Стенд "Развитие речи"
материал по развитию речи (старшая группа)
Информация для оформления стенда учителя-логопеда
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 497.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Что нужно знать родителям
о развитии речи детей дошкольного возраста.
Роль родителей
в развитии речи ребёнка.
Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только благодаря их наблюдательности, чуткости,
умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит, будут ли у вашего малыша трудности с речью.
В каждой семье по-разному относятся к речи детей. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Так как в данном случае идёт задержка развития речи, и она тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально – психическое состояние ребёнка. Однако, если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.
Наиболее благоприятный возраст
для логопедической работы.
Корректировать недостатки звукопроизношения лучше всего в дошкольном возрасте. Этому способствуют следующие особенности ребенка.
1. Высокая пластичность мозга.
2. Игра - ведущий вид деятельности дошкольного возраста.
3. Проявление интереса к звукам речи и стремление овладеть ими.
4. Непрочность ошибочных речевых навыков.
Основные этапы нормального
речевого развития ребенка.
А.Н. Леонтьев устанавливает 4 этапа в становлении речи детей.
1. этап - подготовительный (с момента рождения ребенка до 1 года).
В это время происходит подготовка к овладению речью.
Начинается это с момента появления голосовых реакций( крик и плач, которые способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного).
Затем формируется понимания речи (реакция на голос говорящего).
Около двух месяцев появляется гуление, к началу третьего месяца лепет (сочетание звуков, неопределенно артикулируемых).
Заканчивается подготовительный этап появлением у ребенка первых слов.
2. этап – преддошкольный (от 1 года до 3 лет).
Этап становления активной речи.
В это время ребенок особое внимание обращает на артикуляцию взрослых, много и охотно повторяет за говорящими и сам пытается произносить слова.
Сначала слова носят обобщенно- смысловой характер (который зависит от ситуации в которой происходит общение), затем обобщенный.
На протяжении всего периода происходит значительное накопление словаря.
К началу 3-го года у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.
В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
3. этап – дошкольный (от3 до 7 лет).
Этот период характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей.
На этом этапе:
- формируется фонематическое восприятие (навык слухового контроля за собственным
произношением, умением исправлять его в некоторых возможных случаях);
- формируется умение воспроизводить слова различной слоговой структуры и
звуконаполняемости;
- продолжается быстрое увеличение словарного запаса;
- параллельно с развитием словаря идет развитие грамматического строя речи;
- ребенок овладевает связной речью;
- заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная
(отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь.
Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.
4. этап – школьный (от7 лет и дальше).
Продолжается совершенствование связной речи.
Главная особенность развития речи на данном этапе по сравнению с предыдущим - это ее сознательное усвоение. Дети усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе формируется письменная речь.
В процессе становления речи каждый ребенок проходит несколько этапов развития. Родителям нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачек», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения.
Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого.
Развитие речи ребенка можно изобразить линейно,
в следующей последовательности.
Крик –
лепет –
слова –
словосочетания –
предложения –
связное высказывание
Таким образом, мы видим, что развитие
детской речи – это сложный и многообразный
процесс. К концу дошкольного периода – началу
школьного дети должны владеть развернутой
фразовой речью, фонетически, лексически
и грамматически правильно оформленной.
Необходимость преодоления несовершенств детской речи.
1.Легче высказывать свои мысли.
2.Правильно формируются взаимоотношения с детьми и взрослыми.
3.Может возникнуть чувство своей неполноценности, боязнь «поправок» и насмешек со стороны детей.
4. Медленнее усваивается программный материал.
Родителям стоит задуматься к каким последствиям могут привести несовершенства детской речи, если их вовремя не скорректировать
Как развивать речь дошкольника
в домашних условиях.
- В процессе предметно- практической деятельности.
Самостоятельное и совместное рассматривание игрушек, предметов.
Специалисты считают, что речь развивается лучше во время
деятельности. Окружающие предметы привлекают внимание
и получают название лишь в том случае, если ребенку позволяют
«пообщаться» с ними: дотрагиваться, если предмет большой
(пол, стена), вертеть в руках, гладить, прислушиваться
(игрушка, кошка, собака, птичка), нюхать (цветы), есть (каша, молоко).
При этом происходит знакомство с названием предметов, названием действия, признаками предметов
Если это младший дошкольный возраст (первый год жизни) взрослые знакомят ребенка с окружающими его предметами, называют действия, которые выполняют по уходу за ребенком: во время режимных моментов - умывания, одевания, кормления.
Важно не только расширять лексический запас, но и добиваться полного понимания лексического смысла слов.
- Во время знакомства с художественными произведениями.
Во время чтения, рассматривания картинок в книжках (с первой половины 2-го года).
Если это младший возраст то сначала используются книжки-раскладушки из картона, содержащие одну большую предметную картинку на странице. Для детей более старшего возраста не менее важно, чтобы книга была с иллюстрациями. Для того, чтобы усвоение содержание происходило не абстрактно, а имело зрительную опору.
Необходимо обращать внимание на все окружающее: рассматривать рекламные буклеты (игрушки, автомашины, одежда, посуда, и т.п.), наборы предметов (камешки, ракушки, желуди, катушки с нитками разного цвета, лоскутки тканей) в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения.
- Во время игр и игровых упражнений.
Игры бывают: с игрушками и другими предметами, сюжетно-ролевые, подвижные.
Во время игры дети усваивают названия предметов (предметный словарь), пополняется глагольный словарь, словарь признаков.
Расширению словарного запаса, уточнению значения слов очень
полезны совместные игры взрослого и ребенка.
Учить детей по словесному указанию взрослого находить предметы
по названию, цвету, размеру («Возьми красный карандаш»), называть
их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко»,
«Стоят рядом», имитировать действия людей и движения животных
(«Покажи, как поливают из леечки», «Походи как медвежонок»).
- Посредством общения с окружающей действительностью.
Во время прогулок, наблюдая за всеми явлениями и событиями, происходящими на улице, в парке, в саду, лесу, на реке и т.д.
- Посредством общения с окружающими.
Помогать детям общаться со сверстниками, знакомыми взрослыми посредством поручений (попроси, предложи, поблагодари и др.) Приучать детей слушать рассказы взрослого о проказах животных (кошки, собаки, вороны), об интересной прогулке, о других житейских ситуациях, понятных младшим дошкольникам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...
Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.
Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...

Конспект комплексного логопедического занятия с детьми средней группы «Прогулка в лес»Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи.
Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи....
Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.
Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"
Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....
Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...
