Конспект образовательной деятельности по развитию лексико грамматического словаря с детьми старшего дошкольного возраста «Золотая рыбка»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Формирование лексико-грамматических категорий у старших дошкольников через сказкотерпию.
Задачи:
- Обогащать и активизировать словарь детей, используя лексико- грамматические категории:
- антонимы,
- существительные множественного числа,
- относительные прилагательные,
- однокоренные слова,
- слова, преобразованные из существительного в прилагательное (по образцу).
2. Закреплять умение строить предложение из набора слов.
3. Отвечать на вопросы развернутым предложением.
4. Развивать слуховое внимание, память.
5. Формировать у детей навыки сотрудничества в совместной деятельности, выполнять поставленные задачи, взаимодействовать, договариваться и согласовывать свои действия.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 148.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение
детский сад № 31
Конспект
образовательной деятельности
по развитию лексико грамматического словаря
с детьми старшего дошкольного возраста
«Золотая рыбка»
Составила воспитатель Мальцева Н.И.
г.Саров
Цель: формировать лексико-грамматические категории у старших дошкольников
через сказкотерпию.
Задачи:
- Обогащать и активизировать словарь детей, используя лексико- грамматические
категории:
- антонимы,
- существительные множественного числа,
- относительные прилагательные,
- однокоренные слова,
- слова, преобразованные из существительного в прилагательное (по образцу).
2. Закреплять умение строить предложение из набора слов.
3. Отвечать на вопросы развернутым предложением.
4. Развивать слуховое внимание, память.
5. Формировать у детей навыки сотрудничества в совместной деятельности, выполнять поставленные задачи, взаимодействовать, договариваться и согласовывать свои действия.
Предварительная работа: чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», рассматривание иллюстраций к книге, с изображением моря.
Активизация словаря: осенний, ивовый, кленовый, пасмурный, дождливый, грязный, желтеют, листопад, моросит, ветреный.
Материал: картинка старика, золотой рыбки, мячик.
Индивидуальная работа: продолжать учить составлять предложение из набора слов, умение согласовывать существительные с числительным.
Ход занятия
- Послушайте внимательно загадку:
Я красива и мила,
обаятельна всегда.
В сказке всем я помогаю
И желанья исполняю. (Золотая рыбка)
- Назовите сказку, где главным героем была золотая рыбка.
(«Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина)
- Мы с вами читали эту сказку, но я бы хотела вам рассказать эту сказку на новый лад. Хотите послушать? (Да, конечно)
- Вы помните, как начинается сказка?
(Жил старик со своей старухой у самого синего моря…)
- Итак, закинул старик невод, поймал он рыбку, стал просить старик у рыбки новое корыто для своей старухи. Пожалела его рыбка:
- Дам я тебе новое корыто, если выполнишь мое задание: если ты правильно назовешь признаки осени.
- А старик не знает что ответить, поможем ему?
(Конечно поможем, мы знаем признаки осени)
- Назовите признаки осени. ( День короче, а ночь длиннее, желтеют листья, часто идут дожди, холодает, насекомые прячутся под листья, камушки, под кору деревьев, птицы улетают на юг, дует холодный, колючий ветер, выпадает первый снег, бывают морозы, люди собирают урожай, одевают теплую одежду)
- Молодцы. Через несколько дней снова старик пошел к морю, поймал рыбку и просит у нее новый наряд для себя и своей старухи. Снова дала задание рыбка старику.
- Слушайте внимательно вопросы и помогайте.
Чего больше - осенних дней или месяцев? (Больше осенних дней)
Чего больше – осенних месяцев или летних? (И осенних и летних месяцев одинаковое количество)
Если начинают опадать листья, то наступает весна? (Если опадают листья, то наступает осень)
Дети идут в школу первого октября? (Дети идут в школу первого сентября)
- Молодцы, справились и с этим заданием.
- Прошла неделя, вдруг налетел сильный шторм и разрушил ветхую землянку у стариков, негде им жить. Пошел старик опять к рыбке:
- Смилуйся, государыня – рыбка, помоги нам. Пожалела их рыбка, но с одним условием, нужно выполнить задания:
1 задание: Игра «Скажи наоборот»
Ясный день – пасмурный день.
Дождливая погода - … ясная погода
Тёплая одежда - …холодная одежда
Поздняя осень - …ранняя осень
Ветреный день -…безветреный день
2 Задание: Игра «Измени слово»
Осень – осенний.
Дождь – дождливый.
Грязь – грязный.
Октябрь – октябрьский.
Сентябрь – сентябрьский.
Холод – холодный.
Ветер – ветреный.
- Живут старик со старухой, все у них хорошо. Но тут новая беда, сломалась печка, еду приготовить нельзя. Пошел старик снова на поклон к рыбке. Сказала рыбка:
- Будет у вас печка, если ответишь на мои вопросы: нужно угадать по признакам, действиям, что это.
Льет, моросит, крапает – дождь.
Краснеет, желтеет, опадает - листва.
Дубовые, кленовые, березовые – листья.
Сильный, холодный, пронизывающий – ветер.
Выкапывают, вырывают, срезают - овощи.
Дуб, береза, липа, осина –это деревья.
Сентябрь, октябрь, ноябрь – это осенние месяцы.
- Пошел старик к морю, хотел наловить рыбы, закинул он свой невод. Но рыбы не поймал, порвался невод. Снова стал просить помощи у золотой рыбки, она дала новое задание «Сосчитай до пяти».
- Ребята, старик не умеет считать, поможем ему? (Конечно, да.)
Будьте внимательны.
Один осенний день – два осенних дня, три осенних дня, …
Одна маленькая лужа – две маленьких лужи,…
Один березовый листок – два березовых листка,…
Одна черная туча – две черных тучи,…
- Молодцы, правильно считали. Появилась у стариков и новая печка и невод, да посуда вся разбилась, чай не из чего пить. Снова отправился старик к золотой рыбке.
- Пожалей нас старых рыбка, подари новые чашки. Пожалела рыбка, но сказала:
- Подарю чашки, если сможешь построить красивое предложение из слов.
- Задумался старик, не знает, что делать. Поможем старику?
На, убирают, полях, урожай. - На полях убирают урожай.
Собирают, в, дети, лесу, грибы.
Мама, на, грибов, сушила, зиму.
Рябине, созрело, на, ягод, много.
- Пошел в последний раз старик к золотой рыбке, попросил золотые монетки, чтобы поблагодарить ребят за помощь. И эту просьбу выполнила рыбка, вильнула хвостом и уплыла в синее море.
Анализ:
- Ребята, что мы сегодня делали на занятии? (Помогали старику выполнять задания золотой рыбки)
- Какие задания больше всего понравилось выполнять?
- Молодцы, вы справились со всеми заданиями рыбки, старик благодарит вас за помощь и в знак благодарности своим помощникам дарит медальки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»
Конспект занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...

Перспективно - тематический план работы учителя-логопеда "Развития лексико - грамматических категорий у детей дошкольного возраста через логосказки"
Перспективно - тематический план работы учителя-логопеда по развитию лексико - грамматических категорий у детей дошкольного возраста. В плане отражаются следующие разделы работы: лексико - грамматичес...

Конспект занятия по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Золотая рыбка»
Расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида золотой рыбки. Познакомить с отрывком из «Сказки о золотой рыбке» А. С. Пушкина....

Паспорт группы общеразвивающей направленности 5-6 лет старшего дошкольного возраста"Золотая рыбка"
Модульный стандарт...

Технология развития лексико-грамматических компонентов речи детей дошкольного возраста
Технология развития лексико-грамматических компонентов речи детей дошкольного возрастаСовременные информационные технологии – это способы создания, фиксации, переработки и распространения информации. ...

Тематические игры по развитию лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
Вашему вниманию представлены образцы заданий из картотеки по формированию лексики и грамматики у детей дошкольного возраста в соответствии с тематическим планированием в ДОУ....
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для старшего дошкольного возраста "Животные жарких стран"
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для старшего дошкольного возраста "Животные жарких стран"...

