проект"Богатыри земли русской"
проект по развитию речи (старшая группа)

Черткова Ольга Александровна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 25 «Золотой ключик» с.Константиновка

Краснокутского района Саратовской области»

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx251.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 25 «Золотой ключик» с.Константиновка

Краснокутского района Саратовской области»

C:\Users\эксперт\Desktop\kartinki_russkih_bogatyrey_dlya_srisovki_53_01150355.jpg

Выполнила: Черткова О.А.

2024г.

Возрастстаршая и подготовительная группа

Вид проекта: познавательный

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта: дети, воспитатели,  родители воспитанников.

Актуальность: патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с    самого юного возраста. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Наша задача дать детям основные представления о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это обогатит их любовь к Отчизне, вызовет стремление быть похожими на наших великих предков. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Проблема:  Наши дети уже не мечтают стать доблестными воинами и не считают защиту своей Родины - священным долгом. Реализация данного проекта расширит познания детей об истории родной страны, позволит воспитать желание защищать свою Родину, своих близких.

Цели :Развивать патриотические чувства детей на основе знакомства с героическими образами былинных богатырей

Задачи:Формировать представление детей о героическом прошлом русского народа; истории Руси, какими были первые защитники русской земли и земли родного края.

Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, рассказов об исторических событиях на Руси и в родном крае, музыкальных произведений, иллюстраций картин художников;

развивать чувства патриотизма с использованием былин и легенд русского народа

развивать свободное общение с взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности

Обогатить словарный запас

знакомить с литературными произведениями и устным народным творчеством, связанными с темой проекта; приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус.

развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество; знакомить с произведениями живописи, связанными с темой проекта.

формировать у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Воспитывать интерес к национальной культуре, чувство гордости за своих предков.

Рассказать детям о профессии: «современных богатырей»: военные, полицейские, МЧС ,  пожарные ,военные и сравнить их с богатырями

 Содержание

1 Выбор темы проекта. Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей.

2 Планирование «Модель трёх вопросов»

Составление «Системной паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта)

3 Реализация проекта организация деятельности детей в центрах активности, оснащение центров оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта:

Создание развивающей среды (оснащение центров активности);

1. Позновательная область

 Непосредственно   образовательная деятельность

2.Социально-коммуникативное развитие .

Беседы на темы«Россия родина моя»«Откуда пошла русская земля…» 

Составление рассказов по картине Васнецова «Три богатыря»

Составление творческих рассказов на тему«Если бы я был богатырь»

Дидактические игры:

«Что лишние?»«Что нужно богатырю»«Угадай, о ком говорю»«Узнай по описанию»«Славянская семья и ремёсла»

Деятельность педагога, детей и родителей
Деятельность педагога
- подбор методической литературы, художественной литературы, пополнение книжного уголка, подбор наглядного материала для бесед, НОД, дидактических игр, подбор музыкального репертуара, подготовка консультаций для родителей.

Совместная деятельность педагога с детьми
     Проблемные ситуации

модель трех вопросов

Что мы знаем о богатырях?  Что хотим узнать? Где мы можем узнать?

      Богатыри жили давно.

Они были сильные,смелые,

Я знаю Алешу Поповича,Добрыню Никитича.

Я видела картину с богатырями.

А мне мама читала сказку про богатырей. А сейчас есть богатыри?

Почему у них такие интересные имена?

Какие еще были богатыри?

Чем они занимались?

Кто был родителями таких богатырей?

В интернете,

спросить у родителей,

спросить у воспитателей,

по телевизору есть передачи и мультфильмы

3.Художественно-эстетическое    развитие

Рисование«Богатыри земли русской»«Змей Горыныч»«Портрет богатыря»,

Аппликация:» «Доспехи и оружие богатырей»,

Лепка«Змей горыныч

Рассматривание картин:

«Богатыри» В. Васнецова

«Три богатыря» В. Васнецов

«Витязь на распутье» В. Васнецов

«Битва на Калиновом мосту» В. Васнецов

«Настасья Микулишна» Васильев (женщина богатырь)

«Илья Муромец» Рерих

4.Речевое развитие

 Составление описательного рассказа по картине «Три Богатыря» В. Васнецова.

Пересказ сказки А. Н. Афанасьева «Никита Кожемяка»

Разучивание пословиц о доблести и любви к Родине;

Чтение сказок:

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

А. Н. Афанасьев«Илья Муромец и Соловей разбойник»«Илья Муромец и змей»«Алеша попович»«Фома Беренников»«Буря богатырь»«Семь Семионов».

былины «Русские богатыри»

картотека стихов

картотека пословиц, загадки

Е. А. Николаева «Чудо - богатыри земли Русской»

Словарная  работа:   Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжение, славяне, русичи, былины, топкие, болота, меч, булава, палица, кистень,копье, секира, чекан, топор, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.

Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине.

Познавательное развитие Рассматривание книг о богатырях;

Просматривание мультфильмов о богатырях

Конструирование«Крепость»

5.Физическое развитие 

Подвижные игры по теме «Богатыри»:

«Поймай хвост» (ловушки с ленточками, «Змейка» 

Игры эстафеты«Перетягивание каната»«Бой подушками»

Спортивная эстафета «сильные, смелые, ловкие»

Физкультминутки«Богатыри»«Мы теперь богатыри»

Пальчиковые игры«Русь идем мы защищать»

Русская история для детей. Богатыри

Говоря о князе Владимире, мы выяснили, что Добрыня Никитич – русский богатырь, герой былин, сказок, фильмов и мультфильмов, по мнению историков, на самом деле существовал и приходился родным дядей по матери князю Владимиру, а также, предположительно, сыном древлянина Мала, который убил князя Игоря и которому мстила Ольга. Добрыня опекал князя Владимира с детства, а потом был его помощником и управлял Новгородом, вслед за Владимиром принял христианство и принимал участие в крещении Руси. Так, становится понятно, почему в былинах и летописях подчеркивается близость Добрыни к «ласковому князю Владимиру, а в Новгородской летописи образ наместника Добрыни даже заслоняет собой на первых порах юного князя Владимира Святославовича.

Однако древнерусский эпос не был записан вовремя и дошел до наших дней лишь в пересказах, сохраненных устной народной традицией. После нашествия монголо-татар погибло очень много людей, в первую очередь воинов и дружинников, которые и были носителями традиций, в результате в какие-то моменты русской истории передавать легенды «из уста в уста» и «от отца к сыну» было очень сложно. Лучше всего сохранилась эпическая традиция в Новгороде, поскольку он находился далеко и не был завоеван монголо-татарами. Однако здесь сохранялись в первую очередь свои легенды и сказания, а не общерусские.

Былины неизменно говорят о Добрыне как о знатном человеке, боярском сыне (в отличие от Ильи Муромца, крестьянского сына, и Алеши Поповича, сына священника). Иногда в былинах Добрыню называют даже князем и племянником Владимира, но это уже народная молва изменила историческую реальность. Былинный герой был образован, умен, вежлив, лучше всех играл в шахматы и музицировал на гуслях. Он «второй по силе» после Ильи Муромца богатырь, а из лука стрелял точнее всех. Основной мотив былинных сказаний о Добрыне – это борьба со змеем – большинство ученых возводит эту тему к крещению Руси и борьбе с язычеством, которое олицетворяется со змеем. Сватовству князя Владимира (например, в мультфильме про Шамаханскую царицу) посвящено тоже много сказов о Добрыне – этот факт имел место в действительности, так как дядя участвовал в организации браков князя Владимира.

Историки давно уже признали существование «второго русского богатыря», подтвердили его происхождение от сына древлянского князя Мала и значимость при дворе Владимира Святого. Но устная традиция очень грешит анахронизмами. А это значит, что в сказаниях могут появляться сюжеты, которые не были характерны для описываемого времени, а появились позднее. Какие-то события благодаря народной молве переносятся во времени или на другое место. Вот и с былинным Добрыней получилась интересная история: в некоторых легендах Добрыня сражается вместе с Алешей Поповичем против Тугарина-змея. Многие историки считают, что Тугарин – не просто собирательный образ кочевников вообще или половцев, в частности, но конкретное историческое лицо – половецкий князь Тугоркан, Только случилась победа над ним совсем не при Владимире Святом, а почти на 200 лет позже, при участии Святополка и Владимира Мономаха. Вот и пришли мы к первой знаменательной ошибке народной молвы: под князем Владимиром Красно Солнышко, в основном, подразумевают Владимира Святославовича, внука Ольги, крестившего Русь. Но во многих народных сказках и былинах под этим же именем фигурируют деяния его правнука – Владимира Мономаха, получается, что образ сказочного, былинного и мультипликационного князя Красно Солнышко – собирательный. Поэтому и храмы кругом в Киеве, а не языческие идолы стоят. Согласно летописи, в битве с Тугорканом принимал участие некто Добрыня Золотой Пояс. Народная фантазия со временем объединила двоих персонажей под именем Добрыня в один образ и приписала одному богатырю деяния времен княжения Владимира Святого и Владимира Мономаха, объединив их в сказаниях под именем доброго и ласкового Владимира Красно Солнышко.


Картина В.М. Васнецова «Богатыри».

Ну а как же остальные богатыри? Существовали ли они на самом деле? И если с Добрыней, знатного происхождения, все не совсем однозначно, что же можно говорить об Илье Муромце (крестьянском сыне) и Алеше Поповиче (сыне священника).

Илья Муромец – простолюдин - вообще не упоминается в русских летописях, но согласно русским былинам и германским эпическим поэмам, он был первым богатырем на Руси. Этот персонаж дошел до нас благодаря устной народной традиции. В письменных источниках он появляется впервые более чем через 500 лет после своего фактического существования. Исследователями он отождествляется с Илией Печерским по прозвищу Чеботок – историческим силачом родом из Мурома, который отбился по легенде чеботком, то есть сапогом, от врагов. До наших дней дошли мощи легендарного Ильи, они хранятся в Киево-Печерской лавре и были исследованы учеными в 20 веке. Удивительно, но легенда о том, что Илья Муромец в юности был калекой и не мог ходить, долгое время сидел на печи, мечтая о том, чтобы родину защищать, нашла отражения в исследование его останков и подтвердилась. Человек, мощи которого хранятся в лавре, имел проблемы с позвоночником и перенес в юности паралич ног, то есть действительно не мог ходить. Однако данные экспертизы совместно с анализом исторических источников говорят о том, что настоящий, существовавших в реальности Илья, причисленный позднее к лику православных святых, жил позднее обоих князей Владимиров, и обоих Добрыней. Если Илья Муромец по прозвищу Чеботок и есть тот самый былинный герой, то по данным историков он родился на 20 лет позже смерти Владимира Мономаха и более чем через 200 лет после княжения Владимира Святого. С учетом того, что он 33 года просидел на печи, его ратные подвиги пришлись на конце 12 века, то есть служить князю Владимиру он никак не мог.

Самой популярной из былин об Илье Муромце является тема победы над Соловьем-Разбойником. Этому персонажу также посвящены исследования, согласно которым исторический прототип и у него был – некий русский разбойник, упоминаемый в летописи под именем Могута, который был пойман и приведен к князю Владимиру и покаялся. Существуют былины о ссоре Ильи Муромца с князем Владимиром, о борьбе богатыря с Идолищем – тоже происходившей во времена того же князя. Таким образом, мы пришли к очередной загадке и путанице, связанной с неточностями устной народной традиции.

Ну а как же третий богатырь, Алеша Попович? Говоря о сыне священника, мы сразу же понимаем, что, если Добрыня, дядя Владимира Святого, участвовал в крещении Руси, то русские православные священники появились позднее, а сын служителя церкви никак не мог участвовать в ратных подвигах одновременно с Добрыней Малковичем, сыном древлянского князя. Таким образом, если и виделся Алеша когда-либо с кем-то из богатырей в реальности, то это мог быть только второй прототип Добрыни Никитича – Добрыня Золотой Пояс времен князя Владимира Мономаха.

Историческим прототипом Алеши Поповича считается ростовский боярин Александр Попович, который никогда не служил князю Владимиру (даже более позднему Мономаху), упоминания о его службе относятся к событиям начала 13 века. Интересно, что этот человек мог в реальности встречаться со вторым прототипом Добрыни Никитича, Добрыней Золотой Пояс. Согласно летописи они оба участвовали в битве на реке Калке. Тогда становится непонятным, как эти же герои участвовали в разгроме половецкого князя Тугоркана под предводительством князя Владимира Мономаха, ведь произошло оно почти на сто лет раньше?

Вот и получается, что, несмотря на то, что исторические личности, которые послужили образом для легендарных богатырей, существовали, но, вероятнее всего, этих людей было не трое, а больше, и эти люди вряд ли встречались, как на картине Васнецова или в мультфильмах, поскольку жили они в разное время и в разных местах. С течением времени народ приписывал деяния разных людей богатырям, наделяя их такими фактами биографии, которые никак не могли быть реальностью. Таким образом, былина – это не совсем вымысел, но историческая правда в ней искажена. Не являются исключением и русские былины о богатырях.

Богатыри. Былинные сказания

Герои русских былинных сказаний и богатырских эпосов других народов - это не супермены, не великаны и не волшебники, использующие всевозможные магические способности. Каждый из них – это обычный человек с оружием, собирательный образ воина. Но человек сильный духом и телом, уверенный в себе и своём правом деле. Деле защиты Родины.

Богатырские образы из старинных сказаний – олицетворение могучей, несокрушимой силы добра, патриотизма и справедливости. Они словно созданы специально для того, чтобы использовать их в деле воспитания подрастающего поколения. В материалах данного раздела содержится опыт знакомства детей с богатырями, древними и вечными нашими героями. Вам в помощь – множество оригинальных идей использования ярких образов из былин и сказаний в педагогической деятельности.

2. 1. Откуда к нам пришло слово  «богатырь».

     Сейчас слово «богатырь» можно услышать часто: «богатырское здоровье», «богатырская сила», «богатырский сон» говорим мы, «богатырем» называем каждого сильного и здорового человека, спортсмена, полководца, ветерана войны.

  Но еще лет 150-200 назад всякий русский, говоря «богатырь», сравнивал кого то с былинными заступниками родной земли.

 Что же означает это слово «богатырь» и откуда оно появилось в нашем языке? Сначала мнения ученых были трех видов:

1.        Одни считали,  что слово «богатырь» заимствовано от татарского и тюркских языков, где является в различных формах: багадур, батур, батыр, батор. Предполагается, что слово имеет значение исторического характера, что его первоначальная форма слова была «багатырь» и что оно первоначально употреблялось в значении «татарский воевода» и титула, как теперешнего «господин».

2.        Другие ученые, Щепкин и Буслаев,  выводили "богатырь" из слова "Бог" через  "богатый".

3.        О. Миллер и другие считали, что слово «богатырь» - русское и восходит к древнеславянской истории (праарийскомуначалуи санскритскому языку). Мнение исходило из того положения, что и «багадур» слово не татарское, а заимствовано с санскритскогоbaghadhara (обладающий счастьем, удатный).

В настоящее время после новых археологических открытий, открытий скрытых исторических фактов и исторических исследований, кажется, что намечается переворот в истории, так как информация очень противоречива той, что в учебниках и принятой истории России. И обсуждения по происхождению слова «богатырь» возобновились.

Против заимствования из татарского языка в пользу славянского происхождения выступают филолог В. Кожинов и историк Л. Прозоров. Они утверждают, что слово «богатырь» гораздо более близкой к былинной форме, появилось в надписях болгар — «боготур» (некоторые из этих боготуров носят вполне славянские имена — Славна, например).

Наше мнение о слове «богатырь» тоже в поддержку славянского происхождения. Оно не откуда не пришло, а было всегда исконно русским. Такое мнение основано на древнеславянской  культуре нашего народа в период до Крещения Руси. Это подтверждают и многие ученые, историки, что у России великое прошлое и гораздо древнее, чем описывалось раньше.

2.2. Былинные богатыри.

Тема богатырей все больше уносит нас в древнюю культуру и историю нашего народа. Очень интересно было читать о миропонимании наших предков. Оказывается, они не были дикарями, как их описывают, например, в нашей книге «История России для детей и взрослых». Мы узнали, что наши предки были мудрыми с великой культурой и заботились о духовном будущем народа с самого детства. Это отражено в поговорках, пословицах, небылицах, сказах, былинах.

Былины – это тоже древняя мудрость нашего народа только для более старшего поколения. Былина произошла от слова «быль», а оно от древнеславянского глагола – «быти», то есть то, что было и происходило. Слагались былины сказителями - хранителями русской старины, носителями исторической памяти народа. Они ходили от селения к селению и рассказывали нараспев (похоже на песню) о великих событиях нашей родины, о героях-богатырях, их подвигах, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

В нашем исследовании мы попытались включить древнее образное мышление и познакомиться с былинными богатырями поближе.

 Мы узнали, что по преданиям и древнейшим былинам сначала существовали богатыри-великаны. Познакомимся с некоторыми из них.

Былинный богатырь-человек также соответствуют первоначальному значению слова «богатырь». Самым невероятным былинным эпизодам исполнители былин давали очень простое объяснение: «В старину люди были вовсе не такие, как теперь,— богатыри».По былинам богатыри наделены превосходящей силой  с рождения или по достижению духовной зрелости. По преданиям такая сила давалась только духовно созревшим людям, потому что менее духовным человеком такая сила может применяться во вред окружающему. Кажется сказкой, но даже мои прадедушка и прабабушка рассказывали о таких необычных людях в их времена. А также богатыри духовно сильные. Сила в том, что они не за награды, а для торжества правды, справедливости, свободы совершают подвиги на благо всему народу; защищают Русь-матушку не щадя своей жизни при любых обстоятельствах (неравный бой и другое). Богатыри проявляют лучшие качества - любовь к родной земле, беззаветное мужество и стойкость, независимость духа, борьбу за справедливость, правду, честь и др.

Мы думаем, что объединение Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича – это призыв и стремление народа к единству. Сила народа – в единении. Объединение качеств трех богатырей говорит о том, что для защиты родины, победы важна не только сила натиска, но и находчивость и умение решения вопроса мирным путем. «Три богатыря» - это образ богатырского духа и мощи русского народа. В старину говорили: «У Славянина руки - в труде, а ум – со Всевышнем».

В. Васнецов «Богатыри»

Например, для образного воплощения любимых народом героев Виктор Васнецов сумел найти такие художественные решения, которые сделали «живыми» и Илью Муромца,  и Добрыню Никитича, и Алешу Поповича. Образы всех троих жизненно-правдивы, глубоко человечны, раскрыты в своем личном своеобразии. Могучей, неколебимой заставой стоят богатыри на вечной страже родной земли, зорко вглядываясь вдаль и чутко прислушиваясь ко всему окружающему.Через такую заставу, полную величавого спокойствия, мужества, сознания мощи, отваги, правоты своего дела и готовности отдать жизнь за любимую родину, не пройдет ни человек, не пролетит и птица из-за рубежа.Непреодолимой силой веет от богатырей. Они полны народной красоты, в них неукротимый дух народа, готового в любую минуту все отдать за «честь и свободу родной земли».

В каждом из богатырей художник сумел воплотить лучшие, типические черты русского характера, русской силы и доблести. Величавое спокойствие, идущее от сознания богатырями своей правоты и силы, насыщает всю картину. Кони под могучими всадниками под стать седокам - могучие, бесстрашные, смело и зорко глядят они с полотна. На  заднем  плане  картины  -  русская земля,  их Родина,  которую  они готовы защищать.

Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Цель.

Знакомить детей с произведениями живописи.

Совершенствовать умение составлять рассказ о содержании картины.

Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки, развивать эстетические чувства.

Воспитывать интерес к изобразительному искусству.

Оборудование.

Репродукция картины «Богатыри» В. Васнецова; запись отрывка 2-й симфонии А. Бородина «Богатырская»; аудиозаписи былины «Застава» (отрывок), музыкального произведения А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».

Предварительная работа.

Чтение книги «Былины» в обработке Александра Нечаева (см. конспекты худ. лит-ра), рассматривание иллюстраций художников А. Лебедева и В. Васнецова.

Ход занятия.

I Организационный момент.

Здравствуйте, ребятушки –

Хлопчики да девчатушки!

Совершим сегодня путешествие.

Ох, нескучным будет наше шествие.

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

II Основная часть.

-Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами сейчас живем, стояли непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие места занимали топкие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки – славяне: светловолосые, голубоглазые, высокого роста, мускулистые. Они были храбрые воины. А в те далекие годы война – обычное дело, ведь приходилось отстаивать свои земли от врагов, много времени славяне проводили в сражениях.

-В те далекие времена русичи (так звали древних славян) славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины.

-Кто такие богатыри?

-Назовите имена богатырей, которых вы знаете?

-С кем воевали богатыри и за что?

-Богатырь – человек безразмерной силы, стойкости и отваги, совершающий воинские подвиги. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

Прослушивание аудиозаписи былины «Застава» (отрывок).

Беседа по картине В. М. Васнецова «Богатыри».

-Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.

-Как называется картина? Кто ее написал? Картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» - одна из лучших картин в русской живописи. А задумал и рисовал ее он целых 27 лет.

-Все эти годы художник копил материал для картины: изучил множество былин, сказаний, искал и рисовал натурщиков для богатырей, написал множество эскизов, подбирал краски.

-Васнецов очень любил русские былины, сказания о богатырях русских. Много их было, богатырей, но любимые у художника Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

-Народ в своих былинах да сказаниях во всем возвеличивал своих богатырей, поэтому в будничном, обычном их виде художник не мог их представить и изобразил богатырей в богатых доспехах, на празднично убранных конях.

-Скажите, ребята, одинаковые ли богатыри? (Ответы детей.)

-Чем они отличаются? (Ответы детей.)

-Чем отличаются их кони? (Ответы детей.)

-Когда Васнецов писал свою картину, он слушал музыку своих любимых композиторов: Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина. Давайте и мы послушаем "Богатырскую симфонию" Александра Порфирьевича Бородина и полюбуемся картиной, заглянем в нее.

Звучит отрывок записи "Богатырской симфонии" А. Бородина.

-Какие разные богатыри, но их объединяет в картине одно. Как вы думаете, что? (Готовность защищать Родину от врагов.)

-Кто изображён на картине художника Васнецова? (Три богатыря.)

-Кто находится в центре картины? (Илья Муромец.)

-Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.)

-Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье, в другой булатная палица.

Отрывок повторяют 2-3 человека.

-Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич.)

-Слева от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Он на белом коне, красная сбруя которого богато украшена, наготове держит свой меч.

Отрывок повторяют 2-3 человека.

-Кто справа от Ильи Муромца? (Алёша Попович.) Он самый молодой из этих богатырей.  Какими качествами обладал Алёша Попович? (Хитростью, смекалкой, дерзостью.)

-Справа самый юный витязь – Алеша Попович, хитрый, умелый воин и мастер играть на гуслях. В его руках изящный тугой лук и стрела.

Отрывок повторяют 2-3 человека.

-Так через оружие и детали одежды живописец подчеркивает характеры своих героев.

-Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.)

-Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы.)

-Главным другом богатырей был конь. То, что на лошади, называется упряжь. Что сюда относится? (Уздечка, стремена, седло.)

Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.

-Благодаря защитникам, богатырям живем мы сейчас и можем пожелать друг другу доброе утро.

Придумано кем-то                                   (кисти рук подняты вверх

Просто и мудро                         и обращены ладонями друг к другу,

При встрече здороваться:                                    пальцы разведены;

-Доброе утро.                               поочередно одноименные пальцы

-Доброе утро! –                                                         соприкасаются,

Солнцу и птицам.                                      постукивая друг о друга)

-Доброе утро! –                

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

Вопросы:

-Как одеты богатыри? (На тело надета кольчуга – железная рубашка.)

-Зачем кольчуга нужна богатырям? (Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.)

1 ребенок рассказывает о кольчуге.

-Что надето на головы богатырей?

Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

1 ребенок рассказывает о шлеме.

-Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава. Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну.

1 ребенок рассказывает о доспехах.

-А теперь посмотрите на пейзаж, окружающий богатырей. Опишите его.  

Холмистые луга, лес, маленькие елочки, сосенки - родные деревца земли русской, показывают, что богатыри стоят на родной земле, сторожат ее покой. Маленькие деревца подчеркивают силу богатырей. Луга, холмы нарисованы простой, плавной линией, картина вытянута вширь - эти выразительные средства передают простор. А белые, клубящиеся облака, темно-зеленый цвет холмов - этот контраст придает картине величие, какую-то грозность.

1 ребенок рассказывает о пейзаже.

-Сам Васнецов говорил о картине: "Картина моя - Добрыня, Илья, Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого".

-Вот какая замечательная картина. В ней вся сила и доброта народа русского.

Упражнение на координацию речи и движения.

-Русские люди всегда помогали друг другу. Вот и сейчас мы сообща посадим сад.

Мы весной сажали сад,                                              (имитация)

А Семен сидел у гряд…                (присесть, ладони под щеку)                                            

Вот мы яблоки едим,                                                  (имитация)

А Семену не дадим.                 (поворот головы вправо – влево)                                              

Нам лентяев                                 (грозят пальцем правой руки)                                             

Здесь не надо,                                              (то же левой рукой)

Выходи, Семен, из сада!                                     

Упражнение на формирование речевого дыхания «Счет».

-Восстановим дыхание.

1) счет на выдохе от 1 до 5. Считать спокойно, плавно, ровно, не снижая силы голоса так, чтобы в легких всегда был воздух.

2) счет на выдохе от 1 до 5 и обратно.

Воспитатель предлагает описать картину по плану.

Кто изображён на картине художника Васнецова?

Кто находится в центре картины?

Как вы догадались, что это Илья Муромец?

Кто слева от Ильи Муромца?

Расскажите о нём.

Кто справа от Ильи Муромца?

Какими качествами обладал Алёша Попович?

Куда смотрит каждый из богатырей?

Что охраняют богатыри?

Пейзаж, окружающий богатырей.

-Попробуем описать всю картину по порядку. Один начнет, а продолжать попросит своего товарища и так до конца. Слушайте товарищей внимательно, чтобы знать, что рассказать дальше.. 

-Тысячу лет прошло, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей – богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича.  

Слушание музыкального произведения А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».

 ТЕМА: Рисование «Богатыри земли русской»

Программное содержание:  

- учить рисовать русского богатыря в доспехах;                                                      - продолжать учить детей передавать несложные движения человек              

 - учить изображать характерные особенности костюма – шлем, кольчуга.        - закреплять умения равномерно закрашивать рисунок в одном направлении. - закреплять знания о том, кто такие защитники отечества;                                  - Воспитывать патриотические чувства.

Материал:  

- репродукция картины М.Ю. Васнецова «Богатыри»;

   -Кукла в костюме богатыря;

- карандаши цветные, листы А4 (На каждого ребенка).

Предварительная работа: Беседа: «Кто такие богатыри», «Как звали русский богатырей и с кем они сражались»;

- Рассматривание картин М.В. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье», Н.Рерих «Илья Муромец»;

- Чтение художественной литературы:  «Илья Муромец и соловей разбойник».

- Просмотр мультфильма «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

      Ход образовательной деятельности.

Воспитатель: -  Ребята,  как вы думаете, в старину, в далекие времена кто защищал нашу землю, наше отечество от врагов? (Ответы детей).

   Да, о подвигах богатырей складывали песни, былины, стихи.                            -  Покой всех городов и сел старинных

Стерег дозор богатырей былинных.

Пускай те дни прошли, но слава вам,

Не давшим Русь врагу – богатырям!

Художники писали картины. Ребята, кто вспомнит, на какой картине изображены богатыри?

(На картине  В.М.Васнецова «три богатыря)

Молодцы! А как, их звали? ( Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) Правильно!

Раздается стук в дверь. Воспитатель достает из-за ширмы куклу – богатыря в доспехах.

Богатырь:  - Здравствуйте,  дети!  Меня зовут Илюша. Я недавно посетил Третьяковскую галерею. Мне очень понравилась картина «Богатыри» М.Ю. Васнецова.  Я, принес вам копию этой картины (достает картину).

Воспитатель:  - Мы с ребятами уже видели эту картину, но с удовольствием посмотрим еще раз. Правда, ребята? (Да).  (Воспитатель вешает картину на мольберт).

  Давайте вместе посмотрим на картину.

 -Кто нарисован на картине? (Богатыри )

-Какие богатыри, как их зовут? (Илья Муромец,  Алеша Попович, Добрыня Никитич)

- Обратите внимание, что защищает богатырей?  (доспехи: кольчуга  шлем);

- Что охраняют богатыри? (землю русскую и ее границы).

Богатырь: - Молодцы, ребята! Это правда, богатыри защитники Родины, они охраняли границы своего государства.  - Художник изобразил богатырей сильными, крепкими, могучими.

Воспитатель: (обращается к кукле)  Илюша, что-то  ты погрустнел, что случилось?

Богатырь:  - Мне очень захотелось, что бы и мой портрет нарисовали.

Воспитатель:  - Не грусти,  Илюша! Наши ребята тебе помогут, нарисуют твой портрет.

Богатырь:  - Ура! Как я рад у меня тоже будет свой портрет. А вы, хотите быть похожими на богатырей? (Да).  Для этого надо заниматься спортом и делать утром зарядку.

                                             Физкультминутка:

Дружно встанем раз-два-три                                    (Дети шагают на месте)

Мы теперь богатыри!                                                  (Руки согнуты в локтях, показывают силу).

Мы ладонь к глазам приставим,                              (руку правую подносим козырьком к глазам)

Нога крепкие расставим,                                            (ноги в стороны)

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво    (поворот вправо)

И налево надо тоже поглядеть

                                            из-под ладошек        (руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)

Наклонились влево – вправо                                   (руки на поясе наклоны влево – вправо)

Получается на славу!                                                 (Руки вверх).

               Повторить два – три раза.

 

Воспитатель:  - Отлично! Вот мы немножечко размялись. И теперь представим, что мы с вами художники, и будем рисовать портрет богатыря. Но для начала вспомним, как рисовать фигуру человека.

     Начинаем рисовать простым карандашом.   

       Голова у человека – овал. (Воспитатель рассказывает и показывает). Глаза рисуем посередине овала, расстояние от глаз до подбородка делим пополам, рисуем нос петелькой. Расстояние от носа до подбородка делим пополам и рисуем нос. На голову почти до самых глаз «надеваем» шлем, он похож на «луковку». Справа и слева на уровне глаз рисуем уши.

   Рисуем шею – меленький прямоугольник.  От шеи вправо и влево рисуем плечи, от линии плеч рисуем прямоугольник - это рубашка. Ноги – прямоугольники на них  рисуем сапоги.  В руки вкладываем щит и меч.  Затем закрашиваем цветными карандашами или восковыми мелками.

  Дети  приступают к рисованию. Воспитатель оказывает помощь детям.По окончании работы се рисунки рассматриваются.

Воспитатель:   - Вот, посмотри Илюша, сколько у тебя много портретов.

Богатырь:  - Они мне все нравятся!  Спасибо вам, ребята!

 

Конспект занятия по «Лепке» в старшей группе

Тема: «Богатыри – защитники русской земли»

Доминирующая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

Вид деятельности детей: Продуктивная. Восприятие художественной литературы. Двигательная.

Цель: формировать представление детей о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях — защитниках земли русской

Программное содержание: познакомить с русскими богатырями: Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем и др.; расширять и уточнять знания о произведениях устного народного творчества — былинах; вызывать эмоциональный отклик на произведения искусства; вызывать интерес к созданию выразительности образов; продолжать освоение скульптурного способа лепки (из целого куска) путем вытягивания и моделирования частей, развивать умение декорировать лепной образ; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Оборудование: пластилин, доски для лепки, стеки, салфетки, зубочистки, технологическая карта последовательности лепки богатыря; репродукция картины В. Васнецова «Богатыри»

Предварительная работа с детьми: рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри», чтение отрывков о былинных богатырях, слушание аудиозаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», просмотр мультфильмов о русских богатырях

I

Вводная часть

2 мин

II

Основная часть

22 мин

1

Беседа

6 мин

2

Физминутка

1 мин

3

Практическая деятельность детей

15 мин.

III

Заключительная часть

1 мин

Длительность 25 минут.

Ход занятия

I Вводная часть

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

- Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие в прошлое древнерусского государства.

Давным-давно на Руси жили богатыри. Слава об их подвигах, о том, как они защищали землю русскую, дошла и до наших дней.

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Н. Кончаловская

II Основная часть

Беседа педагога.

Воспитатель: Ребята, кто такой богатырь? (Ответы детей.)

Чтение педагогом отрывка из стихотворения Н. Морозова.

Силен как вольный ветер,

Могуч как ураган,

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град,

Спасает бедных, и детей,

И стариков, и матерей!

- Назовите богатырей, которые стерегли русские земли. (Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай Иванович, Микула Селянинович, Илья Муромец.) Раньше наша Родина называлась Русью. Налетали на города и села враги: жгли и грабили, уводили в рабство людей. Чтобы уберечь от врагов русскую землю, по краям степи строили заставы — маленькие крепости. Защищали они от врагов и чужих людей. Стерегли нашу землю славные богатыри, об их подвигах складывали былины.

- Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в старину и прославились своими подвигами? (Из былин, сказаний, песен, стихотворений, книг.) Что такое былина? (Слово «былина» произошла от слов «быль», «было».) Кто слагал былины о богатырях? (Сказители.)

Педагог показывает детям картину В. Васнецова «Богатыри».

Воспитатель: Вот так выглядели богатыри: могучие, мужественные, храбрые, сильные. Художник Виктор Михайлович Васнецов создал картину «Три богатыря». На ней в середине на могучем коне сидит Илья Муромец, по бокам — Алеша Попович и Добрыня Никитич зорко всматриваются, не слышен ли топот чужих коней.

Посмотрите: на богатырях надета кольчуга — железная одежда из металлических колец. В бою она надежно защищает от копья. Шлем -железная шапка — служит для того, чтобы в бою оберегать голову от ран. А это древние русские щиты. Щиты делали круглые, из железа. Это колючее оружие называется палицей. Главным оружием у богатырей был железный меч. Вот каким оружием воевали русские воины.

- Какие впечатления у вас вызвала картина «Три богатыря»? Кто из богатырей вам понравился больше всего? (Ответы детей.)

- Давайте превратимся в скульпторов и попробуем из пластилина создать композицию с русскими богатырями.

Физминутка. «Богатыри»

Богатырь - вот он каков:                      (Показывают силача)

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,                               (Имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри,                     (Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

Практическая часть.

1 вариант: Педагог предлагает детям вылепить из пластилина по замыслу богатыря с доспехами. Напоминает о строении фигуры богатыря, ее частей, деталей, подсказывает, каким способом лучше лепить доспехи. Для наглядности предлагает технологическую карту последовательности лепки богатыря. Дети приступают к выполнению задания. В случае затруднения педагог помогает детям наводящими вопросами.

2 вариант: работа выполняется в технике – пластилинографии.

III Заключительная часть.

Организация сюжетной коллективной композиции «Богатыри земли русской»

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие заветы оставили богатыри нам, своим потомкам? (Защищать свою Родину, слабых, стариков и детей, быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить родную землю, свой народ.)

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Н. Кончаловская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Богатыри земли русской"

Данный прект создан для развития чувства патриотизма с использованием былин и легенд русского народа, формирует гендерную и гражданскую принадлежность....

Образовательный проект «Богатыри Земли Русской»

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста            ...

Проект "Богатыри Земли Русской (старший дошкольной возраст)"

ПРОЕКТ «БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»АКТУАЛЬНОСТЬ: Сегодня, в соответствии с ФГОС, на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка, которое невозможно...

Исторически – познавательный проект «Богатыри земли русской»

Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Наша задача дать детям основные представления о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о бог...

Проект "Богатыри земли русской"

Погружение детей в мир музыкальных образов русской классической музыки, произведений живописи, былин путём организации детской практической деятельности  в контексте прое...

Проект "Богатыри земли русской"

Сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то...

Проект:"Богатыри земли русской"

Презентация про богатырей...