Образец отчета по теме самообразования
материал по развитию речи (подготовительная группа)

НиколаеваЕленаАнатольевна

Образец отчета по теме самообразования "Мнемотехника как приём для развития речи детей" для воспитателей подготовительных групп детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_samoobrazovanie.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет  о работе по теме самообразования

воспитателя ФИО

за _________ учебный год

Тема самообразования

Мнемотехника как приём для развития речи детей

Дата начала работы над темой октябрь _________  года

Дата окончания работы апрель _________ года

Цель

Создание условий для обогащения словарного запаса и  развития связной речи детей

Задачи

1. Способствовать развитию умственной активности, сообразительности, наблюдательности, мышления, внимания, воображения, памяти.

2. Способствовать развитию умения сравнивать и выделять существенные признаки, анализировать.

3. Способствовать развитию умения с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи, составлять рассказы.

4. Способствовать развитию связной речи дошкольников.

Ожидаемые результаты для педагога:

повышение своего профессионального уровня;

создание специальной среды с целью  развития связной речи детей;

начать создание картотеки мнемотаблиц, обеспечивающей систему работы в группе по развитию речи посредством мнемотехники.

Ожидаемые результаты для воспитанников:

развитие умения  работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, пересказа, заучивании стихотворений;

повышение уровня произвольной памяти, развитие речи дошкольников;

развитие у детей умственной активности, логического мышления, умения сравнивать и выделять существенные признаки;

обогащение и активизация словарного запаса.

План реализации

1-й этап - подготовительный: самоподготовка, изучение учебно-методической литературы, интернет источников, накопленного опыта современных педагогов, опыта коллег по изучаемой теме

2-й этап – практический: использование различных приёмов мнемотехники на занятиях с детьми; подбор мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц для занятий в подготовительной группе; создание новых мнемотаблиц

3 этап – заключительный: систематизация наглядного материала в печатном и электронном виде, анализ работы

Анализ работы по теме самообразования

За год работы по теме самообразования изучала литературу, интернет источники, накопленный опыт современных педагогов, опыт коллег по изучаемой теме.

Для себя сделала вывод, что:

1. легче и лучше запоминается то, что хорошо представлено в наглядном виде;

2. запоминание происходит хорошо в перекодированном (преобразованном) виде;

3. лучше запоминается то, что хорошо систематизировано, представлено в правильной логической последовательности.

   

     Для достижения сформулированных задач, использовала следующие картотеки наглядного материала:

картотека мнемотаблиц для заучивания стихотворений;

картотека мнемотаблиц для составления пересказа сказок;

картотека мнемотаблиц по составлению описаний и связных рассказов на различные темы.

     

     Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово, словосочетание или маленькое предложение придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

     Мнемотаблицы могут быть представлены в трех вариантах: мнемоквадрат — структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы. Это отдельный схематичный несложный рисунок с определенной информацией. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.

     Мнемодорожки — коллаж, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории.

     Мнемотаблицы можно использовать для ознакомления детей с окружающим миром; при заучивании стихов; при пересказах художественной литературы; при обучении составлению рассказов; при отгадывании и загадывании загадок; для обогащения словарного запаса; при обучении составу числа; при воспитании культурно-гигиенических навыков; при воспитании навыков самообслуживания; при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности и т.д.

      

     В течение года старалась использовать мнемотаблицы на занятиях по окружающему миру, развитию речи, художественно-эстетическому развитию, во время утренних бесед.  Ребята учились заучивать стихотворения  и составлять рассказы и пересказы с использованием мнемотаблиц. Ребята учились преобразовывать абстрактные символы в образы, развивали умение работать с опорой на мнемотаблицы, обогащая и активизируя свой словарный запас.

Работа с мнемотаблицей проводилась с детьми в несколько этапов:

I этап. Беседа по теме или картинке или повторение нужного произведения/стихотворения, или знакомство с новым произведением/стихотворением.

II этап.  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

III этап. Осуществление перекодирования информации (преобразование из абстрактных символов в образы).

IV этап. Пересказ/рассказ с опорой на символы (образы).

Вывод

     Считаю, что использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольников, их творческое познание. Ребятам стало проще давать аргументированные ответы, разрешать споры, сроить алгоритм высказывания и оформлять свою мысль в виде предложения. Рассказы и пересказы детей, уверенно владеющих русским языком, стали более четкими, связными и последовательными. Считаю необходимым дальше продолжать работу по данной теме самообразования. Необходимо пополнять картотеки мнемотаблиц сказок, стихотворений и описательных рассказов, повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития детей и использования приемов мнемотехники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования «Особенности развития конструктивной деятельности детей раннего возраста от двух до трех лет»

Тему для самообразования мы с Г.Н. Журавишкиной выбрали: «Особенности развития конструктивной деятельности детей раннего возраста от двух до трех лет», она совпадает с особенностью работы с детьми ран...

Отчет по теме самообразования Тема: «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте».

Тема: «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте»....