Конспект занятия на тему: "Дифференциация звуков [С]-[З]"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: Дифференциация звуков [с] – [з] в словах, словосочетаниях и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить артикуляцию звуков;
- закрепить правильное произношение звуков [с] – [з];
- учить дифференцировать звуки в разных категориях.
Коррекционно-развивающие:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- развивать фонематический слух.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе.
Тема: Дифференциация звуков [с] – [з] в словах, словосочетаниях и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить артикуляцию звуков;
- закрепить правильное произношение звуков [с] – [з];
- учить дифференцировать звуки в разных категориях.
Коррекционно-развивающие:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- развивать фонематический слух.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование: зеркало, салфетка, картинки (или игрушки) собачек Скай и Зума, камешки Марблс, картинки артикуляционных упражнений, игра на дыхание «Найди косточки», картинка для слоговых песенок, игра «Помоги Зуме передать мяч Скай», картинки для составлений предложений.
Ход занятия:
Деятельность логопеда | Деятельность детей |
I. Организационный момент. - Аня, у нас сегодня необычное приветствие. Здороваться будем различными частями тела. Скажем «Здравствуй» руками, придумай свой жест для приветствия. Теперь поздороваемся глазами. Давай встретимся взглядом и моргнем друг другу. Хором произнесем «Здравствуйте». |
Ребенок выполняет задание логопеда. |
II. Введение в тему. -Ты любишь мультфильмы? Сегодня к нам на занятие пришли герои мультфильма «Щенячий патруль». Но кто, узнаешь, если отгадаешь, чей девиз я сейчас произнесу! - «Небо зовёт в полёт!», «Небо – мой дом!», «Щенки рождены летать!» (Скай) - «Рассекай!», «Ныряй глубже!», «На старт, внимание, плюх!» (Зума) - Умница! А С какого звука начинается имя первого героя? - С какого звука начинается имя второго героя? - Сегодня мы будем учиться различать эти два звука. -Давай поиграем с нашими друзьями и выполним упражнения для язычка. Проснулись Скай и Зума, потянулись, выглянули в окошко (упражнение «Окошко»). Улыбнулись хорошему дню (упражнение «Улыбка»). Почистили зубки (упражнение «Почистим зубки»). Попили чай с блинчиками (упражнение «Блинчики»). Причесали волосы (упражнение «Расчёска») и пошли гулять. По дороге они встретили сердитую кошку, которая выгибала спинку (упражнение «Сердитая кошка»), покатались на горке (упражнение «Горка») и стали играть в футбол (упражнение «Футбол»). Посмотрели, который час (упражнение «Часики») и пошли домой. -Устали друзья после футбола и захотели перекусить. Как ты думаешь, что любят кушать собачки? - Правильно. Давай их угостим ими. Но, чтобы перекусить, надо косточки найти. Помоги Скай и Зуме. Косточки спрятались под листочками. Подуй на листочки и отыщи все косточки. - Покажем Скай, как мы умеем «свистеть». Зубы сближены. Губы растянуты в улыбке. Кончик язык упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Воздух проходит посредине языка. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит. -Теперь «позвеним» для Зумы. Положение губ, зубов, языка такое же, как при звуке [с]. Только спинка языка незначительно поднята, голосовые связки сомкнуты и вибрируют, поэтому звук звонкий. | - Да. - Это Скай. - Это Зума.
- Имя первого героя начинается с первого звука [с]. - Имя Зумы начинается со звука [з]. Ребёнок выполняет упражнения и выкладывает камешки на выполненное упражнение. - Они любят косточки. Ребёнок дует на листочки и находит косточки. Логопед следит, чтобы ребёнок дул на кончик язычка, а не в щёки. |
III. Изучение нового. – Дай характеристику звука [с]. (Звук С – согласный, твердый, глухой.) – Выберите обозначение для звука [с] (Дети выбирают синий квадрат без колокольчика.) – Дайте характеристику звука З. (Звук З – согласный, твердый, звонкий.) – Как мы обозначим звук З? (Дети выбирают синий квадрат с колокольчиком.) – Чем похожи звуки [с] и З? (Они оба согласные и твердые.) – Чем эти звуки отличаются? (Звук [с] – глухой, а звук З – звонкий.)
-Наши спасатели любят петь песенки. Скай летает на вертолете и поёт свою песенку: «Са-са-са», «со-со-со», «су-су-су, «сы-сы-сы». Давай полетаем вместе со Скай. Ставим камешек на облачко, летим, напевая песенку. -Зума водный спасатель. Но сейчас он прыгает по кочкам и напевает свою песенку: «За-за-за», «зо-зо-зо», «зу-зу-зу, «зы-зы-зы». Давай попрыгаем вместе со щенком и споём его песенку. -Отдохнули спасатели и решили поиграть в футбол со своими друзьями. Давай и мы с ними поиграем. Помоги Зуме обойти мальчишек и передать мяч Скай. Я буду называть слова, если услышишь звук [с] клади на кружочек красный камешек, а если услышишь звук [з] - синий камешек. Слова: сок, зубы, сова, Знайка, самолёт, колбаса, поезд, оса, закат, ананас, кактус, забор, Соня, тазы, змея, косынка, зонт, коза, квас, роза. - Наши друзья любят придумывать разные словосочетания. А ты можешь? Придумай по 3 признака к каждому щенку. Готова? - Скай какая? - Зума какой? - Давай ещё немножко поиграем. Посмотри на картинки. Назови их. Подумай, кому можно отдать эту картинку и составь предложение. Не забывай правильно произносить звуки. Например: Косу кому подарим? Козу отдадим кому? (Картинки: самокат, краски, свитер, сапоги, бусы, зонт, розы, зеркало, ваза, арбуз) | - Эти звуки согласные и тверые. - Звук [з]- звонский, [] Ребенок проговаривает слоги и переставляет камушек по картинкам «облачка» и «кочки». Ребёнок повторяет за логопедом слова, называет звук и выкладывает камешки. Ребенок, услышав звук [с], должен положить красный камень в кружек, а на звук [з] – синий камень. - Да. - Скай смелая, сообразительная, ласковая. - Зума забавный, изобретательный, зоркий. - Косу мы подарим Скай. А козу отдадим Зуму. |
IV. Обобщение (закрепление) изученного. - Мы с нашими гостями подготовили тебе волшебные слова. Вставь нужные по смыслу слова. Дети ели вкусный … зуб, суп. У Зои разболелся … У Зои русая … коса, коза. В сад забрела … | Ребенок должен на слух определить какое слово больше подходит по смыслу. |
V. Проверка результатов. - С какими звуками мы сегодня играли? - Как зовут наших друзей? - А чем же различаются звуки? | - Со звуком [с] и [з] - Наших друзей зовут Скай и Зума. - звук [с] – глухой, а звук [з] он звонкий. |
VI. Подведение итогов занятия. - Чему мы сегодня учились? - Аня, ты сегодня большая молодец. Хорошо поработала и красиво произносила звуки. Выбирай любую наклейку, это твоя награда. | - Сегодня мы учились различать звуки [с] и [з], помогали Скай и Зуме решать задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".
Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы детского сада....

Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков [с] – [ш] в словах и предложениях».
Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков[с] – [ш] в словах и предложениях»....
Презентация к конспекту занятия на тему:« Дифференциация звуков С-Ш»
Дифференциация и закрепление правильного произношения звуков (С-Ш) в слогах, словах, во фразах....

Конспект занятия на тему: Дифференциация звуков [Ч]-[Ть]
Дифференциация звуков - это различение звуков, схожих по каким-то признакам. Ребенок научился произносить звуки правильно, но в самостоятельной речи заменяет их на звуки, сходные по звучанию. Не стоит...
Конспект занятия по теме "Дифференциация звуков Л-Р"
Конспект занятия по диференциации звуков Л-Р...

Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков р-л»
Тема:Дифференциация звуков «р-л» Цели:Учить детей различать звуки «р» и «л» в слогах, словах и предложениях. Выделять их из ряда других звуков и слов на слух.Р...
конспект занятия на тему:Дифференциация звуков с-ш изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Конспект подгруппового занятия для детей старшей группы на тему: Дифференциация звуков с-ш изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях....
