Конспект образовательной деятельности по приобщению детей средней группы к художественной литературе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Жуйборода Дарья Александровна

КОНСПЕКТ

Образовательной деятельности по приобщению детей средней группы к художественной литературе

Тема: Чтение рассказа Н. Сладкова «Неслух»

Цель: ознакомление детей с рассказом Н. Сладкова «Неслух», посредством выразительного чтения воспитателем и беседы по содержанию.

Задачи

Образовательная: продолжать приучать детей внимательно слушать рассказ Н. Сладкова «Неслух» ; отвечать на вопросы полным ответом;

Развивающая: развивать логическое мышление; развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать речевую и познавательную активность;

Воспитательная: воспитывать интерес к художественной литературе; воспитывать желание прийти на помощь нуждающемуся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozh.liter_sr.gruppa.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Образовательной деятельности по приобщению детей средней группы к художественной литературе

Тема: Чтение рассказа Н. Сладкова «Неслух»

Цель: ознакомление детей с рассказом Н. Сладкова «Неслух», посредством выразительного чтения воспитателем и беседы по содержанию.

Задачи

Образовательная: продолжать приучать детей внимательно слушать рассказ Н. Сладкова «Неслух» ; отвечать на вопросы полным ответом;

Развивающая: развивать логическое мышление; развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать речевую и познавательную активность;

Воспитательная: воспитывать интерес к художественной литературе; воспитывать желание прийти на помощь нуждающемуся.

Оборудование: презентация, книга Н. Сладкова «Неслух», портрет автора, смайлики.

Ход

Этапы организации

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Организационно-мотивационный этап

Приветствие детей

Загадывание загадки

Рассматривание иллюстраций обложки книги

Рассматривание книжного уголка

Рассматривание портрета автора

Аннотация на произведение

Высказывание своего мнение о произведении

Доброе утро, ребята. Я вас очень рада видеть. Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

Я люблю наш детский садик,

Он для нас всегда, как праздник,

Утром мы туда спешим,

Поздороваться хотим.

Здравствуйте, мои ребята,

Видеть вас всегда я рада!

Теперь я вижу, что вы готовы заниматься.

Ребята, сегодня в группу я кое-что принесла. Вы хотите узнать, что это?

Тогда отгадайте загадку:

В них живут рассказы, сказки,

Комиксы, стихи, раскраски.

Все девчонки и мальчишки

Любят их. Ведь это… (Книжки)

Правильно ребята, это книга.

Сегодня в детский сад я принесла очень интересную книгу. Посмотрите на нее.

Кто изображен на обложке книги?

Правильно, это мишка. Он является главным героем этого рассказа.

Ребята, а где у нас в группе лежит много разных книг?

Давайте подойдем к книжному уголку.

Ребята, что у нас тут находится? Давайте посмотрим.

В книжном уголке, есть не только книги, но и портреты авторов этих книг, которые пишут интересные рассказы, сказки, стихотворения.

Посмотрите на этот портрет автора, вы знаете кто это?

Это Николай Сладков. Он написал очень много интересных и познавательных  рассказов и сказок про животных и природу для детей такого возраста, как вы.

Один из его рассказов мы сегодня с вами прочитаем.

В этом рассказе говорится о том, как автор сидел у ручья и грыз сухарь и вдруг он увидел медвежонка. Медвежонок не смог поймать полчков, те спрятались в нору под пнем.
Малыш приподнял камень, чтоб поживиться мышатами, но камень придавил ему лапу.
Мишка раздавил гриб и оказался в облаке пыли. Когда мишка играл с лягушкой, то та смогла скрыться, пока ее не съели. Появилась медведица, хорошенько наказала медвежонка

Мне очень нравиться этот рассказ, мне его в детстве часто читала мама, и я всегда переживала за медвежонка.

Ребята, так почему же этот рассказ называется «Неслух»? Вы хотите узнать?

Тогда присаживайтесь на места, ножки вместе, спинка касается спинки стула. Ручки на коленях.

Приветствуют друг друга

Слушают загадку

Книжки

Смотрят на обложку книги

Проходят в книжный уголок

Рассматривают портрет автора

Слушают аннотацию

Присаживаются на места

2.Основной этап

Словарная работа

Озвучивание автора и названия произведения

Чтение произведение

Беседа по содержанию

Выборочное чтение

Игра «Закончи предложение»

Физкультминутка

 

Перед прочтением хочу вас познакомить со словами, которые вам могут быть не понятны

Забредут – далеко зайти

Взбрыкнул курдючком – упал на хвост

Зверька-полчка – грызуны

Глазеет – смотрит

Едкая – сильный запах

Брякнулся – упал

Потрусил – быстро идти

Затрещину - удар по щеке

Вскинулся на дыбки – поднялся на задние лапы

Оплеухи – ударить по щеке

Теперь мы готовы к чтению рассказа Николая Сладкова «Неслух».

Медведицы — строгие матери. А медвежата — неслухи. Пока ещё сосут сами сзади бегают, в ногах путаются.

А подрастут — беда!

Да и медведицы сами со слабинкой: любят в холодке подремать. А весело ли медвежатам слушать их сонное сопение, когда кругом столько заманчивых шорохов, писков, песен!

От цветка к кусту, от куста к дереву — и забредут...

Вот такого неслуха, удравшего от матери, я однажды и встретил в лесу

Я сидел у ручья и макал сухарь в воду. Был я голодный, а сухарь был жёсткий, потому трудился я над ним очень долго. Так долго, что лесным жителям надоело ждать, пока я уйду, и они стали вылезать из своих тайников.

Вот вылезли на пень два зверька-полчка. В камнях запищали мыши видно, подрались. И вдруг' на поляну выскочил медвежонок. Медвежонок как медвежонок: головастый, губастый, неловкий.

Увидел медвежонок пень, взбрыкнул курдючком — и боком с подскоком прямо к нему. Полчки — в нору, да что за беда! Медвежонок хорошо помнил, какими вкусными вещами угощала его мать у каждого такого пня. Успевай только облизываться!

Обошёл мишка пень слева — никого нет. Заглянул справа — никого. Сунул нос в щель — полчками пахнет! Вылез на пень, поцарапал пень лапой. Пень как пень.

Растерялся мишка, притих. Оглянулся кругом.

А кругом лес. Густой. Тёмный. В лесу шорохи.

Слез мишка с пня и потрусил дальше.

На пути камень. Повеселел мишка: дело знакомое! Подсунул лапу под камень, упёрся, нажал плечом. Поддался камень, пискнули под ним испуганные мышенята.

Бросил мишка камень — да обеими лапами под него. Поторопился: камень упал и придавил мишке лапу. Взвыл мишка, затряс больной лапой. Потом полизал, полизал её, да и похромал дальше. Плетётся, по сторонам больше не глазеет, под ноги смотрит.

И видит: гриб. Пуглив стал мишка. Обошёл гриб кругом. Глазами видит: гриб, можно съесть. А носом чует: плохой гриб, нельзя есть! И есть хочется... и страшно!

Рассердился мишка — да как треснет по грибу здоровой лапой! Лопнул гриб. Пыль из него фонтаном жёлтая, едкая — прямо мишке в нос.

Это был гриб-пыхтун. Зачихал мишка, закашлял. Потом протёр глаза, сел на задок и завыл тихо-тихонечко.

А кто услышит? Кругом лес. Густой. Тёмный. В лесу шорохи.

И вдруг — плюх! Лягушка! Мишка правой лапой — лягушка влево. Мишка левой лапой — лягушка вправо.

Нацелился мишка, рванулся вперёд — и подмял лягушку под себя. Зацепил лапой, вытащил из-под брюха. Тут ему бы и съесть лягушку с аппетитом первую свою добычу.

А ему, дурачку, только бы поиграть.

Повалился на спину, катается с лягушкой, сопит, взвизгивает, будто его под мышками щекочут.

То подкинет лягушку. То из лапы в лапу передаст. Играл, играл, да и потерял лягушку.

Обнюхал траву кругом — нет лягушки. Так и брякнулся мишка на задок, разинул рот, чтоб заорать, да и остался с открытым ртом: из-за кустов на него глядела старая медведица.

Медвежонок очень обрадовался своей мохнатой мамаше; уж она-то приласкает его и лягушку ему найдёт.

Жалостно скуля и прихрамывая, он потрусил ей навстречу. Да вдруг получил такую затрещину, что разом сунулся носом в землю. Вот так приласкала!

Обозлился мишка, вскинулся на дыбки, рявкнул на мать. Рявкнул и опять покатился в траву — от оплеухи.

Видит: плохо дело! Вскочил — и бегом в кусты.

Медведица за ним.

Долго слышал я, как трещали сучья и как рявкал медвежонок от мамашиных затрещин.

«Ишь как уму да осторожности его учит!» — подумал я. Убежали медведи, так меня и не заметили. А впрочем, кто их знает?

Кругом лес. Густой. Тёмный. В лесу шорохи.

Лучше уйти поскорей: ружья-то у меня нету.

  • Так почему же этот рассказ называется «Неслух»?
  • Ребята, какие герои были в рассказе?
  • Как выглядел медвежонок?
  • Как вы думаете, почему медвежонок не мог сам добыть себе еду?
  • Почему же мама-медведица не приласкала медвежонка?
  • Как бы вы поступили на месте медвежонка?
  • Чему же нас научил этот рассказ?
  •  Молодцы, ребята.

Ребята, давайте еще раз прочитаем один очень интересный момент из рассказа.

Медвежонок очень обрадовался своей мохнатой мамаше; уж она-то приласкает его и лягушку ему найдёт.

Жалостно скуля и прихрамывая, он потрусил ей навстречу. Да вдруг получил такую затрещину, что разом сунулся носом в землю. Вот так приласкала!

Обозлился мишка, вскинулся на дыбки, рявкнул на мать. Рявкнул и опять покатился в траву — от оплеухи.

Видит: плохо дело! Вскочил — и бегом в кусты.

Медведица за ним.

Долго слышал я, как трещали сучья и как рявкал медвежонок от мамашиных затрещин.

«Ишь как уму да осторожности его учит!» — подумал я. Убежали медведи, так меня и не заметили. А впрочем, кто их знает.

Ребята, а вы знаете, что сделал мишка с грибом? Тогда послушайте.

Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Закончи предложение» словами из текста.

Медвежонок очень обрадовался своей мохнатой…. (мамаше); уж она-то приласкает его и лягушку ему… (найдёт).

Жалостно скуля и …(прихрамывая), он потрусил ей навстречу. Да вдруг получил такую …(затрещину), что разом сунулся носом в землю.

Молодцы, запомнили все слова.

Сейчас давайте отдохнем, повторяйте за мной движения.

Три медведя шли домой
Папа был большой-большой.
Мама с ним поменьше ростом,
А сынок — малютка просто.
Очень маленький он был,
С погремушками ходил.
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.

Произносят слова в словарной работе

Слушают произведение смотрят на иллюстрации

Отвечают на вопросы

Слушают выборочное чтение

Играют в игру «Закончи предложение»

Выполняют физминутку

3.Заключительный этап

Подведение итогов

Ребята, наше занятие подходит к концу.

Какой рассказ мы сегодня прочитали?

Что для вас было трудным на занятии? Почему?

Что бы вы рассказали маме и папе?

Дети , у вас на столе лежат смайлики, грустный и веселый. Если вам не понравилось занятие, то поднимите грустный смайлик, а если понравилось, то поднимите веселый. Скажите почему.

Отвечают на вопросы

Поднимают смайлики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы Восприятие художественной литературы и фольклора Заучивание потешки «Мыши водят хоровод»

Программа указывает на необходимость знакомства детей с родной культурой, заучивание с детьми потешек, песенок, закличек, формирование у детей интереса к детскому фольклору. У большинства детей ...

Опыт работы "Приобщение детей среднего возраста к художественной литературе через проектную деятельность"

Я уверена, что именно от правильно организованного занятия, удачно подобранных методов и приемов работы с книгой зависит успех формирования интереса к художественной литературе....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в младшей группе Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СКАЗОК»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в младшей группеТема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СКАЗОК»Подготовила: Краснокутская Т.А. Ц...

Конспект организации образовательной деятельности по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры. Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»).

Конспект организацииобразовательной деятельности  по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры.Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художестве...

Конспект РОД Приобщение детей старшей группы к художественной литературе «Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»»

Конспект Регламентированной образовательной деятельности. Образовательная область - речевое развитие. тема: Приобщение детей старшей дошкольной группы к художественной литературе "Пересказ расска...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в процессе ознакомления детей средней группы с художественной литературой.

Целью моего занятия является создание условий для развития нравственных качеств у детей через ознакомление с русской народной сказкой «Лисичка – сестричка и волк»....

Конспект образовательной деятельности: экскурсия для детей средняя группа «Цветочная клумба».

Познавательная деятельность, организованная в виде экскурсии «Цветочная клумба», позволяет детям 4-5 лет познакомиться с особенностями строения цветочных растений, научиться сравнивать, ан...