конспект занятия "Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» с использованием ИКТ"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Развитие связной  речи у детей, на основе беседы по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_grachi_prileteli.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         Конспект занятия по развитию речи

                                                                                                  в подготовительной к школе группе № 13

                                                            МБДОУ «Д/с №30»

 Кондратюк С.А.

Образовательная область - речевое развитие.

Тема: Рассматривание картины   А. К. Саврасова «Грачи прилетели» с использованием ИКТ.

Цель: Развитие связной  речи у детей, на основе беседы по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Задачи:

Коррекционно-бразовательные:

Создать условия для развития связной речи у детей на основе беседы по картине.
Продолжать учить детей составлять и использовать в речи распространенные предложения.
Учить находить поэтическое сходство между стихами о весне русских поэтов и картиной А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Учить  детей определять содержание картины.
Коррекционно-развивающие:
Развивать диалогическую речь — самостоятельно отвечать на вопросы.
Активизировать словарь прилагательных, глаголов.
Развивать интерес детей к творчеству русских художников.
Развивать художественное восприятие пейзажных картин.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать у детей художественный вкус, способность понимать и чувствовать.
Помочь детям ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели».
Воспитывать любовь к живой природе, бережное отношение к птицам.
Материал: Проектор;  репродукция картины А. Н. Саврасова «Грачи прилетели»; аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года»; видеозапись «Голоса грачей», видеозапись «Пробуждение весны»
Предварительная работа:  Заучивание стихов о весне: Ф. И. Тютчева «Весна», «Весенние воды», А.Н. Плещеева «Весна», И. Токмаковой» Весна». Наблюдение примет наступающей весны в природе. Отгадывание загадок о весне и птицах.  Дидактическая игра «Перелётные и зимующие»  
Словарная работа: грач, грачата, вьют гнезда, журчат ручьи, пернатые, перелетные, щебет птиц.

Ход занятия:
1. - Ребята отгадайте загадку:
Если снег повсюду тает, превращается в ручей,
Травка робко вылезает, день становится длинней,
Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла… (весна).

2.  Беседа о весне.

- Солнышко растопило снег!
- Мы на прогулке любовались сосульками, слушали звуки капели, а сегодня нас радует птичий щебет.

- Первые вестники весны – птицы.
- Сегодня мы поговорим с вами о первых вестниках весны грачах, им посвящено наше сегодняшнее занятие.  
3. Рассматривание репродукции картины  используя проект, аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года»  Весна.

-  Картину «Грачи прилетели» написал великий русский  художник Алексей Кондратьевич Саврасов.
- Почему Алексей Кондратьевич так назвал картину?
- А как бы вы её назвали?
- Какое время года изобразил художник на картине?
 Ответы детей. Ранняя весна.
- Докажите, что это ранняя весна?
- Возьмите «камеры» в руки и найдите в картине приметы ранней весны.

Ответы детей - Тает снег, растаял лед на пруду, прилетели грачи…
- Когда я смотрю на эту картину мне хочется прочесть стихотворение о весне.
- А какие строчки из стихов русских поэтов о весне вспоминаются вам, когда смотрите на картину А.К. Саврасова?
Включаю  видеозапись  «Пробуждение весны»
Дети рассказывают отрывки стихов о весне.
- Всмотритесь в небо на картине. Какое оно?
Ответы детей – солнце не видно , хмурое небо покрытое темными тучами. Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное.
- Ребята, посмотрите на землю. Что вы можете сказать о земле? А каким вы видите снег?           Ответы детей - Земля покрыта мокрым, тёмным грузным снегом. Снег потемневший, рыхлый, серым, подтаявший.
- Расскажите о берёзах. Какие они?
Ответы детей – Около низины стоят четыре молодые , стройные, красивые, высокие  берёзы.
- Все ли берёзы стройные, молодые?
Ответы детей – Впереди согнулись три старые, корявые, изогнутые берёзы.
- Что происходит на берёзах?
- Расскажите о грачах, что они делают?
Ответы детей  - Поправляют, ремонтируют гнезда.
Внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. 
Грачи радостные, веселые и шумные, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они обустраивают свои гнезда, в которых будут выводить своих птенцов.
- Какие деревья выбрали грачи?
Ответы детей  - Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева.
- Как называются гнёзда грачей?   Грачовники
- Что виднеется вдали за берёзами?
Ответы детей – За берёзами виднеется старая деревянная постройка и белокаменный Собор с тремя куполами и высокой колокольней.

За березами старые избы и высокая колокольня, а дальше поля, на которых уже почти растаял снег.
4. Физминутка «Грачи»
Вот на ветках грачи! Не кричи!            (указательный палец на губы)

Черные сидят грачи                              (присели)

Разместились в гнездышке,                 (показать руками гнездо перед собой)

Распустились перышки,                       (встать, руки в стороны)

Греются на солнышке,                         (погладить себя руками)

Головой вертят,                                    (повороты головой вправо-влево)

Полететь хотят.                                    (руки в стороны- взмах)

Кыш! Кыш! Улетели!                          (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)

Полетели, прилетели                           (летают)

И опять на гнезда сели                        (присели).

5. Вывешиваю таблицу с обозначенными моделями.
- Ребята, давайте поиграем в игру
- «Дели – Объединяй» и установим взаимосвязь между объектами, объясняя их.

- А сейчас мы «войдём в картину»
- Какие запахи вы чувствуете?
- Какие звуки вы услышали?

Используя проектор  видеозапись «Голоса грачей».
- Как вы думаете о чём шумят, кричат, галдят  грачи?  
Рассказы детей
6. Итог занятия. - Ребята,  о чём мы сегодня с вами говаривали?
- Что нового вы узнали из жизни птиц?  - Кто написал картину «Грачи прилетели»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассматривание картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели" составление описательного рассказа. Конспект комплексного занятия по развитию речи и конструированию в подготовительной группе.

Конспект комплексного занятия по развитию речи и консруированию в подготовительной группе. Тема: "Рассматривание картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели" составление описательного рассказа...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с ТНР. Тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Конспект по развитию речив подготовительной группе с ТНР.Тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и конструированию в подготовительной группе Тема: Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», составление описательного рассказа.

Конспект интегрированного занятия по развитию речии конструированию в подготовительной группе Тема:  Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», составление описательного расска...

Конспект интегрированного занятия Тема: Знакомство с картиной А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с живописью на примере произведения художника А.К.Саврасова, способствовать проявлению активного интереса и  эмоционального отклика на содержани...

Конспект НОД по картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели"

В данном мероприятии,  которое состоялось в рамках музейной педагогики мы хотели показать как развиается эмоцианальная сфера дошкольников при помощи репродукции "Грачи прилетели, сказочных ...

Конспект занятий по развитию речи « В гостях у художника» Рассказ по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели» ( с использованием интерактивной доски)

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.Цели :развивать творческое воображ...