Образовательная область "Речевое развитие" описание картины " Северные олени"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Валентина Ивановна Архипкина

Образовательная область "Речевое развитие" конспект занятия по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности описание картины " Северные олени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Описание картины "Северные олени"58.92 КБ

Предварительный просмотр:

Рассказывание по картине «Северные олени»

Цель: Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и образе жизни животных.

Задачи:

Обучающие: Уточнить знания детей о северном крае. 

Воспитательные: Воспитывать интерес к северному краю.

Развивающие: Учить составлять описательный рассказ по картине, логично и последовательно излагать свои мысли.

Познавательное развитие: Расширять знания детей об особенностях внешнего вида оленей, среды их обитания.

Социально-коммуникативное развитие: продолжать развивать у детей желание участвовать в совместных играх со сверстниками, воспитывать умение внимательно выслушивать товарища.

Ход занятии

         

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.


Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

Воспитатель: Ребята сегодня, когда я пришла в детский сад и зашла в нашу группу, увидела на столе вот такой большой конверт. Вам интересно узнать, что в нем? Давайте мы его откроем и посмотрим.

Дети соглашаются с воспитателем, вскрывают конверт, и воспитатель достает из него письмо

Воспитатель: Дети, посмотрите, кто-то нам прислал письмо. (Читаем письмо)

«Здравствуйте, дети!  Я косуля, отношусь к семейству оленьих. Живу в низовьях Дона. Хочу узнать о своих родственниках – оленях, живущих на севере!»

В-ль: Ребята, мы сможем нашей косуле, найти ее родственников?

- Кто запомнил, где живут олени? (Олени живут на севере).

- Как же мы сможем помочь косуле? Как мы сможем оказаться на севере? (Варианты детей)

- Я предлагаю отправиться в путешествие на ковре-самолете. Кто готов отправиться со мной? Занимайте места, держитесь крепче, отправляемся в полет…

- Ребята, чувствуете, как похолодало, мы прилетели на Дальний Север. Готовимся к посадке.

- Оглянитесь вокруг, мы с вами приземлились в тундре!!

- Кто знает, что такое тундра? (Тундра – это вид природной зоны с вечномёрзлой почвой. Главная черта тундры – сильные ветра и многолетняя мерзлота. В России полоса тундры тянется вдоль берегов северных морей, на тысячи километров).

- В тундре очень суровый климат, зима здесь очень продолжительная длится 8-9 месяцев. В тундре растут только те растения, которые выносят холод и сильные ветра. Обычно это карликовые деревья, мхи и лишайники, которые стелются по земле.

Мхи и лишайники очень важны для животных тундры. Растение ягель называют «оленьим мхом», так как его в пищу употребляют олени. Животные находят его по запаху под толстым слоем снега. 

- Слушайте загадку:

От рогов ветвистых, стройных

На снегу заметна тень.

Кто бежит к вам, с ветром споря?»

Дети: Это северный олень!

В-ль: Правильно, северный олень - один из самых удивительных зверей тундры. 

Воспитатель подводит детей к мольберту с картиной «Северные олени». Дети рассматривают её некоторое время.

Игра «Подзорная труба»

А давайте с вами посмотрим на них издалека, чтобы не распугать их. Для этого у меня есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?

(Дети называют увиденное со слов «Я вижу…»)

Рассматривание картины «Северные олени».
А теперь я предлагаю вам посмотреть на картину и ответить на вопросы:

Что нарисовано на этой картине? (Оленуха с оленёнком)
Что делает оленуха? (наклонила голову и ищет ягель – олений мох)
Что делает оленёнок? (он стоит рядом и смотрит на неё)
Сравните оленуху с оленёнком.
Чем они отличаются? (у оленёнка шерсть тёмная, а у оленухи – серая, у оленёнка рожки маленькие и слабые, он ещё не может сам добывать себе пищу, у оленухи крепкие, сильные она ими разгребает снег, находит корм – ягель, (Оленуха большая и сильная, а оленёнок (маленький и слабый)
Чем похожи, Оленуха и оленёнок? (шерсть у них густая и тёплая)
Что у оленя на голове? (рога).
Какие рога у оленя? (большие, ветвистые).
На что у них похожи рога? (на ветки дерева, они красивые)
Чем покрыто тело оленя? (шерстью).
Какого цвета шерсть у оленей? (коричневая, серая).
А что на ногах у оленя? (широкие копыта).
Для чего оленю нужны широкие копыта? (чтобы он не проваливался в снег).
И еще он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает сухую траву – это самый любимый корм оленей.
Как вы думаете какая зима изображена на картине? (морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная)
Какой снег зимой? (легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый).

Составление рассказов детьми.

Воспитатель: Теперь давайте еще раз посмотрим внимательно на картину… Мы с вами внимательно рассмотрели картину и, теперь будем составлять по ней рассказ.

Схема рассказа:

1.Название своего рассказа.
2. Кто изображён на картине? (Герои).
3. Внешний вид животного, части его тела.
4. Чем питается?

https://avatars.steamstatic.com/3bf24997708f67e4aa37ad202b0c304fa553b3e2_full.jpg

https://i.pinimg.com/736x/42/08/e4/4208e4a6c5f2d74f65b7aba2bf769993.jpg

https://i.pinimg.com/736x/8c/a8/79/8ca879bfc224c84f1474661a447fc776.jpg

https://spaces-cdn.clipsafari.com/m67yc9elmqioqt9qbdofw8dj9xd5


Воспитатель: Кто хочет рассказать о Северных оленях?

Образец рассказа:

«На картине изображён оленёнок со своей мамой – Оленухой. Оленуха

большая, у неё серая густая шерсть, большие ветвистые рога, которые служат ей защитой от врагов. У матери оленёнка широкие копыта. С помощью их она откапывает себе ягель в суровую холодную зиму, и они позволяют ей не проваливаться на снегу. Рядом с Оленухой стоит Оленёнок. Он намного меньше своей мамы, но его тело также покрыто густой коричневой шерстью. Оленёнок совсем ещё маленький, рожки у него только немножко выросли. Он неуверенно стоит на своих длинноногих, тоненьких, слабых ногах и смотрит на свою маму, как она добывает ягель».

Воспитатель: Очень интересные рассказы у вас получились. Давайте немножко отдохнем? 

Проводится физминутка

У оленя дом большой,                          

Он сидит, глядит в окошко.

Зайка по полю бежит, 

В дверь к нему стучит:

«Тук-тук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой».

«Зайка, зайка, забегай!

Лапку мне давай».

Воспитатель: Ребята я вам предлагаю поиграть в игру «4 лишний» и познакомимся с дикими животными - родственниками косули (лось, зубр, горный козел, и олень)

Поиграли, теперь мы с вами вспомним как называются: папа – лось, мама - лосиха детеныш – лосенок!

Теперь вспомним какая погода в тундре? (ветреная)

Как дует сильный, вьюжный ветер? («У – у – у»), а порывистый ветер? («В – в - в»)

Вспомните, какие это звуки? (Звук [У] – гласный, его можно тянуть (петь), он не встречает преграду. Звук [В] – согласный, он не поется и встречает преграду (зубы и губа))

Ребята, здесь очень холодно, у меня руки начали замерзать. А у вас? Мне, кажется, надо возвращаться в детский сад. Занимайте скорее места на нашем ковре самолете и летим назад в детский сад!

Ребята, где мы с вами были, кого видели? Что нового узнали?

Вам понравилось наше путешествие? Я предлагаю вам слепить оленя с олененком, чтобы подарить их косуле, вместе с нашим рассказом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Составление рассказа по картине "Северные олени"

Тема: "Составление рассказа по картине "Северные олени" Цель: формировать представление о северных оленях, продолжать формировать у детей умение составлять сюжетный рассказ по карт...

Открытое занятие по образовательной области и «Коммуникация» в старшей группе Тема: Составление рассказа по картине «Северные олени».

Задачи:Образовательные:Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине;Обогащать и активизировать словарь детей.Развивающие:Развивать монологическую речь детей;Продолжать упражнят...

Образовательная область «Речевое развитие» Организованная-образовательная деятельность Раздел «Развитие речи» Тема: «Составление рассказа по картине «Северные олени»

Цель: формировать представление о северных оленях, продолжать формировать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картине.Задачи:1.     Образовательные:·...

Конспект занятия по "Развитию речи" - "Составление рассказа по картине "Северные олени"

Конспект занятия по "Развитию речи" - "Составление рассказа по картине "Северные олени"...