"Хлеб - наше богатство"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Программное содержание:

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;

Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;

Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;

Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол;

Обратить внимание на содержание труда людей , на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;

Закрепить знания детей о том, что хлеб- это один из самых главных продуктов питания в России.

Задачи.

Образовательные:

- обобщить и уточнить знания детей о хлебе;

- формировать представления о выращивании хлеба от зерна до колоска;

- обобщить знания о профессиях людей;

- донести до сознания детей, что хлеб -это итог работы многих людей;

- обогащать словарь детей: хлебороб, жатва, элеватор.

Развивающие:

- развивать речь, мыслительную деятельность, мелкую моторику, навык самостоятельной работы, расширять и активизировать словарь, поддерживать естественный интерес и любознательность детей, фантазию и инициативу.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве, трудолюбие и терпение.

Предварительная работа:

- беседы с детьми по темам: " Что такое злаки и из чего пекут хлеб?", " Какие виды бывают хлеба?", "Почему надо беречь хлеб?";

-разучивание загадок и скороговорок о хлебе;

-рассматривае фото, репродукций, иллюстраций;

- рассматривае колосьв ржи и пшеницы;

 -чтение художественной литературы: Барыкин К.К. "Хлеб, который мы едим";

- рисование колосков пшеницы;

- сюжетно-ролевые игры: Поездка на хлебное поле", Хлебороб и пекарь", "Пекарня".

Демонстационный материал: колосья зерновых культур, мука разных сортов (гречневая, кукурузная, рисовая, пшеничная, ржаная), иллюстрация хлебобулочных изделий, иллюстрации сельскохозяйствейной техники.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Ребята предлагаю вам  вначале нашего занятия  отгадайть загадку:

Отгадать легко и быстро:

мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый, 

 А бывает подгорелый. (Хлеб)              

 Дети: Хлеб.

Воспитатель:

Да, все верно, мы с вами поговорим именно о нем.

Как ласково можно назвать хлеб?

Дети: Хлебушек.

Воспитатель: с румяной корочкой, душистый , ароматный, горячий, мягкий. Он -самый главный на каждом столе. Ни один обед, ни один завтрак  и ужин не обходиться без маленького кусочка хлеба. Ни один бутерброд, ни одна котлетка не будет вкусной без хлеба.

Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.

Ребята, а кто знает, из чего пекут хлеб?

Дети: из муки.

Воспитатель: правильно. А, что такое мука и из чего ее получают?

Дети: из зерен пшеницы, ржи.

Дидактическая игра.

Мука из пшеницы  пшеничная

Мука из ржи - ржаная

Мука из кукурузы - кукурузная

Мука из риса - рисовая

Мука из гречки -гречневая

Мука из нута - нутовая

Воспитатель: чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь , пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются -хлеборобы. Так же выращивать и убирать хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выезжает трактор. Кто ведет его?

Дети: тракторист.

Воспитатель: а, что делает трактор в поле?

Дети: Трактор тянет за собой железный плуг, который вспахивает землю.

Воспитатель: и вот земля становится мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять. К трактору прикрпляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна в колосьх. Поле в это время очень красивое.

Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

Физкультминутка " В поле зернышко попало"

В землю зернышко попало (приседают)

Проростать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (повернуться вокруг себя)

Воспитатель: Ну вот зерна созрели. Начинается жатва. На поле выходят другие машины - комбайны. Кто работает на комбайне?

Дети: комбайнер.

Воспитатель: Что же делает комбайнер?

Дети: собирает колосья.

Воспитатель: Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. Далее машины везут зерно на элеваторы- специальные сооружения для хранения зерна. А, как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?

Дети: На мельницу.

Воспитатель:правильно и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляеся мука?

Дети: на хлебозавод.

Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими "руками" вымешивают тесто для хлеба. 

А давайте и мы превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира. Тема: «Хлеб – наше богатство»

Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме.В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностя...

образовательная область.коммуникация.тема: "хлеб-наше богатство"

конспект о бережном отношении и уважении к хлебу. дети отгадывают загадки,читают стихи о хлебе....

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной группе на тему «Хлеб-наше богатство!»

 Программное содержание: Образовательные задачи:-познакомить детей с процессом выращивания хлеба;-дать представление, как хлеб пришёл на наш стол;-обратить внимание на содержание труд...

Конспект занятия на тему "Хлеб - наше богатство"

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира...

Хлеб - наше богатство.

Дать представления о хлебе, о том как его выращивают на Кубани, расширять словарный запас за счет слов (хлебушко, корочка, душистый, золотистая,); воспитывать бережное отношение к хлебу....

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира, тема: «Хлеб – наше богатство»

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его....

Конспект ОД «Познание» и «Окружающий мир» для детей средней группы Тема: «Хлеб наше богатство»

Цели: Программные задачи:Обучающие задачи:Познакомить детей с процессом выращивания зерновых культур.Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.Познакомить с трудом земледельце...