Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по речевому развитию на тему «Моя семья»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Иноземцева Ксения Николаевна

Аннотация

Данное занятие проводится с детьми подготовительной группы.

Цель – формирование у детей понятия о важности и значимости семьи.

В ходе образовательной деятельности у детей развивается речь, расширяется словарный запас по теме «Семья», развивается умение поддерживать беседу, умение отвечать на поставленные вопросы.

Умение доводить начатое дело до конца.

Конспект по речевому развитию будет полезен воспитателям, работающим с детьми подготовительной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в

подготовительной группе по речевому развитию на тему «Моя семья»

Аннотация

Данное занятие проводится с детьми подготовительной группы.

Цель – формирование у детей понятия о важности и значимости семьи.

В ходе образовательной деятельности у детей развивается речь, расширяется словарный запас по теме «Семья», развивается умение поддерживать беседу, умение отвечать на поставленные вопросы.

Умение доводить начатое дело до конца.

Конспект по речевому развитию будет полезен воспитателям, работающим с детьми подготовительной группы.

Цель занятия: формирование у детей понятия о важности и значимости семьи.

Задачи:

Образовательные:

- формировать грамматический строй речи, представление о семье, о её членах.

- учить создавать простейшую схему семейного древа, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений.

- расширять и закреплять представления детей о том, что такое имя, фамилия, отчество.

Развивающие:

- развивать у детей интерес, любознательность, познавательную мотивацию, навыки свободного общения, умения отвечать на вопросы полным предложением.

- обогащать словарный запас детей понятиями «Фамилия», «Отчество», «Семейное древо»

Воспитательные:

-воспитывать уважение к старшим членам семьи, воспитывать желание заботиться о близких.

- умение доводить начатое дело до конца и входе изготовления древа.

Методы и приёмы:

  • Словесные – беседа, объяснение.
  • Наглядные – презентация, дидактические игры «Собери картинку», «Придумай фамилию».
  • Практические – составление схемы родословного или же генеалогического (родословного) древа.

Оборудование:

Мольберт, мультимедийный проектор, магниты, шаблон генеалогического древа, шаблоны для портретов семьи, цветные карандаши, разрезные картинки с цветами (Роза, василёк, ромашка анютины глазки), корзинка, чудесный мешочек с предметами: ватрушка, ложка, вилка, ёжик, лиса, батон, тарелочка, бобр, чеснок) картинки с семьёй большая и маленькая семья.

Ход НОД:

Организационный момент

Гости сидят на стульях в группе. Входят воспитатель с детьми. Воспитатель обращает внимание детей на присутствие гостей.

Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте мы поприветствуем друг друга, дружно скажем здравствуйте!

Воспитатель: А теперь дорогие участники прошу проходите занимайте свои места, усаживайтесь поудобней.

Вводная часть

Воспитатель: Добрый день, уважаемые телезрители. Сегодня в нашей студии гости программы и ее участники, ребята подготовительной группы «Радуга». Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о своих дорогих и близких людях.

Воспитатель: итак, начинаем нашу телепередачу «Когда все дома» и я ее ведущая, Ксения Николаевна, хочу рассказать вам сказку о мальчике, который жил один. И начиналась она так: «Жил-был мальчик, который был один-одинешенек на свете…» (на экране появляется изображение мальчика).

Воспитатель: А разве так бывает, что у человека совсем никого нет? Ответы детей

Воспитатель: Как вы считаете? Ответы детей

Основная часть

Воспитатель: Ну тогда мы изменим сказку и у нашего героя появятся замечательные, любящие

Ответы детей (родители!) (и на экране – изображение мамы и папы).

Ребята, а как мы назовём, одним словом, родных людей, которые живут вместе?

Ответы детей

Воспитатель совершенно верно семья!

И о ней мы сегодня с вами будем говорить.

1 слайд – рубрика «Моя семья»

Воспитатель А как бы вы могли ответить на вопрос: «Что такое семья?» …

Ответы детей

Воспитатель Семья – это самое главное в жизни для каждого из нас – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

 Когда вы появились на свет, каждого из вас окружали заботой члены вашей семьи, они давали вам имя и фамилию.

Ребята, а вы знаете, как выбираются имена? … Ответы детей…

Воспитатель Родители могут выбрать любое имя своему ребенку. Имен на свете так много, что они могут прятаться в разных предметах и даже цветах.

Игра «Найди имя»

Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Найди имя» Проходите к столам, но сперва нам с вами нужно разбиться на пары. У каждой пары на столе лежат разрезные картинки. Вам необходимо собрать картинку и угадать какое имя спряталось в названии цветка (ромашка-рома, анютины глазки – Анюта, василёк – Василёк, Вася, роза - Роза). Какие красивые имена вы нашли. Сложите все цветы в мою корзинку.

Молодцы ребята! Ребята, может и нашим героям мы тоже дадим имена?

Дети придумывают имена для папы, мамы, и мальчика). … Ответы детей…

Проходите на свои места. Дети присаживаются на стульчики.

Воспитатель - А что же такое фамилия? … Ответы детей…

Фамилия – это имя семьи. Фамилию никто не выбирает. Фамилия переходит от прадедов и дедов. Ребята, а вы знаете, что фамилий сначала не было. Но потом по указу царицы Екатерины Великой фамилии решили дать всем семьям на Руси.

Но где же взять столько фамилий сразу? Вот и решили фамилии давать по названию предметов или по тому, чем занимались люди, по их профессии.

Давайте поиграем в игру «Придумай фамилию»

Я вам предлагаю поиграть в игру, хотите? У меня есть вот такой чудесный мешочек, в котором спрятаны различные предметы, вам, ребята, предлагаю опустить руку в мешочек. взять на ощупь предмет, вытащить, показать всем и придумать фамилию. Готовы?

Молодцы, какие интересные фамилии вы смогли придумать. Я предлагаю нашему герою и его родителям дать фамилию. Вы придумали столько фамилий, какую фамилию можем им дать? Ответы детей…

Воспитатель - Ребята, а что же такое отчество? Ответы детей…

От кого оно нам досталось? … Ответы детей…

 Воспитатель: Вы совершенно правы, отчество нам досталось от папы. Отчество присваивается ребенку по имени отца, так как отец является главой семьи. А вы, ребята, знаете своё отчество? А это мы сейчас проверим! Предлагаю поиграть в игру «Назови свое отчество»

Раз два три кружочек собери! Дети строятся в круг. Сейчас мы будем передавать мяч по кругу и каждый из вас будет называть своё отчество.

Молодцы, вы отлично справились!

Давайте и нашим героям дадим отчество! … Ответы детей…

2 слайд – рубрика «Родственники»

Семья – это люди, которые живут вместе, любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу и в трудную минуту, и в обычных делах. Семьи ребята бывают и большие, и маленькие. Маленькая семья, это папа, мама и ребёнок. (3 человека). А если в семье живут дети, родители, дедушка и бабушка, то говорят, что это большая семья.

Посмотрите, на этих картинках изображены семьи, определите на какой картинке изображена большая, маленькая семья. Из скольких членов семьи состоит большая, маленькая? (На экране появляются картинки большой и маленькой семьи.)

А еще всех членов семьи называют родственниками. Родственники – это братья и сестры, мамы, папы, бабушки и дедушки.

А давайте проверим, знаете ли вы, кто кем кому приходится.

Игра по кругу «Я тебе мама, а ты мне …» Предлагаю ребятам построиться в круг. Я встаю с зади и ставлю руки на плечи Арины, и говорю: Я тебе мама, а ты мне? Дочка!  Я занимаю место Арины, а Арина переходит дальше. И игра продолжается. 

3 слайд – рубрика «Очень умелые ручки» 

Воспитатель: Ребята проходите к нашему столу присаживайтесь. Показ генеалогического древа на мольберте.

У каждой семьи есть своя история, свои предки. Нашу связь с родными можно изобразить на рисунке. Такой рисунок называется «генеалогическое древо». Это дерево, у которого есть корни, ствол, ветви и листья.

Корни — это наши предки, ветки дерева – это наши родители, а листья — это дети. Я хочу вас попросить, ребята, давайте мы с вами поможем создать такой рисунок наши героям. Но сначала нам нужно договориться, кто кого будет изображать. … Ответы детей…

После дети работают с шаблонами портретов родственников семьи. Рисуют: брови, глаза, нос, рот, причёску и т.д. Затем, когда ребята закончат рисовать портреты, они подходят к мольберту, берут магнитики, и закрепляют магнитом свои шаблоны портретов на генеалогическое древо. Закрепляю с детьми, что дедушки и бабушки у нас находятся внизу на нижней части кроны дерева, затем идут родители, и на самом верху это дети.

Молодцы, ребята, посмотрите, какое генеалогическое древо у нас с вами получилось. Теперь и у нашего героя появилась большая дружная семья. Где есть и папа, и мама, и дети, бабушки и дедушки.

Присаживайтесь на свои места!

4 слайд – вопросы от телезрителей

Воспитатель: к нам на передачу часто приходят письма, и вот одно из них.

(На экране прилетает письмо.)

Воспитатель: письмо пришло от девочки, которую зовут Демичева Мия, из старшей группы «Зайчата» Она просит объяснить, что такое семья? …

 Дети отвечают на вопрос девочки Мии

(На экране прилетает письмо.)

Воспитатель: письмо А в следующем письме к нам обращается Таисия из старшей группы «Сказка» она просит нас объяснить: А откуда у меня такое имя? …

 Дети отвечают на вопрос девочки Таси.

(На экране прилетает письмо.)

Воспитатель: со следующим письмом к на обратилась мама Екатерина Валентиновна. Она просит вас объяснить, как можно проявить заботу к родителям?

Дети отвечают на вопрос Екатерины Валентиновны…

(На экране прилетает письмо.)

Воспитатель: и последнее письмо, которое пришло от Рычкова Дамира из детского сада «Снежанка» Дамир просит вас объяснить ему, «Что такое генеалогическое древо?» 

Дети отвечают на вопрос Дамира. (Если ребёнок затрудняется, можно задать вспомогательные вопросы)

Заключительная часть

 Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? О семье! Хотелось бы закончить нашу передачу такими словами.

Ребята, семья любит нас разных, и маленьких, и больших, хороших и озорных, весёлых и грузных. Я хочу, чтобы вы заботились о своей семье. И пусть в каждой семье всегда улыбается ласковое солнышко.

А пожелать хочу я вам всегда

будьте вместе, любовь берегите,

обиды и ссоры подальше гоните,

хочу, чтоб про вас говорили друзья,

какая хорошая ваша семья!

На этом наша телепередача «Когда все дома» подошла к концу. Я говорю вам: «До свидания и до новых интересных встреч!»

Самоанализ открытого занятия по теме

«Моя семья»

Занятие проводилось в подготовительной группе «Радуга» с подгруппой детей из 8 человек.  детей данной группы сформированы навыки учебной деятельности. Дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слышать и слушать воспитателя. Для эффективности мотивации я использовала игровую ситуацию – участие телепередаче, что считаю позволили мне заинтересовать детей.

Цель моего занятия: формирование у детей понятия о важности и значимости семьи.

Задачи:

- формировать грамматический строй речи, представление о семье, о её членах.

Учить создавать простейшую схему семейного древа, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений. Расширять и закреплять представления детей о том, что такое имя, фамилия, отчество.

- развивать у детей интерес, любознательность, познавательную мотивацию, навыки свободного общения, умения отвечать на вопросы полным предложением. Обогащать словарный запас детей понятиями «Фамилия», «Отчество», «Семейное древо»

-воспитывать уважение к старшим членам семьи, умение доводить начатое дело до конца и входе изготовления древа.

Цель занятия была доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержания занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом из индивидуальных особенностей (состояния внимания, степени утомляемости и пр.)

Во время занятия использовала различные методы и приёмы:

Словесные – беседа, объяснение

Наглядные – презентация, дидактические игры «Собери картинку», «Придумай фамилию».

Практические – составление схемы родословного или же генеалогического древа.

На протяжении всего занятия оказывала детям помощь в виде прямых наводящих, подсказывающих).

Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны. На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовала динамика занятия.

На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон, моя речь была эмоциональна в общении с детьми. Правильные ответы детей мной поощрялись, что придавало им уверенности.

Таким образом, цель и задачи, поставленные в рамках занятия, были реализованы. Все виды заданий, запланированные с детьми, были проведены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.Тема: "Прогулка по городу"

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одним из направлений деятельности каждого дошкольного учреждения.надеюсь, что предложенный материал будет полезен в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по "Познавательному развитию"на тему "В гостях у Аристотеля"

Дети по своей природе исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познать его. Бумага- это самый доступн...

Конспект Непосредственно Образовательной Деятельности в подготовительной группе по речевому развитию "Путешествие в город Спасибоград"

Цели:  Систематизировать правила доброго, вежливого поведения. Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках. Задачи:Образовательные:- продолжать формировать культуру речево...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию на тему: «Чтение произведения Н. Н. Носова «На горке»

- учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений;- усваивать последовательность развития сюжета;- замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие ...