Пересказ рассказа «Пчелки на разведках» (по К.Д. Ушинскому)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия "Пересказ рассказа "Пчелки на разведках" (по К.Д. Ушинскому)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pereskaz_rasskaza.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Пересказ рассказа «Пчелки на разведках» (по К.Д. Ушинскому)

Цель:

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.

Основные задачи:

1. Формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.

2. Развитие навыков диалогической формы речи, умение передавать диалог действующих лиц.

3. Активация и обогащение словаря по теме «Насекомые», «Цветы».

4. Закрепление разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.

Методические приемы:

Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, графических схем, лексико-грамматические упражнения по тексту произведения, рассматривание графических схем.

Оборудование:

Графические схемы, магнитная доска, мягкие игрушки (6 пчел), мяч, картинки.

Предварительная работа:

- Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Пчелки на разведках».

- Изучение лексической темы «Насекомые», «Цветы».

- Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.

Лексический материал:

Части речи

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Слова, сложные по семантике

печальные

выбрались, заглянули

Слова, сложные по слоговой структуре

выбрались, заглянули

Ход занятия

1. Организационный момент. Развитие слухового восприятия,

мышления и зрительного восприятия.

Педагог: Дети, послушайте стихотворение 3. Александровой «Скучать некогда».

Села... (пчелка) на цветок, опустила хоботок.

Подлетает к ней комар:

- Что ты ищешь там?

- Нектар!

- А тебе не надоело, не наскучило искать?

- Нет, тому, кто занят делом, просто некогда скучать!

- С кем разговаривал комар? (Комар разговаривал с пчелой.)

- Правильно, комар разговаривал с пчелой.

2. Подготовка к восприятию текста. Развитие зрительного восприятия, памяти.

Ребята, очень много написано рассказов, загадок о насекомых. Педагог показывает книгу.

- С этим сборником рассказов вы знакомы. Сегодня мы вспомним рассказ К.Д. Ушинского «Пчелы на разведках».

Педагог показывает картинку к рассказу.

3. Чтение рассказа. Развитие зрительного, слухового внимания и памяти.

- Внимательно послушайте рассказ К.Д. Ушинского «Пчелки на разведках».

Чтение адаптированного рассказа.

Наступила весна. Почки на деревьях раскрылись. Вот проснулись пчелки и полетели к яблоньке:

- Яблонька, дай чего-нибудь для пчелок.

Отвечает яблонька:

- У меня цветы еще спрятаны в почках.

Полетели пчелки к вишне:

- Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для пчелок?

Вишня отвечает:

- На мне нет открытого цветочка.

Но вот пчелки увидели под кустом темно-синий цветок - это была фиалка.

Она открыла пчелкам свою чашечку полную сладкого сока. Наелись пчелки и полетели домой.

По мере чтения педагог расставляет предметные картинки в последовательности рассказа.

4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети дают полный ответ на вопросы педагога.

- Как называется рассказ? (Рассказ называется «Пчелки на разведках».)

- О каком времени года говорилось в этом рассказе? (В этом рассказе говорилось о весне.)

- Что делают пчелки? (Пчелки проснулись и полетели к яблоньке.)

Зачем пчелки полетели к яблоньке? (Пчелы полетели к яблоньке за цветочным соком.)

- Куда полетели пчелки дальше? (Пчелы полетели к вишне.)

- Что просили пчелы у вишни? (Пчелы просили у вишни цветочек.) - - Что ответила вишня пчелам? (Вишня ответила: «На мне нет открытого цветочка».)

Что увидели пчелки под кустом? (Пчелки увидели под кустом темно-синий цветок.)

Как называется темно-синий цветок? (Темно-синий цветок называется фиалка.)

- Чем напоила фиалка пчел? (Фиалка напоила пчел сладким соком.)

5. Лексико-грамматические игры.

а) Игра с мячом «Наоборот». Развитие антонимии

Закрылись - раскрылись

Заснули - проснулись

Показались - спрятались

Закрытое открытое

Печальные - веселые

Сладкий - горький (кислый)

Полный - пустой

б) Игра «Какие насекомые спрятались на картинке?» Разв

зрительного восприятия.

в) Игра «Четвертый лишний». Развитие логического мышления.

Лексический материал

- Жук, пчела, гусеница, муравей.

- Стрекоза, комар, пчела, оса.

- Муха, бабочка, гусеница, пчела.

- Жук, бабочка, пчела, фиалка.

г) Игра с мячом «Родственные слова». Развитие навыков словообразования.

  Пчела - пчелка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчелы и т.д.

д) Игра с мячом «Подбери признак». Расширение словаря признаков по теме.

  На доске картинка Пчелы, педагог дает задание вспомнить слова, описывающие внешний вид пчелы, ее повадки, настроение, характер.

  Педагог бросает мяч и задает вопрос.

- Пчелы, какие? (Маленькие, пушистые, хлопотливые, трудолюбивые, заботливые, бывают злыми и т.д.)

6. Повторное чтение рассказа. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти

- Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить, схемы вам в этом помогут.

7. Составление графического плана рассказа под руководством взрослого. Развитие зрительного восприятия, памяти, мышления. Педагог знакомит детей с графическими схемами и предлагает составить графический план рассказа

8. Пересказ рассказа по графическому плану. Развитие связной

речи, памяти.

Все дети пересказывают рассказ по цепочке. Затем один ребенок повторяет рассказ целиком.

9. Итог. Оценка работы детей

 - Чем занимались?

 - Чему научились?

 - Что запомнили?

Закрепление изученного материала вне занятия:

• Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки - плана рассказа.

• Повторить игру «Подбор признаков» (Пчелы какие? Маленькие, пушистые, хлопотливые, трудолюбивые, бывают злыми и т.д.)

• Повторить рассказ с опорой на графический план.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Конспект занятия по развитию речи " ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА " ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ" (по К. Ушинскому) с использованием опорных схем.

Занятие  базируется на произведении художественной литературы  К. Ушинского  "ЧЕТЫРЕ  ЖЕЛАНИЯ" и включает в себе опорные схемы к тексту....

Пересказ рассказа" Пчелки на разведках"

Наступила весна . Почки на деревьях раскрылись....

Непосредственно образовательная деятельность • ОО «Речевое развитие» Развитие речи (пересказ рассказа «Пчелки на разведках» по К.Д. Ушинскому); • ОО «Художественно-эстетическое развитие» Лепка «Лесная фиалка»

Интегрированное занятие в старшей группе. ОО "Речевое развитие" (перессказ рассказа "Пчелки на разведках" по К.Д. Ушинскому); ОО "Художественно -эстетическое развитие" (лепка "Лесная фиалка")...

Пересказ рассказа «Пчелки на разведках» (по К.Д. Ушинскому)

Конспект занятия в старшей группе по пересказу рассказа К.Д. Ушинского "Пчелки на разведках"...

Конспект занятия по обучению детей подготовительной группы пересказу. Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому)

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста  с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.Интеграция образовательных областей: «Коммуни...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» в средней группе общеразвивающей направленности на тему: «Пересказ рассказа «Ёж и заяц»» (по К.Д. Ушинскому)

Конспект непосредственно - образовательной деятельности Образовательная область "Речевое развитие" в средней группе общеразвивающей направленности на тему: "Пересказ рассказа "Ёж и...

Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема «Пересказ произведения К. Д. Ушинского “Пчелки на разведках”»

Целью занятия является ознакомление детей с содержанием рассказа «Пчёлки на разведках»; формирование умения связно и последовательно пересказывать произведение с помощью опорных ...