РППС по речевому развитию в ДОУ для детей младшего и среднего возраста
учебно-методический материал по развитию речи (младшая, средняя группа)

перечень наполняемости среды в средних и младших группах для речевого развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps_rechevogo_ugolka.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

РППС по речевому развитию в ДОУ для детей младшего и среднего возраста.

В области речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста основными задачами образовательной деятельности являются: Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии, и глаголы, характеризующие трудовые действия. Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета, время суток. Учить употреблять существительные с обобщающим значением.

Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчётливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определённый звук .

Грамматический строй речи. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи. Образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных, употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах. Правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных.

Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине.

Приобщение к художественной литературе. Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения, запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Зачитывать по просьбе ребёнка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений.

Для решения речевых задач в детском саду, важнейшей предпосылкой является правильно организованная обстановка, предметно –пространственной среды, в которой у детей появилось бы желание говорить, вступать в речевое общение. Развитие речи ребенка проходит нитью через все предметно – пространственное пространство группы, где непосредственно находится ребенок. Поэтому требования к среде речевого развития сводится к требованиям предметно – пространственной среды в целом.

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

1. Артикуляционной моторики:

• артикуляционная гимнастика в стихах и картинках

• альбом звукоподражаний.

2. Закрепление речевого дыхания и правильной воздушной струи:

• разноцветные пёрышки

• султанчики

• бумажные снежинки, листочки

• вертушки

• вата

• шары для надувания

• мыльные пузыри

• дыхательная гимнастика в стихах и картинках

• игры: «Футбол»; «Накорми фрукты», «Чей парусник быстрее», «Рыбалка» и т.д.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук:

• сухой бассейн

• волчки

• шнуровки

• мозаика, пазлы

• мячики, прищепки

• трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки

• счетные палочки, палочки Кюизенера

• пальчиковые игры, театр

• игры на штриховку, картинки-раскраски

• различный материал для создания картинок: горох, нитки разного цвета, пластилин, разноцветные камешки, салфетки, пуговицы и т. д.

4. Формирование фонематического восприятия и слуха:

• шумовые инструменты

• звуковые коробочки

•детские музыкальные инструменты: гармошки, барабаны, бубен, трещотка, колокольчики, маракас, погремушки и т. д.

• предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации.

5. Игры и пособия по автоматизации звуков:

• мелкие игрушки

• предметные картинки

• сюжетные картинки

• различные виды театров

• чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки.

6. Активизации словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий:

• картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетные и предметные)

• картинки, с изображением животных и их детенышей

• картинки на подбор антонимов

• картинки для упражнений по подбору родственных слов

• картинки на игру «Четвертый лишний»

• иллюстрации по овладению смысловой стороной многозначных слов

• картинки, на которых изображены предметы, люди, животные в движении

• развивающие пазлы, лото

•игры: «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое», «Большие и маленькие», «Профессии», «Один - много», «Назови ласково», «Чего нет?», «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер», «Разноцветный сундучок», «Чудесный мешочек» и др.

7. Развитие связной речи:

• наборы сюжетных картинок для составления рассказов

• серии сюжетных картинок на различные темы

• выразительные, яркие, образные игрушки для обучения детей

• составлению описательных рассказов

• схемы –опоры для составления описательных рассказов о предметах, животных, птицах

• маски, элементы костюмов, фигурки из плоскостного театра, куклы – игрушки из киндер – сюрпризов, куклы для драматизации отрывков из сказок и художественных произведений

• библиотека детских книг.

Таким образом, соблюдение принципов и требований к организации предметно пространственной развивающей среды в группе способствует развитию речевой активности, а следовательно и познавательно-речевых навыков детей 4-5 лет.

Гиргеева О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития и эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня

В статье описаны особенности речевого развития и эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня, а также влияние семьи на развитие таких детей....

Комплексы игровых упражнений для развития тонкой моторики рук с опорой на лексические темы для детей младшего и среднего возраста с задержкой психического и речевого развития.

Подобранный материал апробирован как элемент совместной образовательной деятельности с детьми 4 и 5 года жизни, имеющими задержки развития различного генеза. Упражнения очень просты, их выполняют отде...

Консультация "Развитие нравственных качеств у детей младшего и среднего возраста через игру"

Важнейшим первоначальным этапом становления нравственности как характеристики личности человека учёные считают дошкольный возраст. Доказательством этому является достаточно большое количество работ, п...

Протокол обследования речевой деятельности детей младшего и среднего возраста

laquo;Протокол обследования  речевой деятельности детей младшего и среднего возраста» для первичного выявления дошкольников с нарушениями речи. В качестве дидактического материала для обсл...

Фольклор как средство речевого развития детей младшего и среднего возраста

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - народный фольклор. Они влияют на развитие речи младших дошкольников, обогащая словарь, развивая артикуляционны...

Использование картинок-символов в работе с " неговорящими" детьми. Методическая разработка по стимуляции речевого развития "неговорящих" детей младшего и среднего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.

    В материале представлены рекомендации из практики логопеда-деффектолога по работе с "неговорящими" детьми с использованием картинок-символов, развивающих воображение, по...