Конспект занятия на тему: "Дифференциация звуков [С]-[З]"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Заикина Анастасия Ильинична

Тема: Дифференциация звуков [с] – [з] в словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  • уточнить артикуляцию звуков;
  • закрепить правильное произношение звуков [с] – [з];
  • учить дифференцировать звуки в разных категориях.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  • развивать фонематический слух.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_s-z.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе.

Тема: Дифференциация звуков [с] – [з] в словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  • уточнить артикуляцию звуков;
  • закрепить правильное произношение звуков [с] – [з];
  • учить дифференцировать звуки в разных категориях.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  • развивать фонематический слух.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям.

Оборудование: зеркало, салфетка, картинки (или игрушки) собачек Скай и Зума, камешки Марблс, картинки артикуляционных упражнений, игра на дыхание «Найди косточки», картинка для слоговых песенок, игра «Помоги Зуме передать мяч Скай», картинки для составлений предложений.

Ход занятия:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

I. Организационный момент.

- Аня, у нас сегодня необычное приветствие. Здороваться будем различными частями тела. Скажем «Здравствуй» руками, придумай свой жест для приветствия. Теперь поздороваемся глазами. Давай встретимся взглядом и моргнем друг другу. Хором произнесем «Здравствуйте».

Ребенок выполняет задание логопеда.

II. Введение в тему.

-Ты любишь мультфильмы?

Сегодня к нам на занятие пришли герои мультфильма «Щенячий патруль». Но кто, узнаешь, если отгадаешь, чей девиз я сейчас произнесу!

- «Небо зовёт в полёт!», «Небо – мой дом!», «Щенки рождены летать!» (Скай)

- «Рассекай!», «Ныряй глубже!», «На старт, внимание, плюх!» (Зума)

- Умница! А С какого звука начинается имя первого героя?

- С какого звука начинается имя второго героя?

- Сегодня мы будем учиться различать эти два звука.

-Давай поиграем с нашими друзьями и выполним упражнения для язычка.

Проснулись Скай и Зума, потянулись, выглянули в окошко (упражнение «Окошко»). Улыбнулись хорошему дню (упражнение «Улыбка»).

Почистили зубки (упражнение «Почистим зубки»).

Попили чай с блинчиками (упражнение «Блинчики»).

Причесали волосы (упражнение «Расчёска») и пошли гулять.

По дороге они встретили сердитую кошку, которая выгибала спинку (упражнение «Сердитая кошка»), покатались на горке (упражнение «Горка») и стали играть в футбол (упражнение «Футбол»). Посмотрели, который час (упражнение «Часики») и пошли домой.

-Устали друзья после футбола и захотели перекусить. Как ты думаешь, что любят кушать собачки?

- Правильно. Давай их угостим ими. Но, чтобы перекусить, надо косточки найти. Помоги Скай и Зуме. Косточки спрятались под листочками. Подуй на листочки и отыщи все косточки.

- Покажем Скай, как мы умеем «свистеть». Зубы сближены. Губы растянуты в улыбке. Кончик язык упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Воздух проходит посредине языка. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит.

-Теперь «позвеним» для Зумы. Положение губ, зубов, языка такое же, как при звуке [с]. Только спинка языка незначительно поднята, голосовые связки сомкнуты и вибрируют, поэтому звук звонкий.

- Да.

- Это Скай.

- Это Зума.

- Имя первого героя начинается с первого звука [с].

- Имя Зумы начинается со звука [з].

Ребёнок выполняет упражнения и выкладывает камешки на выполненное упражнение.

- Они любят косточки.

Ребёнок дует на листочки и находит косточки. Логопед следит, чтобы ребёнок дул на кончик язычка, а не в щёки.

III. Изучение нового.

– Дай характеристику звука [с]. (Звук С – согласный, твердый, глухой.)

– Выберите обозначение для звука [с] (Дети выбирают синий квадрат без колокольчика.)

– Дайте характеристику звука З. (Звук З – согласный, твердый, звонкий.)

– Как мы обозначим звук З? (Дети выбирают синий квадрат с колокольчиком.)

– Чем похожи звуки [с] и З? (Они оба согласные и твердые.)

– Чем эти звуки отличаются? (Звук [с] – глухой, а звук З – звонкий.)

-Наши спасатели любят петь песенки. Скай летает на вертолете и поёт свою песенку: «Са-са-са», «со-со-со», «су-су-су, «сы-сы-сы». Давай полетаем вместе со Скай. Ставим камешек на облачко, летим, напевая песенку.

-Зума водный спасатель. Но сейчас он прыгает по кочкам и напевает свою песенку: «За-за-за», «зо-зо-зо», «зу-зу-зу, «зы-зы-зы». Давай попрыгаем вместе со щенком и споём его песенку.

-Отдохнули спасатели и решили поиграть в футбол со своими друзьями. Давай и мы с ними поиграем. Помоги Зуме обойти мальчишек и передать мяч Скай. Я буду называть слова, если услышишь звук [с] клади на кружочек красный камешек, а если услышишь звук [з] - синий камешек.

Слова: сок, зубы, сова, Знайка, самолёт, колбаса, поезд, оса, закат, ананас, кактус, забор, Соня, тазы, змея, косынка, зонт, коза, квас, роза.

- Наши друзья любят придумывать разные словосочетания. А ты можешь? Придумай по 3 признака к каждому щенку. Готова?

- Скай какая?

- Зума какой?

- Давай ещё немножко поиграем. Посмотри на картинки. Назови их. Подумай, кому можно отдать эту картинку и составь предложение. Не забывай правильно произносить звуки. Например: Косу кому подарим?

Козу отдадим кому?

(Картинки: самокат, краски, свитер, сапоги, бусы, зонт, розы, зеркало, ваза, арбуз)

- Эти звуки согласные и тверые.

- Звук [з]- звонский, []

Ребенок проговаривает слоги и переставляет камушек по картинкам «облачка» и «кочки».

Ребёнок повторяет за логопедом слова, называет звук и выкладывает камешки.

Ребенок, услышав звук [с], должен положить красный камень в кружек, а на звук [з] – синий камень.

- Да.

- Скай смелая, сообразительная, ласковая.

- Зума забавный, изобретательный, зоркий.

- Косу мы подарим Скай. А козу отдадим Зуму.

IV. Обобщение (закрепление) изученного.

- Мы с нашими гостями подготовили тебе волшебные слова. Вставь нужные по смыслу слова.

Дети ели вкусный … зуб, суп.

У Зои разболелся …

У Зои русая … коса, коза.

В сад забрела …

Ребенок должен на слух определить какое слово больше подходит по смыслу.

V. Проверка результатов.

- С какими звуками мы сегодня играли?

- Как зовут наших друзей?

- А чем же различаются звуки?

- Со звуком [с] и [з]

- Наших друзей зовут Скай и Зума.

- звук [с] – глухой, а звук [з] он звонкий.

VI. Подведение итогов занятия.

- Чему мы сегодня учились?

- Аня, ты сегодня большая молодец. Хорошо поработала и красиво произносила звуки. Выбирай любую наклейку, это твоя награда.

- Сегодня мы учились различать звуки [с] и [з], помогали Скай и Зуме решать задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".

Данный конспект занятия предназначен для детей  подготовительной группы детского сада....

Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков [с] – [ш] в словах и предложениях».

Конспект  занятия  на тему: «Дифференциация  звуков[с] – [ш]  в  словах  и предложениях»....

Презентация к конспекту занятия на тему:« Дифференциация звуков С-Ш»

Дифференциация и закрепление правильного произношения звуков (С-Ш) в слогах, словах, во фразах....

Конспект занятия на тему: Дифференциация звуков [Ч]-[Ть]

Дифференциация звуков - это различение звуков, схожих по каким-то признакам. Ребенок научился произносить звуки правильно, но в самостоятельной речи заменяет их на звуки, сходные по звучанию. Не стоит...

Конспект занятия по теме "Дифференциация звуков Л-Р"

Конспект занятия по диференциации звуков Л-Р...

Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков р-л»

Тема:Дифференциация звуков «р-л» Цели:Учить детей различать звуки «р» и «л» в слогах, словах и предложениях. Выделять их из ряда других звуков и слов на слух.Р...

конспект занятия на тему:Дифференциация звуков с-ш изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Конспект подгруппового занятия для детей старшей группы на тему: Дифференциация звуков с-ш  изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях....