формированию у дошкольников духовно – нравственных качеств и чувств сопричастности к культурному наследию, традициям своего народа в процессе приобщения к различным видам и жанрам искусства, по средствам пространственной трехмерной композицией, которая организуется по воле художника-ребенка – это Арт-педагогическая технология –Инсталляция, установленная ребёнком из различных предметов по мотивам русской народной сказки.

Сказка является отражением человеческой культуры, она имеет большой педагогический потенциал и является средством влияния на развитие личности, таких как: становление психофизиологических качеств, приобщение к этнической культуре, традициям, формированию умений, навыков, способностей и т.д. Своим национальным и общечеловеческим содержанием сказка приобщает детей к искусству и культуре своего народа.

В познавательном значении, сказка проявляется прежде всего в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, природе страны, труде и быте, обрядов, жизненной и вымышленной обстановки, где дошкольники четко представляют быт крестьянина – труженика, царя- батюшки, Бабы-Яги.

В идейно-воспитательном значении, сказка вдохновляет на стремления к добру, защите слабых, победе над злом.

Сказка развивает эстетическое чувство – чувство прекрасного, как в характере человека, так и в единстве эстетического и морального начал, в соединении реального и вымысла, в выразительности и яркой образности.

В русских сказках присутствует образ родной земли, что наводит детей на мысль о привязанности человека к родному краю, передается с заметным волнением: «Нет ничего краше, чем Родина наша».

Вся эмоциональная сфера ребенка, применяемая технологией «Инсталляция» проходит через сказку, ведь именно здесь, он может грустить и радоваться, как герой сказки и не важно, кто это будет Иван-царевич-отважный и смелый или молчаливая красавица берёза на опушке леса. При этом общение со взрослыми и сверстниками становиться все более раскрепощеннее, речевые обороты увеличивают объём памяти, составление наглядных схем по сказкам, конструирование сюжетов сказки, работа с заместителями, построение логических цепочек развивает наглядно-образное и ассоциативное мышление. Именно такой мощный эффект дает данная практика работы с технологией «Инсталляция», направленная на «встречу» ребенка с художественной культурой, в результате которой он получает уникальный собственный опыт восприятия художественных воспроизведений. Это целая философия!

«Инсталляция», а что знаем про неё? «Инсталляция» – значит Устанавливать. Её не пишут, не рисуют, а именно устанавливают и формируют из отдельных частей предмета. Габариты детской «Инсталляции» могут быть разные от кубика до целой комнаты. Дети понимают, что «Инсталляция» может быть временной, хрупкой и «жить» пока она интересна, т.е. сегодня она есть, а завтра её и след простыл. Инсталляция – это не шедевральность, которая проходит сквозь века, как картины и скульптуры и памятники архитектуры, а существует в реальности, создается из готовых материалов (природные объекты, промышленные, бытовые предметы, бросовый материал и т.д.).

Знакомство детей с Инсталляцией начинается с фото выставок, настольных игр, где дети учатся выделять инсталляции по ассоциациям предметов. Родители, так же являются участниками образовательного и творческого процесса, которые получают информацию по данной технологии через мастер-классы, подготовленные педагогами, просвещаются через QR – коды совместно с детьми.

Пространственное мышление важная часть интеллекта так как, она служит средством познания самых разнообразных предметов и явлений действительности, а также необходимым условием успешного осуществления трудовой деятельности.

Процесс выполнения Инсталляции предполагает опору на знания и умения, полученные в результате определенной деятельности и свой опыт, который имеет ребенок. Именно поэтому, вся деятельность происходит в подготовительной к школе группе. Для этого педагоги создают благоприятные условия, формируют у детей ценностные качества, как самостоятельность, ответственность, критичность, настойчивость в достижении цели, умение работать в команде.

Мною был разработан алгоритм работы с инсталляцией для педагогов:

Шаг 1. Чтение сказки (выбор произведения, выразительное чтение).

Шаг 2. Ролевой разбор (отношение к героям, к ситуации).

Шаг 3. Сборка и установка (выбор места для установки, подбор предметов и материалов для инсталляции)

Шаг 4. Рефлексия (обговорить, что получилось и почему именно так).

 А вот алгоритм работы по созданию инсталляции детьми, разработали совместно с ребятами и пошагово выстроили его на интеллект-карте.

Шаг 1. Предмет (объект или сюжет).

Шаг 2. Материал (бросовый, природный, бытовой).

Шаг 3. Размер (какая будет инсталляция маленькая или большая)

Шаг 4. Дизайн (инсталляция должна быть красивой, что для этого надо).

Шаг 5. Расположение (улица, группа, холл, где я хочу её видеть)

Как же происходит рождение Инсталляции?

Шаг 1. А всё начинается со сказки!

Чтение или просмотр сказок завораживает ребенка, переносит его в мир волшебства и чудес, где и начинается полет творческой фантазии и воображения. Детям предлагается выбрать сказку, какую они хотят услышать или увидеть. И конечно очень многое зависит от подачи данного произведения детям для их восприятия, чем эмоциональнее и интереснее она преподносится, тем лучше она воспринимается.

Шаг 2. Сказка очень подробно обсуждается, какие герои, какой у них характер, какие поступки они совершают, как закручен сюжет и ситуация, где происходят действия – на болоте, в лесу, в тереме т т.д. Рассуждения детей очень разнообразны, у каждого своя ассоциация, свое видение, свое образное мышление, они могут совершенно точно доказать, что Иван-дурак, совсем не был дураком, а был смекалистым, добрым, заботливым, уважал старших. Просто он был младшим братом и не имел жизненного опыта, и поэтому старшие братья его так называли. Данная деятельность позволяет легче понять и передать образы героев в создании Инсталляции.

Шаг 3. Дети выбирают место, где будет находиться их инсталляция: на столе, посередине группы, на окне, на полу, в раздевалке, да где угодно – это выбор ребенка, его решение, почему именно здесь. Инсталляция может создаваться, как индивидуально, так и коллективно или в парах.

 Предлагаю  детям работать над Инсталляцией по двум уровням сложности: 1 уровень, когда материалы для создания инсталляции предоставляет педагог или как вариант, предлагают дети и установка происходит только из этих материалов. 2 уровень, когда дети самостоятельно подбирают материалы, какие посчитают необходимыми для создания и установки Инсталляции.

При таком варианте работы с детьми возникают некие противоречия на уровнях сложности - это плюсы и минусы выбора. Минус в том, что тот уровень сложности, на котором создается Инсталляция из уже предоставленных предметов, ограничивает детей по выбору материала: что дали, то и дали. И здесь главная задача состоит в том, чтобы ребенок замотивировал сам себя на проявление творчества, фантазии для создания Инсталляции по образу героя или по сюжету сказки. Плюс, в том, что предоставленный материал уже имеется и не надо бегать что-то искать, нужно только правильно его отобрать логически рассуждая, насколько он подходит к данному образу героя и сюжету.

Работая в команде, дети понимают, что необходимо следовать неким правилам, например, алгоритму создания Инсталляции, проработать и макет или схему будущей Инсталляции, какая она будет.

Вступая в разные неординарные комбинации, дети понимают, что предмет освобождается от своей практической функции и приобретает функцию символическую, например, будильник – функция звенеть и будить, но может стать Колобком, потому что, он круглый и устойчиво стоит. Кегля, может превратиться в костёр, песочные часы – в Емелю, вата – в облако, карандаши в дрова, а стул – станет печью.

  Каждая готовая Инсталляция – своего рода является авторской работой, которую дважды невозможно повторить и сопровождается иллюстрацией по сказке конкретного сюжета, чтобы дети могли его вспомнить, сравнить образы, возможно со временем дополнить её, ведь Инсталляция живет, пока она интересна. Она живёт в группе, холле, коридоре, в образовательных центрах детского сада, радует ребят, поднимает им настроение и самооценку, что каждая новая Инсталляция, которая появиться в результате их творчества, станет ещё интереснее, ведь она опирается на детский опыт и становится ещё более профессиональнее.

Инсталляция – это не просто арт-объект, а портал в мир безграничного творчества, где обыденные вещи обретают новое значение. В отличие от картин и скульптур, инсталляции не ограничены рамками холста или материала. Это пространственные композиции, созданные из различных предметов, от природных элементов до промышленных деталей. Детская инсталляция – это не просто забава, а увлекательное путешествие, которое развивает пространственное мышление, креативность и интеллектуальные способности. Она знакомит детей с разнообразием форм и материалов, учит их выражать свои идеи и работать в команде. Почему инсталляция так важна для детей?  Она развивает пространственное мышление: дети учатся ориентироваться в пространстве, соотносить предметы между собой и создавать гармоничные композиции.  Стимулирует креативность: инсталляция позволяет детям выйти за рамки привычного, мыслить нестандартно и находить новые решения. Учит работать с материалами: дети знакомятся с разными фактурами, цветами и свойствами материалов, учатся их комбинировать и использовать для воплощения своих идей. Развивает мелкую моторику: работа с мелкими деталями и инструментами способствует развитию координации движений и ловкости рук.  Формирует коммуникативные навыки: дети учатся взаимодействовать друг с другом, договариваться, распределять обязанности и работать сообща.  Повышает самооценку: создание инсталляции – это творческий процесс, в котором каждый ребенок может реализовать свои идеи и почувствовать себя успешным.

Как знакомить детей с инсталляцией?  Начните с простых форм: покажите детям примеры инсталляций в книгах, журналах или Интернете.  Создавайте мини-инсталляции дома: используйте для этого игрушки, природные материалы, предметы быта.  Посещайте музеи и выставки: знакомьте детей с работами известных художников-инсталляторов.  Участвуйте в мастер-классах: под руководством опытных педагогов дети смогут создать свои первые инсталляции. Инсталляция – это не просто искусство, а инструмент познания мира. Она позволяет детям исследовать, творить, выражать себя и развиваться.

 

 

 

 

 

 

 

«Инсталляция: путешествие в мир нетрадиционного искусства»

Л. Н. Степанова

МБДОУ «Елань – Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1»,

Борисоглебский филиал ФГБОУ ВО «ВГУ»

e-mail: stepanova.Larisa.2010@yandex.ru

Аннотация: Данный текст представляет собой описание опыта работы по формированию у дошкольников духовно-нравственных качеств и сопричастности к культурному наследию и традициям своего народа через использование арт-педагогической технологии - инсталляции. Рассматривается значение сказки как отражение человеческой культуры и педагогический потенциал, особенности ее влияния на развитие личности дошкольников. Также подробно описывается сама технология "инсталляция" и ее использование в работе с детьми, включая родителей, в подготовительной к школе группе. Описывается алгоритм работы с инсталляциями, как для педагогов, так и для детей.

Ключевые слова: инсталляция, сказка, дети, культурное наследие, арт-педагогическая технология, формирование качеств, эстетическое чувство, родной край, пространственное мышление, деятельность, алгоритм работы.


Я хотела бы поделиться своим опытом работы по развитию духовно-нравственных качеств и чувства сопричастности к культурному наследию и традициям своего народа среди дошкольников. В процессе приобщения к различным видам и жанрам искусства, я использую арт-педагогическую технологию - инсталляцию, которую ребенок самостоятельно создает на основе мотивов русских народных сказок.

Сказка является отражением человеческой культуры и имеет большой педагогический потенциал. Она способствует развитию психофизиологических качеств, приобщению к этнической культуре и традициям, формированию умений, навыков и способностей у детей. Сказка позволяет детям познакомиться с искусством и культурой своего народа.

В познавательном значении, сказка дает обширные знания об истории общественных отношений, природе страны, труде и быте, обрядах, жизненной и вымышленной обстановке. Она позволяет дошкольникам представить себя в роли различных персонажей сказки, таких как иван-царевич или красавица береза на опушке леса. В идейно-воспитательном значении, сказка вдохновляет на стремление к добру, защите слабых и победе над злом.

Сказка развивает эстетическое чувство, способность воспринимать прекрасное, как в характере человека, так и в единстве эстетического и морального начал. Русские сказки передают образ родной земли, что помогает детям почувствовать привязанность человека к своему родному краю.

Использование технологии инсталляции позволяет дошкольникам выразить свою эмоциональную сферу через сказку. Здесь они могут грустить и радоваться вместе с героями сказки. Кроме того, инсталляции способствуют раскрепощению общения ребенка со взрослыми и сверстниками, увеличению объема памяти и развитию наглядно-образного мышления.

Инсталляция – это не просто арт-объект, а портал в мир безграничного творчества, где обыденные вещи обретают новое значение. В отличие от картин и скульптур, инсталляции не ограничены рамками холста или материала. Это пространственные композиции, созданные из различных предметов, от природных элементов до промышленных деталей. Детская инсталляция – это не просто забава, а увлекательное путешествие, которое развивает пространственное мышление, креативность и интеллектуальные способности. Она знакомит детей с разнообразием форм и материалов, учит их выражать свои идеи и работать в команде. Почему инсталляция так важна для детей?  Она развивает пространственное мышление: дети учатся ориентироваться в пространстве, соотносить предметы между собой и создавать гармоничные композиции.  Стимулирует креативность: инсталляция позволяет детям выйти за рамки привычного, мыслить нестандартно и находить новые решения. Учит работать с материалами: дети знакомятся с разными фактурами, цветами и свойствами материалов, учатся их комбинировать и использовать для воплощения своих идей. Развивает мелкую моторику: работа с мелкими деталями и инструментами способствует развитию координации движений и ловкости рук.  Формирует коммуникативные навыки: дети учатся взаимодействовать друг с другом, договариваться, распределять обязанности и работать сообща.  Повышает самооценку: создание инсталляции – это творческий процесс, в котором каждый ребенок может реализовать свои идеи и почувствовать себя успешным.

Как знакомить детей с инсталляцией?  Начните с простых форм: покажите детям примеры инсталляций в книгах, журналах или Интернете.  Создавайте мини-инсталляции дома: используйте для этого игрушки, природные материалы, предметы быта.  Посещайте музеи и выставки: знакомьте детей с работами известных художников-инсталляторов.  Участвуйте в мастер-классах: под руководством опытных педагогов дети смогут создать свои первые инсталляции. Инсталляция – это не просто искусство, а инструмент познания мира. Она позволяет детям исследовать, творить, выражать себя и развиваться.

Пространственное мышление является важной составляющей интеллекта, поскольку оно помогает познавать различные предметы и явления действительности, а также необходимо для успешного осуществления трудовой деятельности.

При выполнении инсталляции ребенок опирается на свои знания, умения и личный опыт. Поэтому всё это делается в подготовительной к школе группе, где педагоги создают благоприятные условия и формируют у детей ценностные качества, такие как самостоятельность, ответственность, критичность, настойчивость в достижении целей и умение работать в команде.

Я разработала алгоритм работы с инсталляцией для педагогов:
1. Чтение сказки (выбор произведения и выразительное чтение).
2. Ролевой разбор (отношение к героям и ситуации).
3. Сборка и установка (выбор места и подбор предметов для инсталляции).
4. Рефлексия (обсуждение, что получилось и почему именно так).

И алгоритм работы по созданию инсталляции детьми:
1. Предмет (объект или сюжет).
2. Материал (бросовый, природный, бытовой).
3. Размер (маленькая или большая инсталляция).
4. Дизайн (красивая инсталляция и необходимые действия для её создания).
5. Расположение (улица, группа, холл и место, где ребенок хочет видеть свою инсталляцию).

Такой подход к работе с инсталляцией позволяет детям получить уникальный опыт восприятия художественных произведений и развивает различные аспекты их творческого мышления. Это целая философия, которая оказывает мощное влияние на развитие ребенка.

Рождение инсталляции начинается с выбора сказки, которая будет основой для создания произведения искусства. Дети могут либо прочитать сказку, либо посмотреть ее экранизацию, чтобы погрузиться в мир волшебства и фантазии. Затем сказка обсуждается в детской группе, где дети выражают свои мысли и ассоциации касательно героев, сюжета и места действия. После этого дети выбирают место, где будет располагаться их инсталляция. Это может быть стол, пол, окно или любое другое место, которое ребенок выбирает. Инсталляция может создаваться индивидуально, в парах или коллективно. Существуют два уровня сложности работы над инсталляцией. На первом уровне детям предоставляются материалы для создания произведения, которые ограничивают их выбор (только то, что дал педагог) и стимулируют использовать свою творческую фантазию. На втором уровне дети самостоятельно подбирают материалы (необходимые по мнению детей), которые соответствуют образу героя или сюжету сказки. Работая в команде, дети учатся следовать определенным правилам и алгоритму создания инсталляции. Они также находят неординарные комбинации предметов, которые приобретают символическую функцию, а не просто свою практическое назначение.  Каждая готовая инсталляция является уникальным произведением искусства, авторской работой ребёнка, которое нельзя повторить. Она оживляет группу, улучшает настроение детей и помогает им развивать свою творческую самооценку. Таким образом, создание инсталляции по сказке позволяет детям проявить свою фантазию и творческий потенциал, а также развить воображение и образное мышление, лучше воспринимать и понимать произведения искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мир искусства нетрадиционными способами в детском саду

Для занятий с детьми по изобразительной деятельности в детском саду организована изо студия в которой воспитатели используют нетрадиционные техники работы. Выбрав себе материал для работы,  дети ...

мир искусства нетрадиционными способами в детском саду

Для занятий с детьми по изобразительной деятельности в детском саду организована изо студия в которой воспитатели используют нетрадиционные техники работы. Выбрав себе материал для работы,  дети ...

Нетрадиционная техника в изобразительном искусстве.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое,...

Семинар-Практикум «Связь нетрадиционной техники изобразительного искусства Каракулеграфии с театральной деятельностью в дошкольном возрасте».

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ   ТЕМА:  «Связь нетрадиционной техники изобразительного искусства Каракулеграфии с театральной деятельностью в дошкольном возрасте».   СЛАЙД 1. Осуществление в ...

на тему: Развитие творческих способностей воспитанников посредства использования нетрадиционных техник изобразительного искусства

презентация  на тему:"Развитие творческих способностей воспитанников по средствам использования нетрадиционных техник изобразительного искусства"...

Из опыта работы «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ РИСОВАНИЯ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ РИСОВАНИЯ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ....